DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Опорный край кошмара

Экземпляр (роман)

Автор: Юлия Купор

Жанр: мистическая драма, магический реализм

Издательство: Дом Историй

Серия: Чердак: готические романы

Год издания: 2024

Похожие произведения:

  • Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» (роман)
  • Алексей Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него» (роман)

Загадочная гибель тургруппы Дятлова, первая в истории СССР атомная катастрофа, эпидемия сибирской язвы, кыштымский карлик Алешенька, падение метеорита в Челябинске — и каких только странных и жутких событий не происходило в месте под таинственным названием Уральский федеральный округ.

Потому неудивительным кажется, что местом действия своего дебютного романа «Экземпляр» Юлия Купор выбрала крохотный уральский городок Воскресенск-33. Городок, в котором все неправильно, который сам по себе есть полное собрание противоречий: давно умершие вдруг оживают и мстят убийцам снова и снова, каждый раз со всей большей жестокостью; время сходит с ума и не подчиняется правилам вселенной — иные дни длятся как будто вечность или повторяются, пока не наступит новая случайная дата; а самое удивительное — жители Воскресенска-33 будто бы догадываются о происходящей чертовщине, но словно не удивляются или же делают вид, что так оно все и должно быть, и пребывают в каком-то нелепом анабиозе.

В таком же анабиозе находится и главный герой романа, Костя, пока его не выкидывают с завода с престижной и ленивой должности. Оказавшись без работы и потому слоняясь бесцельно, Костя неожиданно встречает старого знакомого, одноклассника Женьку. В школьные годы Женьку не бил и не унижал только ленивый, однако теперь это упитанный, респектабельный и довольный жизнью господин. Взбешенный такой переменой Костя требует от бывшего одноклассника раскрыть секрет успеха и получает прямой ответ: «Я продал душу дьяволу». Дальнейшие события покажут, что ответ этот предельно честен.

Как и многие начинающие авторы, Юлия Купор пробовала силы в разных жанрах, от чего-то вроде современной прозы до фэнтези в стиле Терри Пратчетта, однако далее сайтов любительской литературы эти произведения не пошли, а некоторые работы и вовсе были уничтожены самой писательницей. Отправной же точкой создания «Экземпляра» стало знакомство Купор с романом Донны Тартт «Щегол», после прочтения которого и появилась решимость в написании серьезного произведения с сюжетом, как выразилась автор в интервью каналу «Реальное время», «очень странным, немножко отмороженным».

И надо сказать, что странный и отмороженный/замороженный Воскресенск-33 отлично подошел на роль центрообразующего элемента повествования. Да что греха таить — в этом уральском Твин Пиксе кроется вся прелесть романа. Во-первых, это действительно Твин Пикс: прямые отсылки по типу «черных Вигвамов с великанами и карликами, которые разговаривают наоборот», а также многочисленные признания Купор в любви к сериалу Линча не заставляют ни на секунду усомниться в природе Воскресенска-33. Во-вторых, это наш Твин Пикс, родной и до боли знакомый: сочетание заводов и спальных районов многоэтажек, древних придомовых магазинов и современных ресторанчиков суши, а также ТРЦ как неизменное место встречи — пейзажи не просто знакомые, а в определенной мере уютные и даже убаюкивающие. При всем том автор не чурается использовать реальные торговые марки, и потому читатель легко погружается в вымышленный мир. И вот тут-то и начинается веселье: когда неотличимая от нашей вселенная вдруг сбоит и оживляет мертвецов, читателю становится по-настоящему жутко.

Несмотря на то, что Воскресенск-33 рисуется как неприглядное место, автор избегает замшелой чернухи и умудряется напугать читателя чем-то более изящным и интересным, чем пропащие алкоголики, быдловатые провинциалы и криминальные авторитеты. Хотя и то и другое (и даже третье) в романе присутствует, а где-то оказывает прямое и значительное влияние на сюжет, оно, однако, не кричит истерично о своей сущности, вот, мол, у нас только пьют и воруют, бойся, читатель. Нет, Купор, автор-дебютант, делает то, что многим как бы признанным и серьезным отечественным писателям не под силу, а именно — просто показывает реальность обычного горожанина такой, какой она, плюс-минус, является, с ее горестями и радостями.

С персонажами ситуация несколько проще: они по-своему обаятельны, достойны сопереживания, однако блекнут на фоне Воскресенска-33. К тому же (и об этом нельзя не сказать), если вы читали «Мастера и Маргариту», сравнение столичного дьявола с местечковым дьяволом не будет выходить из головы на протяжении всего повествования.

Роман вообще изобилует отсылками не только к уже упомянутому Твин Пиксу и «Мастеру», но и, кажется, вообще ко всему, что когда-либо было просмотрено и прочитано писательницей. Из-за чего появляется этакое лихое настроение, может быть, заигрывание с читателем, что несколько понижает градус напряженности, ибо из текста слишком явно начинают проглядывать уши автора. Неизбежно возникает проблема вторичности, а также вопрос ценности романа вне контекста произведений того же Булгакова или Стивена Кинга. Слом четвертой стены в духе «скоро наш герой поймет, что заблуждался» тоже не работают на атмосферу таинственности и ужаса.

Однако вышеуказанные особенности не делают книгу плохой. Несмотря на пару сомнительных авторских решений, «Экземпляр» — это отличная работа, могущая порадовать и любителей русской хтони, и поклонников отечественного магического реализма, и вообще свидетелей нашей современной литературы, доказывающей, что не перевелись еще писатели из народа. Остается надеяться, что Юлия Купор вернется когда-нибудь в Воскресенск-33 и порадует читателей новой историей из крохотного уральского городка.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)