Девятая сессия / Session 9
США, 2001
Жанр: ужасы, детектив, триллер
Режиссер: Брэд Андерсон
Сценарий: Брэд Андерсон, Стивен Геведон
В ролях: Дэвид Карузо, Стивен Геведон, Джош Лукас, Брендан Секстон III
Похожие фильмы:
- «Ужас Амитивилля» (1979)
- «Сияние» (1980)
- «Тайное окно» (2004)
Представьте себе, что вы сидите где-нибудь в тихом уютном баре. Большую часть посетителей составляют мужики-работяги, расслабляющиеся после тяжелого дня и негромко болтающие ни о чем. С одним из них у вас завязывается беседа, и он, неторопливо прихлебывая пиво, рассказывает вам давнюю байку, произошедшую с кем-то из его друзей или коллег. Страшноватую, таинственную, но звучащую поразительно достоверно.
Именно на такую историю, рассказанную случайным знакомым, и похож фильм «Девятая сессия». Это мистическая история о заброшенной психиатрической лечебнице, призраках и бригаде рабочих, избавляющих старое здание от асбеста.
Пересказать сюжет можно буквально в паре предложений. Но в данном конкретном случае лучше все же удержаться от искушения обсудить его с читателем, так как, во-первых (вот уж редкость в современном кинематографе!), именно на истории и способе ее подачи держится очарование картины. А во-вторых, краткий пересказ может сбить с толку, заставив думать, что перед нами просто очередная лента о «нехорошем» месте, причем довольно банальном. В самом деле, сколько зловещих психбольниц мы уже видели на экране? Без медленного, постепенного погружения в происходящее попросту не произойдет той магии, которая и позволяет смело причислять «Девятую сессию» к классике.
Сюжет развивается неторопливо. Порой фильм кажется немного затянутым, но, положа руку на сердце, эта мысль приходит в голову уже после просмотра, когда зритель возвращается к привычному ритму жизни. Пока же создатели медленно, словно выкладывая паззл, раскрывают все новые и новые детали сюжета, о подобных вещах как-то даже не хочется думать.
Отдельно хочется отметить работу актеров, чей вклад в создание атмосферы фильма сложно переоценить. Среди персонажей нет ни одной выдающейся личности – в современном киношном понимании этого слова: ни экстрасенсов, ни гениев оккультных практик, ни фанатиков, одержимых древними тайнами. Герои картины – самые обычные работяги, ведомые самым обычным человеческим желанием побыстрее закончить трудную и грязную работу, набить карманы деньгами и вернуться к своим повседневным делам. Но отчасти именно своей обычностью они и интересны.
В персонажах, превосходно воплощенных и непринужденно, как-то совершенно естественно раскрытых, можно легко узнать себя. В ком-то – с радостью, в ком-то – с долей стыда и легким отвращением. Благодаря этому, создается эффект настолько полного погружения в повествование, что, когда под влиянием окутанного мрачными слухами места герои из сплоченной бригады профессионалов, пусть и имеющих свои сложности в общении, но осознающих коллективную ответственность, превращаются в шайку ожесточенных параноиков, становится неуютно и жутко. Даже сойдя с ума, работяги остаются предельно достоверными, и отбросить чувство общности с ними не так-то просто. Не задумываться о том, как ты сам повел бы себя в подобной ситуации, с каждой минутой экранного времени становится все сложнее и сложнее, а после финала остается чувство некоторой неловкости перед самим собой. Никто ведь не застрахован от дурного влияния «темных» мест, не так ли? И каждый человек хотя бы примерно знает свои тайные грешки и маленькие слабости, через которые над ним проще всего получить контроль…
При этом снят фильм настолько просто, что в некоторые моменты его можно легко перепутать не то с документалкой о буднях строителей, не то с любительскими съемками для личного архива. Ничего удивительного в этом нет: Брэд Андерсон, занимаясь «Девятой сессией», еще не имел веса в мире кинематографистов, так что вынужден был довольствоваться весьма ограниченным бюджетом. С другой стороны, ленте это ни в коем случае не вредит и даже работает на атмосферу, сокращая дистанцию между зрителем и персонажами.
Небольшие нарекания вызывает лишь саундтрек, который звучит, пожалуй бледновато для картины с настолько проработанной обстановкой и настолько глубоко прописанными героями. Скорее всего, ни одна мелодия, увы, надолго вам не запомнится.
Подводя итог, можно сказать одно: «Девятая сессия» – это отличный фильм, глубокий, умный и полностью вписывающийся в категорию психологических хорроров. Любителям расчлененки и призраков он едва ли подойдет, ведь весь ужас будет твориться в головах персонажей. Главное не относиться к этой ленте как к развлечению на вечер и уж, тем более, не смотреть в компании друзей, а не то тонкая, почти драматичная история произведет впечатление затянутой скучной байки. «Девятую сессию», совершенно определенно, нужно смотреть в одиночестве, заранее настроившись на неторопливо-меланхоличный тон повествования.
Комментариев: 0 RSS