DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Русская смерть

Земля (роман)

Автор: Михаил Елизаров

Жанр: драма, философский роман, постмодернизм, реализм

Издательство: АСТ

Год издания: 2019

Похожие произведения:

  • «Котлован» Андрей Платонов (повесть)
  • «Generation П» Виктор Пелевин (роман)
  • «Тридцатая любовь Марины» Владимир Сорокин (роман)

Роман Михаила Елизарова «Земля» вышел из печати в 2019 году, после долгого перерыва в творчестве автора, и почти сразу стал событием, отхватив восторженные отзывы критиков, а также целый ряд престижных премий и номинаций. Но в целом реакцию на книгу можно назвать скорее неоднозначной. Одни восхищались масштабностью, многослойностью и символизмом, другие морщили носы, пеняя на незавершенность, многословность и оборванные сюжетные линии.

Главный герой романа, от лица которого ведется повествование, — Владимир Кротышев. Ничем не примечательный, среднестатистический молодой человек. Родившись в интеллигентной семье позднего СССР, он много поездил по стране (отец часто менял место работы), ходил в школу и отдыхал летом в бывших пионерских лагерях, когда страна стала новой и другой. Будучи уверенным школьным троечником и никуда не поступив, он попадает на срочную службу в стройбат, после чего, по сути, и начинается как его настоящая жизнь, так и основные события романа. После дембеля Володя начинает работать в похоронном бизнесе старшего брата по отцу Никиты, типичного «братка» из 90-х, который делит на сферы влияния маленький подмосковный городок с конкурентами по «могильному делу», соревнуясь с ними и пытаясь отжать как можно больше прибыли, заказов и клиентов. Все глубже (во всех смыслах) погружаясь в новую работу, которая во многом становится для него новым смыслом жизни, главный герой открывает для себя новые грани жизни и смерти, находит любовь, штудирует философские трактаты, знакомится со многими колоритными персонажами и сталкивается с ситуациями удивительными, курьезными, а то и попросту смертельно опасными. Ведь миром мертвых во многом управляют живые со всеми своими страстями и пороками.

Что сразу бросается в глаза, так это плотность текста, его перегруженность описаниями, деталями и мелочами. Автор дотошно воспроизводит на бумаге любую мелочь, выводя форму горшков на подоконниках и цвет обоев в каждой прихожей. С одной стороны, это кажется лишним, с другой — дает эффект полного погружения в книгу. Сам Елизаров вспоминал работу над романом как долгую и скрупулезную. Порой ему приходилось отдать целый день, чтобы написать одну страницу. Так и везде: помимо бытовых описаний, автор точно и планомерно погружает читателя в мир ритуальных услуг с фасонами и размерами похоронных костюмов, типами лопат, качеством древесины для гробов и прочностью бетона для надгробий, что придает «Земле» некую форму производственного романа. Многословность текста с его длинными абзацами и бесконечными предложениями роднит стиль Елизарова со зрелым Платоновым, недаром в эпиграф вынесена цитата из классика про землю, которая пахнет родителями. Параллели здесь можно найти и в том, что в повести «Котлован» рытье собственно котлована главными героями вынесено Платоновым в цель и смысл их жизни. Так и кладбищенские землекопы у Елизарова роют землю, занимаясь этим как самоцелью, без двойных смыслов и продолжения. Это не строительные работы и не возведение чего-либо. Они просто роют и закапывают.

Другой отличительной чертой и главным достоинством романа является его язык. А особенно язык персонажей. Речь здесь настолько жива, своеобразна и окрашена индивидуальным колоритом говорящего, что не возникает сомнений в том, что перед читателем возникают именно живые люди, а не герои романа. Диалоги изобилуют сленгом, матом, просторечием и шутками-прибаутками, что постепенно превращается в анекдоты, крылатые фразы и фразеологизмы. Так, одному из самых колоритных героев романа Гапону, конкуренту Никиты, брата главного героя, принадлежит смыслообразующая цитата книги: «Покойники — это мертвое золото». Важен тут и символизм, особенно ярко выраженный в повторяющихся образах, своеобразных прозаических рифмах, выведенных в теле книги. Овалы лиц, которые главный герой постоянно сравнивает с овалами фотографий на памятниках, биологические часы, подаренные Владимиру отцом (суть и важность их, правда, так и не раскроется), зацикленность на философских темах. По ходу сюжета Володя увлекается философией, поначалу просто для того, чтобы произвести впечатление на девушку, но в дальнейшем погружается в нее все глубже, а финальное интервью с некими господами из Москвы так и вовсе превращается в метафизический диалог о жизни и смерти.

Довольно сложно определить жанровую принадлежность «Земли». Как было сказано, тут прослеживается и производственный роман, и драма, и роман взросления. Книга затрагивает проблемы отцов и детей, любви и верности, отношений между поколениями. Помимо упомянутого Платонова, роман заходит на территорию культовых русских писателей-модернистов последних десятилетий. Пытливый читатель найдет здесь отголоски Сорокина, Мамлеева и Стогова. С «Generation П» Пелевина книгу роднит главный герой, который ищет себя на сломе эпох, через перестроечный СССР в Россию 90-х и дальше, в Россию уже новой эпохи. Все это приправлено щепоткой Достоевского и Сологуба. Заигрывает Елизаров и с темными материями, но делает это не явно. Не показывает то, что скрывается в подвале, а только приоткрывает дверцу, а из щели слышно чье-то злое дыхание. Оставляет читателя в темной комнате, когда за окном воет зимняя стужа. Снег, который не тает на лице мертвой старухи, странная девочка Лида-Лиза, хоронившая жуков, сумасшедший оракул и отсутствующая нога Гапона — все это порой пробирает не хуже, чем вампиры, оборотни и зомби в иных произведениях.

«Земля» Михаила Елизарова — роман масштабный, сложный и многими не понятый. Справедливы комментарии как его поклонников, так и ненавистников. Но выдающиеся произведения и не могут иметь только один градус оценки и только одну трактовку. То ли незаконченный, то ли недописанный, то ли вообще оборванный «на самом интересном», он останется в рядах классики, уже став классикой современной.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)