DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

О бессмысленности существования. Жестокая драма в трех актах с эпилогом

Исполнитель: Cradle of Filth

Название альбома: Existence Is Futile

Жанр: Symphonic Black Metal

Страна: Великобритания

Лейбл: Nuclear Blast

Дата выхода: 22 октября 2021

«Existence Is Futile» — такое название получил тринадцатый студийный альбом неподражаемых британских «вампиров» Cradle of Filth, который, как это часто бывает, увидел свет осенью. Работу можно назвать заключительной частью условной трилогии, начатой в «Hammer of the Witches» (2015) и получившей продолжение в «Cryptoriana…» (2017). Они открыли совершенно новую главу в истории этой культовой группы под руководством несменяемого Дэни Филта и представили поклонникам обновленный, сплоченный коллектив, жадный до созидания.

К слову сказать, перед началом работы над «Existence Is Futile» в составе COF все же произошли некоторые изменения: на смену выбывшей Линдси Скулкрафт (клавишные, бэк-вокал) пришла Анабелль Иратни (Devilment). В данном случае команда обошлась малой кровью: маленькая перемена никоим образом не помешала музыкантам выдать очередное высококачественное и основательное произведение без оглядки назад, но с соблюдением всех основных пропорций саунда «Колыбели порока».

«Existence Is Futile», хоть стилистически и выступает последователем своих предшественников, при этом выделяется на их фоне куда большим разнообразием, хитовостью и гибкостью. Вдобавок альбом базируется на концепции, несколько неожиданной для таких темных романтиков, как Cradle of Filth. Новый лонгплей посвящен изучению экзистенциального ужаса, обреченности человеческого рода, его разрушительного влияния на собственную жизнь и планету. Тексты Дэни, хоть и полны традиционных поэтических метафор, теперь звучат особенно резко и агрессивно, порой углубляясь в апокалиптические постулаты, задевая социально-политические, милитаристские и экологические проблемы.

Примечательно, что альбом выстроен по структуре единой пьесы в трех актах, каждый из которых предваряет инструментальная оркестровая интерлюдия. Это отсылка к знаменитому триптиху Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», своеобразную версию которого представил Артур Берзиньш, в очередной раз потрудившийся над арт-ворком для пластинки. Гротескные существа, языки пламени, мрачные идолы, обвитые змеями нагие тела и мертвая плоть смешались в едином страстном порыве в преддверии конца света…

Первый акт, самый сочный и яркий, вкрадчиво открывает интро «The Fate of the World on Our Shoulders», которое разражается на редкость забойным боевиком «Existential Terror» — пожалуй, одним из наиболее сильных в репертуаре COF. Мощный и будоражащий симфо-блэк-дэт с драматическим флером проносится, подобно всаднику апокалипсиса. Желчный скриминг Дэни, забойные риффы, буравящие тремоло, рельефные басовые партии, убийственная стена бластинга… Бэк-вокал Анабелль полон восхитительного шарма, а хоровые партии повторяют грозное, словно приговор, «Pulvis Et Umbra Sumus» («Мы прах и тень»).

«Necromantic Fantasies» встречает слушателя «пряными» аранжировками, утонченными мелодиями декаданса и легким эротизмом в сочетании с жесткой многослойной блэковой канвой. Это викторианская готическая драма, но о современных реалиях; пластичность черного воска здесь сменяется холодом британской стали. Апокалиптический гимн «Crawling King Chaos» можно назвать последователем «Cthulhu Dawn» из альбома «Midian» (2000). Его отличают мощь, демоническая харизма и лавкрафтианский размах.

Второй акт предваряет меланхоличная и горькая зарисовка «Here Comes a Candle…», которая перерастает в динамичное вступление «Black Smoke Curling from the Lips of War». Это крайне экспрессивное и брызжущее агрессией произведение в лучших традициях COF времен «Cruelty and the Beast» (1998), в равной степени бескомпромиссное и витиеватое. Роскошная мидтемповая «Discourse Between a Man and His Soul» завораживает изящными симфоническими аранжировками, пленительной эстетикой либертинажа и байронической трагедией. Массивный «The Dying of the Embers» мимолетно напомнит о дебютном полноформате «крэдлов». В экстремальной оперетте смешались отчаяние и яростный цинизм.

Третий акт — «Ashen Mortality» — отчетливо нагнетает напряжение, а превосходный хит «How Many Tears to Nurture a Rose?» демонстрирует филигранное сочетание изысканно-экстремального симфо-блэка и галопирующих NWOBHM-гармоний. Cуровая и непримиримая «Suffer Our Dominion» изобилует характерными для «крэдлов» гитарными линиями. Сложность и напряженность достигаются не в последнюю очередь за счет «документальных» нарративов незабвенного Дуга Бредли, исполнителя роли Пинхеда. Под занавес на нас обрушивается энергичный и вдохновляющий гимн «Us, Dark, Invincible», полный «вампирской» надменности и намертво цепляющий своим припевом-рефреном. Эта тема с ее пульсирующими ритмами вполне могла бы войти в репертуар Devilment. Однако провокационные клавишные пассажи, театральность и эффектный финал ясно говорят о том, что это старые добрые Cradle of Filth во всем своем темном великолепии.

И еще парочка вещей в секции бонус-треков. Первая — мрачная готическая новелла «Sisters of the Mist», обжигающая холодом и отчаянием, полная будоражащих мелодий. Это заключительная часть трилогии (опять триптих!), предыдущие две части которой — «Her Ghost in the Fog» и «Frost on Her Pillow». Еще один бонус — эпический, сложно структурированный номер «Unleash the Hellion», вобравший в себя всю инфернальную неистовость COF со второй половины девяностых по сегодняшний день.

«Existence Is Futile» — это сложное и жестокое полотно, живописующее приближение апокалипсиса, отражающее всю мрачную красоту и размах этого действа. Лонгплей делает широкий шаг вперед к прогрессивным и гармоническим горизонтам — не в последнюю очередь благодаря мастерству музыкантов. Ключевую роль, как и раньше, играет гитарный дуэт Роберта Шоу и Марека «Ашока» Смерда, которые не устают эволюционировать как композиторы. В рамках нового релиза эти двое сумели обуздать хаос, царящий в предыдущих работах, и сконцентрировались на мелодических аспектах, не забывая при этом об экстремальных всплесках.

Забористые риффы, озлобленная блэковая резня, классические сдвоенные соло, взаимодополняемые переходы — все это водружено на крепкий фундамент ударных Мартина «Мартуса» Скарупки и его монументальных оркестровых декораций. Басовые партии Дэниэля Фирта стали заметно рельефнее и сложнее. Скриминг Дэни, хоть и заметно огрубел за годы нещадного терзания связок, все так же пронзителен и ядовит, а эпизодическое сопрано Анабелль, усиленное хоровыми вставками, напоминает о Саре Джезебель Деве времен классических альбомов. Все это кусочки единой мозаики. Каждая партия, несмотря на свою неистовость, осмысленна и продумана. Альбом насыщен и брутален, но в то же время утончен, красив и имеет ярко очерченный силуэт.

«Existence Is Futile» демонстрирует «Колыбель порока» на пороге ее тридцатилетия. Это серьезная, глубоко проработанная и экстремальная метал-пластинка, нацеленная на многократное вдумчивое погружение; с каждым прослушиванием она раскрывает все новые и новые свои аспекты. Мрачное и волнующее произведение от настоящих классиков жанра, которые со временем не только не ослабили хватку, но и упрочили свои позиции благодаря неустанному развитию.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)