DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Ночь воющих песков. Джинны в популярной культуре

Многие из нас читали веселую и местами не в меру поучительную книжку Лазаря Лагина «Старик Хоттабыч», где обычный советский мальчишка Волька случайно выпускает из старинной лампы на волю смешного старичка возрастом чуть моложе, нежели остатки жизнедеятельности мамонта, и переживает в его компании множество приключений, потому что старичок этот, заставший еще царя Соломона, — самый настоящий джинн. Книжка была экранизирована, затем был снят весьма вольный ремейк.

Джинны навек поселились в кино и мультипликации: достаточно вспомнить анимационный фильм (и последующий сериал) студии Уолта Диснея, где ловкий мальчишка Аладдин мотается по какой-то усредненно-арабской стране в весьма подозрительной компании из вороватой мартышки, ворчливого попугая, ковра-самолета и масляной лампы, в которой живет легкомысленный и весьма забавный мужчина неопределенного возраста, с кожей подозрительного цвета и полнейшим отсутствием ног. Еще там есть всякие принцессы, правители, кривые сабли и мечети, но это все уже не так важно.

Все вышеописанные сюжеты отнюдь не новы и берут начало в арабских народных сказках — вернее, в одной-единственной, где человек находит сосуд с заточенным в нем всемогущим существом и выпускает сие существо на волю, а затем вынужден разгребать последствия. А последствия могут быть самыми разными, так как пленник лампы порой вовсе не стремится облагодетельствовать спасителя, а наоборот — старается ухлопать того как можно более веселым и остроумным способом. Вспомнить хотя бы фильм «Исполнитель желаний» или цикл о Ведьмаке Анджея Сапковского. Желание-то исполняется, но настолько буквально, что лучше бы вовсе не исполнялось. Грэм Мастертон, Максим Кабир и несколько менее известных писателей в жанре ужасов тоже потоптались по сюжету этой сказки, добавив к нему своих идей, но в целом тенденция ясна: западный мир знает лишь одну разновидность джиннов — престарелого мага, который так или иначе попал в плен и затем вырвался на волю.

Говард Филлипс Лавкрафт зашел чуть дальше и создал целый мир, который вмещал в себя не только людей, но и уйму существ неясного облика и характера. И вряд ли найдется ценитель жутких историй, который не знает творение его воспаленного разума под названием «Некрономикон». Согласно легенде, это древнегреческий вариант названия, в оригинале же он называется «Аль-Азиф» — «Вой ночных демонов». А демоны эти были настоящими джиннами, которым до людей дела нет.

Чтобы полностью разобраться в тонкостях взаимоотношений между людьми и джиннами, стоит обратиться напрямую к первоисточникам. Но перед этим послушаем группу Meleсhesh, которая, несмотря на израильское происхождение, уже давно не имеет ни одного израильтянина в своем составе. Когда-то, кстати, в ней играл на бас-гитаре и вел вокальную партию некий Al-Azif. В 2001 году эти славные ребята записали альбом «Djinn», который формально опирался на месопотамскую традиционную музыку, а по сути представлял собой отличный пример попытки воссоздать приемами экстремального метала магическую атмосферу ближневосточных легенд.

Странное дело, но м-р Лавкрафт при всем своем атеизме совершенно точно разузнал об истинной природе джиннов, назвав их демонами. В греческой мифологии демоны (а в римской — гении) как раз являются существами, которые по положению в космогонической иерархии находятся где-то между богами и людьми. Согласно Корану, Аллах создал их из чистого пламени сразу после ангелов, но перед людьми. Ангелы не могут противиться воле Аллаха, а джинны и люди вольны решать — следовать Прямому пути или выбрать свой... Иными словами, некоторые из них приняли ислам, некоторые решили стать атеистами, ну а кое-кто воспротивился Его воле и стал вредить всем разумным существам. Примерно такой же расклад среди демонов и гениев античной мифологии. Там ведь тоже и добрые ребята встречаются, и хулиганье, которое пользуется своим могуществом, чтобы перепугать до полусмерти людей, а то и уничтожить их самым коварным способом.

О джиннах известно также, что они живут сотни и тысячи лет, но образ жизни ведут похожий на человеческий: есть у них жены, дети и внуки, есть тучные стада и густые сады. А еще у них есть силы, неподвластные человеческому пониманию, и любовь к заброшенным постройкам, сухим колодцам, кладбищам и пустыням, куда люди не рискуют соваться по ночам даже сейчас.

Кстати, если углубиться в историю ислама, отвергнув теорию о возникновении джиннов из пламени, то можно выяснить, что на самом деле произошла смена культурно-религиозной парадигмы и джиннами стали называть неких доисламских богов, которым жители Аравийского полуострова приносили жертвы, не всегда состоящие из зерна и прочих растительных продуктов, совершали перед их изображениями покрытые пылью веков и напрочь забытые нынче ритуалы. И именно поэтому ныне прямое поклонение джиннам, вне зависимости от цели, крайне негативно воспринимается правоверными мусульманами.

Вспомним в связи с этим группу Al-Namrood, появившуюся в Саудовской Аравии в 2008 году. Сейчас участников в коллективе трое, они не дают концертов и скрываются под псевдонимами, поскольку мало того что играют запрещенный в стране блэк-метал, приправляя его чудесными арабскими мелодиями, так еще и название выбрали в честь вавилонского царя Нимрода, который посмел восстать против Бога, совершив множество богохульных поступков: преследовал пророков, исповедовал идолопоклонничество и даже, по преданию, заложил основу Вавилонской башни! Музыканты, если раскроются их истинные имена, скорее всего будут казнены. Такое, к сожалению, практикуется в исламских странах. Достаточно вспомнить историю Салмана Рушди — писателя, родившегося в семье индийских мусульман. В 1989 году был опубликован его труд «Сатанинские стихи», за который Рушди заочно приговорили к смертной казни. Теперь он вынужден скрываться от желающих заработать на его смерти до тех пор, пока эта самая смерть его не настигнет.

Рассказ об этих странных и порой страшных существах стоит закончить на светлой или хотя бы чуть менее мрачной ноте. Многие современные исполнители используют образ джинна совершенно как сценаристы студии «Дисней», вовсе не обращая внимания на «темную сторону» явления. Знакомая нам по прошлым номерам журнала Хелависа (она же Наталья О'Шей), лидер фолк-рок-группы «Мельница», со своими коллегами весной 2021 года выпустила альбом «Манускрипт», и в одной из песен лирическая героиня как раз рассуждает, что неплохо бы воспользоваться услугами волшебного помощника, чтобы вернуться к любимому. Приятная лирическая баллада с неплохой ритм-секцией.

Тема восточных (а именно — арабских) сказок, мифов и легенд, конечно же, не ограничена историями о каверзах джиннов, но раскрыть ее полностью в формате журнальной статьи не так-то просто. Эти легенды подобны миражу среди пустыни — вот вроде и вода вдалеке, и верблюды, и горячий чай, и сытный обед, а стоит сделать шаг, как все исчезает, чтобы появиться вновь, но уже в совсем ином, пусть и узнаваемом, виде. Невозможно охватить все, что рассказывали и рассказывают по сей день жители Аравийского полуострова. Вероятно, вскоре мы вернемся к жутким и не слишком жутким, но не менее интересным летописям воющих песков и их музыкальным воплощениям. Но будет это совсем иная история, и речь пойдет вовсе не о джиннах.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)