DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Потому что…

Дорога к Мертвой горе, или Снова о группе Дятлова (роман-расследование)

Автор: Виктор Точинов

Жанр: нон-фикшн, документальное расследование, научно-популярная литература

Издательство: Северо-Запад, Эксклюзив-Медиана

Год издания: 2021

Похожие произведения:

  • Виктор Точинов «Остров без сокровищ», «Одиссея капитана Флинта, или Остров без сокровищ-2» (романы-расследования)

31 января 1959 года Игорь Дятлов, Юрий Дорошенко, Людмила Дубинина, Семен Золотарев, Александр Колеватов, Зинаида Колмогорова, Георгий Кривонищенко, Рустем Слободин, Николай Тибо-Бриньоль поднялись на гору Холатчахль. Здесь должна быть фраза: «И больше живыми их никто не видел». Скорбная и зловещая, как фотографии на старых могильных памятниках, с которых смотрят выцветшими глазами давно умершие люди, чьи родственники тоже умерли или уехали так далеко, что за могилами ухаживать стало некому и они заросли, а памятники покосились. А ведь когда-то эти люди с выцветшими глазами смотрели на мир так же радостно и живо, как спешащий к своим покойным родственникам прохожий. Ребята из группы Дятлова так же смотрят с черно-белых, теперь уже разошедшихся по сети, фотографий, выцветшими, но все еще живыми глазами, все еще чего-то ждут от такой длинной, такой задорной жизни, что где-то там впереди. Улыбаются и дурачатся на фото из похода, роковая гора еще далеко, а в лесу пока здорово и ничуточки не страшно, холод еще не сковывает движения, не смыкает век, покрывая ресницы коркой льда. Впереди так много всего: браки, разводы, дети, внуки… так много всего, чего никогда не будет. Потому что… с того самого дня, когда стало понятно, что с ребятами что-то случилось, и до нынешнего за словосочетанием «потому что» всегда будет стоять многоточие.

Слишком много теорий и ответов, но единственно верный мы уже вряд ли узнаем. Книга Виктора Точинова «Дорога к Мертвой горе, или Снова о группе Дятлова» — еще одна попытка заполнить пустоту, скрывающуюся за многоточием, дать ответы на вопросы, так и оставшиеся висеть в ледяном воздухе. Однако это не сухая документалистика — это роман-расследование, где версия автора дана в художественной обработке, а документальная часть написана живым и ярким языком, так что студенты с черно-белых, даже тех самых, страшных посмертных фотографий становятся ближе читателю, ведь за выцветшими глазами и сепией вовсе не прятались, а рвались в светлое завтра молодые, любившие жизнь люди. Автор бережно вскрывает противоречия и иногда не слишком привлекательные черты ребят, не боясь пройтись лезвием по больным местам, ведь о мертвых либо хорошо, либо правду. Но со всеми своими недостатками, предубеждениями, страхами ребята из группы Дятлова (группы «Хибина», как с первых страниц напоминает нам автор романа-расследования, ведь именно так называли себя сами дятловцы) становятся не просто лицами с фото, а живыми людьми. Отношения между ними — такая же важная составляющая расследования, как следы на насте, палатка с брошенными вещами, закоченевшие тела. Кто кого любил, кто кому симпатизировал или, наоборот, не любил и не симпатизировал, а может быть, даже завидовал, презирал, жалел — все это могло сыграть свою роль, подтолкнуть события в сторону, что привела к трагедии.

Подробно разбирая основные теории гибели группы «Хибина», кроме тех, что отдают черным мракобесием, автор не удержался от подтрунивания над дятловедами, вместе с анализом дав еще и срез эпохи, позволяющий глубже погрузиться в историю. Загадка личности Семена (Александра) Золотарева, ритуальные убийства у хантов, небесные огни, следы радиации на одежде, беглые преступники, контролируемая поставка — автор уделил внимание всему тому, за что десятилетиями хватались дятловеды, выстраивая свои версии, правдоподобные и не очень. Загадки и противоречия, дыры в деле о гибели группы «Хибина» послужили благоприятной почвой для самых невероятных конструкций и построений. Автор романа-расследования, как археолог, работает молотком и кисточкой, очищая факты от фантомных наслоений, где-то соглашаясь, где-то споря, но всегда привлекая массу фактов.

Собрав все ниточки и цепочки событий, Точинов строит свою собственную теорию. В этот момент документальное расследование сменяется художественным романом. Все затронутые ранее темы и противоречия, а также теории и факты позволяют создать живую картину ночи с первого на второе февраля на горе Холатчахль, где свою роль сыграли и отношения между ребятами, и погодные условия, и возможное вмешательство третьих лиц. Можно соглашаться с версией Точинова или опровергать, но истина всегда будет где-то рядом и в то же время бесконечно далеко, а многоточие после «потому что» так и останется.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)