DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ

Не празднуй Хэллоуин на Хрустальном озере, издавая крик у себя в Техасе

Потемнело / The Blackening

США, 2022

Жанр: ужасы, комедия

Режиссер: Тим Стори

Сценарий: Трэйси Оливер, Дуэйн Перкинс

В ролях: Грейс Байерс, Жермен Фаулер, Мелвин Грегг, Икс Майо, Дуэйн Перкинс, Джей Фэро, Дидрих Бадер

Похожие фильмы:

  • «Очень страшное кино» (2000)
  • «Хижина в лесу» (2011)
  • «Барби» (2023)

В 70-х годах XX века в американской киноиндустрии зародился специфический поджанр кино — блэксплотейшн. Вкратце его можно охарактеризовать как «кино, снятое черными для черных и про черных, но чтобы как у белых или азиатов». Поджанр просуществовал не слишком долго, и уже в 80-х его влияние скатилось к отдельным элементам и упоминаниям. Аккурат на 90-е годы пришлось окончательное формирование «черного» кино в двух ипостасях — драмы про непростую жизнь в гетто во главе с флагманом Спайком Ли и комедии про все ту же непростую жизнь в черном квартале. На каждую «Угрозу обществу» приходилась своя «Пятница», а условная «Белая ворона» уравновешивалась в кармическом плане «Пацанами с квартала». Апогеем данного явления стала пародия братьей Уэйанс «Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале».

С тех пор много воды утекло, общество изменилось, поменялось социальное сознание. Ныне подобные фильмы не в фаворе — времена всеобщей терпимости и инклюзивности настойчиво обязывают показывать чернокожее население исключительно в положительном ключе. Все и так стали до ужаса обидчивыми, ни над кем нельзя смеяться, указывать на недостатки и перегибы или же просто констатировать сам факт их наличия. Все это, разумеется, не относится к белым гетеросексуальным мужчинам, которые априори виноваты во всех смертных грехах.

Царящие нравы в свою очередь порождают дефицит хороших комедий (в том числе — потому что киностудии укомплектовывают штат по квотам, а не мастерству). Но в сложившихся обстоятельствах есть один нюанс: сами чернокожие запросто могут про себя снимать, не опасаясь обвинения в культурной апроприации, оскорблениях, эксплуатации и прочих нехороших вещах. Среди прочего есть даже попытки возродить блэксплотейшн — «Они клонировали Тайрона» буквально смакует преступную жизнь в гетто.

Но сейчас речь пойдет о черной (во всех смыслах) комедии «Потемнело». Чернокожие однокурсники собираются вместе в загородном доме, чтобы отметить День Освобождения — праздник, посвященный (внезапно!) освобождению от рабства. Однако вместо веселого употребления алкоголя и наркотиков они сталкиваются с жуткой расистской викториной, устроенной загадочным убийцей в маске. Маньяк проверяет гордящихся цветом кожи гостей на знание черной истории, убивая за неправильные ответы. Такая вот аллюзия на «Крик».

За сценарную задумку отвечал творческий дуэт Трэйси Оливер и Дуэйна Перкинса — оба набили руку на сериалах, и новичками в индустрии их назвать трудно. Постановкой заведует опытный Тим Стори — начав как клипмейкер, режиссер со временем пополнил свое портфолио и полнометражными фильмами, среди которых даже первая «Фантастическая четверка» 2005 года. Так что за дело взялись отнюдь не новички, решившие пробиться на вершины кассовых сборов дебютной задумкой.

Каким в итоге получился фильм? Возможно, чернокожему населению он куда ближе, чем зрителю по другую сторону Атлантики. Не исключено, что некоторые шутки просто не доходят в силу незнания контекста. Есть мнение, что отдельные эпизоды напоминают знаменитое видео Криса Рока о том, как вести себя с полицией, чтобы не горести, — только герои делают всё с точностью до наоборот. В остальном же — забавно, но с оговорками.

Как ни странно, но ближайшей ассоциацией при просмотре всплывает кино, максимально далекое от черной тусовки, — свежайший хит «Барби» Греты Гервиг. Схожесть прослеживается в отношении к подаче священной коровы современной киноиндустрии, так называемой повесточки. Конечно, «Барби» продвигает феминизм и сильных женщин, в то время как «Потемнело» выступает за репрезентацию черных и призывает белых каяться, каяться и еще раз каяться.

Схожесть заключается в том, как все это подано. И там, и там создатели устами своих персонажей аккуратно высмеивают сложившиеся стереотипы и иронично стебутся сами над собой. Таково первое впечатление. Но когда в итоге сюжет всё равно упирается в пресловутый посыл «феминизм — хорошо» или «белые угнетают черных», то становится вдруг непонятно: а это точно была ирония? В современном мире никогда нельзя переоценивать силу интеллектуальной непосредственности — даже самые глупые вещи часто говорятся абсолютно серьезно.

И поэтому «Потемнело» (как и «Барби») оставляет после себя невнятное послевкусие. Для слэшера, хоррора или триллера фильм слишком легкомысленный. Для комедии, тем более ироничной или сатиричной, кино недобирает градус. В итоге получается нечто совершенно пресное, не лишенное как недостатков, так и плюсов, но смазанное до равномерной, монотонной каши.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Eucalypt 22-08-2023 12:16

    Да, действительно, у фильма есть обаяние, есть интересная задумка, но в целом, очень пресно. Не смог даже досмотреть, стало банально скучно. Лучше пересмотрю замечательную викторину по австралийской культуры из «Волчьей ямы - 2» )))

    Учитываю...