DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Цукумогами. Часть первая. Твоя живая одежда

Истории об оживших вещах никому не будут в новинку. Мы видели их в сказках Андерсена, Барбо де Вильнёв («Красавица и Чудовище») и других авторов. Но японские цукумогами представляют собой не стихийный набор феноменов с одушевлением кружек, ложек и сандалий, а являются упорядоченной частью японской мифологии, где каждая вещь по-своему шутит над хозяином либо же помогает ему.

Цукумогами – это сломанные или просто старые вещи, которые оживают по достижении ста лет. Большинство из них не опасны, но любят шалить, а совсем уж непутевых хозяев ёкаи наказывают. Если человек пренебрежительно относился к обуви, а после того, как она порвалась, не провел ритуал подношения в храме, старые дзори в долгу не останутся.

Существуют два основных термина, с помощью которых можно понять, что такое живые вещи и откуда пошла традиция их одушевления. Первый – «анимизм», введенный в научный словарь антропологом Э. Тайлором. Анимизм обозначает веру в существование души и духов. При этом какой-то четкой иерархии нет, одушевленный мир – факт существования. Вторым термином является «аниматизм», под которым понимается безличная одушевленность природы. Понятие разработал социолог Р. Маретт в 1900 году. Оно возникло раньше анимизма. Считается, что оно свойственно древнему человеку, который еще не «присваивал» душу, но уже понимал, что мир вокруг него полон жизни.

В Японии же ситуация еще интереснее. На землю, где правил и правит политеистический синтоизм, в разные периоды времени попадали христианство, буддизм, даосизм, конфуцианство и другие религии. Конечно, они оставили свои отпечатки на мировоззрении японцев – например, Дзикогу и они, появившиеся в мифологических взглядах с приходом буддизма.

Что же касается цукумогами, то они были известны еще с эпохи Хэйан (794-1185), а может, и раньше. Но пик их популярности и развития как разновидности духов японской мифологии пришелся на эпоху Эдо (1603-1868). Большинство не только цукумогами, но и в целом ёкаев созданы в этот период. Особый вклад внес художник Торияма Сэкиэн. Он, сам того не понимая, внес системность в японскую демонологию, а также создал множество образов ёкаев, которых мы знаем сегодня. Не забыл творец выдумать и своих духов, что вошло в моду у других художников. Японская нечисть довольно молода, и ни о какой романтической древности не может идти речи, увы.

После краткой исторической экскурсии пора перейти к делу. Сегодня в статье рассматриваются цукумогами одежды: где, когда и при каких обстоятельствах стоит бояться простыни с котиками, а где можно и договориться.

Бакэ-дзори

Неряшливому человеку привычку заботиться о своей обуви с удовольствием привьют бакэ-дзори – цукумогами-шлепанцы. Само имя этой парочки можно вольно перевести как тапок-оборотень. Ещё не достигнув ста лет, бакэ-дзори могут ожить для защиты других видов обуви, если решат, что с теми плохо обращаются.

Одним из любимых занятий одноглазых тапок является ночное пение. Обычно они громко ходят по полу и поют: «Карарин, корорин, канкорорин! Глаза три, глаза три, зуба два». Скорее всего, в этой песне речь идет о гэта – деревянных сандалиях, у которых есть три крепления для ремней и два бруска на подошве.

Если человек, который плохо обращался с бакэ-дзори, наденет их, они уведут его бесцельно бродить по округе. Если же сандалии будут страшно злы на человека, они могут травмировать ему ногу, скинуть его с обрыва или заставить утопиться.

Дзятай

Этими цукумогами становятся старые пояса для кимоно, иногда используемые для драпировки ширм. В префектуре Эхимэ существует поверье, в котором говорится, что пояса оживают и распускают ширмы. Дзятаи расползаются по всему дому, будто змеи. Если они доберутся до человека, пока он спит, несчастный будет видеть сны с ползучими гадами.

Дзятай, завидев, что хозяин использует другой пояс, может преисполниться злобой и начать нападать на жителей дома, стараясь задушить их. Не зря в японском языке понятия «змеиное тело» и «злое (коварное) сердце» являются омонимами.

Косодэ-но тэ

Руки, появляющиеся из традиционных кимоно, которые до государственного запрета проституции в 1956 года носили юудзё (куртизанки, не путать с гейшами). Сами руки – это дух умершей проститутки, который может вернуться в одежду по ряду причин. Во-первых, девушка могла долго копить деньги, чтобы уйти из профессии, но не дожить до заветного дня. Во-вторых, клиенты могли задолжать юудзё. Третья причина – кимоно продали, а не отнесли в храм, чтобы над ним читались молитвы.

Существует версия, что руки вырастают из кимоно еще при жизни хозяйки. Они помогают ей одеваться и приводить себя в порядок. Но их появление говорит о скорой смерти девушки.

Фуру-уцубо

Представляет собой цукумогами любимых колчанов убитых лучников, погибших страшной смертью. Считается, что, пользуясь каким бы то ни было оружием, человек оставляет в нем свою энергию. Эта сила и становится основой для появления фуру-уцубо.

Японцам хорошо знакома история военачальника Миуры Ёсиаки, профессионально владевшего мечом и луком. Во время гражданской войны Гэмпэй (1180-1185) между домами Минамото и Тайра он помог своим родным бежать, а сам до последнего вздоха сражался с врагами. После гибели хозяина колчан переполняли негативные эмоции, и он стал ёкаем.

Эритатегоромо

Цукумогами, появившийся из церемониального кимоно буддийского священника, который хотя бы раз превращался в тэнгу (горный дух). Треугольный воротник ёкая становится длинным носом, на кимоно вырастают глаза, борода или усы.

Первый эритатегорома появился из кимоно ямабуси (отшельника) Содзёбо. Хозяин одежды был искусным мастером меча и знатоком религии. Он считал, что достоин стать Буддой, но из-за гордыни переродился в тэнгу. Став могучим демоном, он обучил многих героев Японии, но при этом его демоническая сущность заставляла отшельника лакомиться детьми.

Каса-обаке

Наверное, это самый известный ёкай из представителей цукумогами. Его часто используют авторы литературных произведений, аниме и манги. Его нынешний образ появился как раз в эпоху Эдо. Каса-обакэ – это старый зонтик с одним глазом, ртом, двумя руками и ручкой, которая в связи с юбилеем превратилась в целую ногу. Ранее ёкаю приписывали больше рук, два глаза, две ноги и даже несколько ртов.

У него есть несколько любимых занятий: пугать людей и шуметь по ночам. Первое он делает как ребёнок: выскакивает из-за угла и начинает корчить рожи, показывать язык. Но когда такое чудо переходит тебе дорогу посреди ночи, сердце невольно уходит в пятки.

Кроме уже перечисленных цукумогами, хочется вспомнить еще несколько оживших вещей, о которых мало известно, но здесь их стоит упомянуть. Например, соломенное пальто миновари, которое может портить и загрязнять другую одежду. Сироунери – дух запылившейся, грязной одежды. Иногда такое названия могут носить пыльные старые москитные сетки.

В следующей части статьи будут рассмотрены цукумогами религиозной атрибутики. Круглый Ванигути, свободный Нёи-дзидзай и прочие ёкаи различных храмов. Спасибо, что читаете DARKER!

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 id516774056 01-12-2023 23:16

    О, прелестно! О некоторых первый раз прочитал!

    Учитываю...
  • 2 Katarina 22-11-2023 01:44

    Классная статья, спасибо)

    У меня скоро сборник любимых пьес станет цукумогами. Будет летать по ночам, как огромный мотылек, и надевать дивные сны, шутка страницами.

    Учитываю...