DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Сложная шахматная партия

Утеха падали (другое название: Темная игра смерти) / Carrion Comfort (роман)

Автор: Дэн Симмонс

Жанр: мистика, хоррор, триллер, детектив, научная фантастика

Издательство: Азбука

Серия: The Big Book

Год издания: 2018 (в оригинале — 1989)

Перевод: А. И. Кириченко

Похожие произведения:

  • Дэн Симмонс «Мерзость», «Друд» (романы)
  • Стивен Кинг «Сердца в Атлантиде» (роман)
  • Дэвид Митчелл «Облачный атлас» (роман)
  • Издательство «Азбука» порадовало читателей новым переводом третьего романа Дэна Симмонса «Утеха падали» (1989). Новое издание называется «Темная игра смерти», хотя первый перевод более точный. На русском языке произведение впервые было опубликовано в 1998 году в виде двухтомника, а теперь вышло одной книгой, в которой девятьсот с лишним страниц.

    Уже в 1989 году Симмонс был тем самым Симмонсом, которого российские читатели любят и знают сегодня по сравнительно недавним романам «Друд», «Террор» и «Мерзость». «Утеха падали» — еще один монолит в этом списке.

    Роман можно сравнить с «Сердцами в Атлантиде» Стивена Кинга или с другими произведениями самого Симмонса, однако ни одно сравнение не будет корректным. Произведение полностью уникально. Это сплав многих жанров: здесь есть хоррор, триллер, научная фантастика, криптоистория, остросюжетный шпионский боевик, детектив и кровавый грайндхаус (если этот термин можно применить к литературе).

    Сюжет закручивается вокруг небольшой группы людей, которых естественный отбор наделил сверхспособностью. Они ментальные вампиры и получают подпитку, контролируя мозг обычных людей и Используя их (слово «использовать» в этом контексте сам автор пишет с большой буквы). Постоянная нужда в такой подпитке делает ментальных вампиров существами без жалости, сострадания и моральных принципов. Главные отрицательные персонажи —две старухи и старик — скрывающийся нацистский преступник и преуспевающий голливудский продюсер. Они играют в Игру, совершая жестокие, изощренные и бессмысленные убийства чужими руками. Другие подобные персонажи объединены в закрытое общество Клуб Островитян.

    Между престарелым нацистом, двумя старухами и Клубом Островитян разгорается конфликт из-за чудовищных амбиций, которые есть у каждой стороны. В противостояние оказываются втянуты шериф провинциального городка, психиатр (бывший узник концлагеря) и молодая женщина, чей отец погиб во время стычки двух старух.

    «Утеха падали» — большая и сложная шахматная партия из трех частей: гамбиты (первые ходы), миттельшпиль (основные события) и эндшпиль (заключительная часть). Шахматные фигуры в ней — это не только отдельные люди, но и целые кланы высокопоставленных политиков, религиозные структуры, полиция, ФБР, израильская разведка, уличные банды из гетто, огромные корпорации из сферы киноиндустрии, протянувшие свои щупальца буквально повсюду.

    География романа — несколько северных и южных городов США, на улицах которых разворачивается противостояние. Временами основное повествование разбавляется флэшбэками, события в которых происходят в нацистском концлагере в Польше. Симмонсу удается создать яркий контраст между местами действия и буквально раз за разом погружать читателя в их уникальную атмосферу. Это похожий на добрую старушку провинциальный южный Чарльстон с размеренно текущей жизнью, чопорный и строгий Вашингтон, разнузданно роскошный Голливуд и антипод умиротворенного Юга — северная Филадельфия, чьи окраины похожи на источающие гной язвы.

    «Утеха падали» — это не только многогранное остросюжетное повествование. Автор не боится поднимать в контексте основного конфликта острые социальные проблемы: скрытое, но яростное противостояние между нравами Севера и Юга, которое так и осталось неразрешенным с девятнадцатого века; расовые предрассудки и дискриминация; безжалостность киноиндустрии, которая убивает в человеке личность и превращает его в товар, который сам себя продает. Наконец, Симмонс даже выдвинул свою версию зарождения фашизма и гитлеризма в недрах человеческой психики. Ступая на эту зыбкую почву, сложно не скатиться в высокомерные нравоучения, язвительность или жалобные причитания, но Симмонс и здесь оказывается на высоте.

    Некоторые эпизоды произведения могут шокировать. Это прежде всего касается чудовищных и гротескных стычек между ментальными вампирами, которые Используют людей в качестве оружия. Результат — кошмарные побоища с толпами безвольных зомби, отрезанием голов, хрустом костей и реками крови на улицах американских городов.

    И напоследок: автору нового перевода А. И. Кириченко удалось сохранить богатство, красочность и разнообразие языка оригинала. Учитывая особенности творчества Симмонса, надо полагать, что это было непросто. Это еще один весомый аргумент в пользу нового издания книги.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)