DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Анатомия крипипасты

Путеводитель по современным страхам. Социология стрема (документальная книга)

Автор: Константин Филоненко

Жанр: нон-фикшн, научно-популярная литература

Издательство: АСТ

Серия: Научпоп-Psychology

Год издания: 2020

Похожие произведения:

  • Александра Архипова, Анна Кирзюк «Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР» (документальная книга)
  • Марина Осокина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» (документальная книга)
  • С глубокой древности люди рассказывали страшные истории. С течением времени менялись сюжеты, персонажи, антураж. Монстры из темных чащ и глубоких пещер переселились в метро, жуткие проклятия из зловещих предметов переместились в файлы-убийцы, а охоту за детьми помимо кровожадных сект начали еще и неуловимые «группы смерти». Однако сама потребность испытать концентрированный ужас, осмысляя через него угрозы нынешних реалий, осталась неизменной.

    Социолог Константин Филоненко, создатель подкаста «Социология стрема», в книге «Путеводитель по современным страхам» взялся разобраться с такой формой бытования страшных историй, как крипипаста — короткие текстовые произведения, распространяющиеся через сайты, форумы и социальные сети. Он рассматривает их как форму коммуникации, способ социального действия и общения разных социальных групп друг с другом. В своей книге автор стремится понять, как распространяются страшные истории, почему они приобретают такую форму и каким образом они приспосабливаются к меняющейся реальности. Конечно, одной социологией дело не ограничится. Чтобы внести ясность в предмет исследования, Константин Филоненко и классифицирует самые распространенные сюжеты, и разбирает по косточкам наиболее известных персонажей крипипасты.

    Книги по мотивам популярных сетевых проектов издаются довольно часто, но немногие из них можно назвать удачными — некоторые так и остаются просто собранием лучших постов, перенесенных на бумагу. Константин Филоненко для «Путеводителя по современным страхам» основательно переработал материалы своего подкаста. Лишние детали ушли, зато добавились многочисленные ссылки, теоретические выкладки, обширная библиография. Известных ученых — от Аристотеля до Юджина Такера — автор цитирует едва ли не чаще, чем «Мракопедию».

    Разрозненные эпизоды в книге объединяются стройной драматургией. Автор вместе с читателем сначала заходит в Сеть — она выступает не только ареалом крипипасты, но и источником множества страшных сюжетов. Именно здесь распространяются файлы-убийцы, ищут потенциальных жертв «группы смерти», пересылаются жуткие видео с нечеткими кадрами любительской съемки. Из виртуальной среды Константин Филоненко уходит в городское пространство, где в метро, подъездах и подвалах можно встретить как просто странных людей, так и зловещих призраков. С темных, но все-таки обжитых и освоенных улиц автор перемещается в мир природы, где океанские бездны, арктические пустыни и космические просторы одним своим видом способны свести с ума — чего уж говорить о таящихся там угрозах. Сеть, город и природа нанизываются на тему дороги — читателю словно предлагается ощутить себя в роли путника, перемещающегося между разными пространствами навстречу все новым и новым кошмарам.

    Персонажей крипипасты, нагоняющих ужас на огромную аудиторию, Константин Филоненко укладывает на секционный стол и устраивает им настоящее социологическое вскрытие. Так, за тонким телом Слендермена он обнаруживает сочетание «первобытных страхов смерти и хаоса с нашим современным страхом перед безличной индустриальной культурой и ее пугающими истоками из военного прошлого». Туда же примешивается и комплекс опасений, связанных с выходом техники из строя или потерей контроля над ней. Даже за самой незатейливой, но получившей широкое распространение крипипастой скрываются укорененность в традиционных легендах, олицетворение темной стороны современного общества или технологий, а также преобразование в кошмар детских и подростковых фантазий. Вообще юный возраст, полный «похороненных там секретов, непонятных людей, невыраженных, но очевидных конфликтов», видится автору неиссякаемым источником новых идей для крипипасты.

    Константин Филоненко затрагивает и тему соотношения фольклорных историй с жанром ужасов. Влияние представляется ему однонаправленным: интернет-страшилки поставляют идеи или персонажей для хоррор-фильмов — обратного практически никогда не происходит. Однако страхи, порождаемые столь родственными явлениями, имеют различную природу. Когда гаснет экран, ужас, навеянный фильмом, уходит. Интернет-страшилка имеет более долгоиграющий эффект. Если ей удалось замаскироваться под реальный случай, она способна всерьез обеспокоить человека или даже привести к настоящей моральной панике.

    Россия последние годы переживает настоящий бум нехудожественной литературы. Нон-фикшна издается все больше, и он охватывает все более широкий круг тем. В поле зрения авторов попали и разного рода страшные истории. В начале прошлого года издательство «Новое литературное обозрение» выпустило книгу Александры Архиповой и Анны Кирзюк «Опасные советские вещи. Городские легенды и страхи в СССР». В ней ученые-антропологи через красные очки, черные машины с номером С.С.Д. и жевательные резинки с лезвиями внутри смотрят на наше прошлое, демонстрируя, как под влиянием реальных тревог общества создаются и изменяются страшные истории. Константин Филоненко проделывает похожую работу, хотя и не на столь фундаментальном уровне.

    «Путеводитель по современным страхам…» издательство «АСТ» выпустило в серии «Научпоп-Psychology», где наряду с познавательными книгами о человеческой психике и ее тараканах выходят сомнительные трактаты экспертов по саморазвитию. Впрочем, ни на фоне советов по выходу из деструктивных отношений, ни на фоне нейробиологического слалома по извилинам мозга книга Константина Филоненко не затеряется. И дело не в том, что автор широко известен благодаря популярному подкасту, а в том, насколько качественно он проделал свою работу. Он основательно прошерстил «Мракопедию» в поисках самой типичной и пугающей крипипасты, а потом рассмотрел ее под микроскопом социологических теорий. Книга Константина Филоненко значительно расширяет пространство страха, подчеркивая, что весь окружающий мир — от привычного подъезда до дальнего космоса — полнится жуткими историями. «Путеводитель по современным страхам» превратит таящихся во мраке монстров из размытых силуэтов в четкие фигуры с понятным генезисом. Нагнетать меньше ужаса они не станут, но противостоять им, а особенно их попыткам выдать вымысел за реальность, будет проще.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)