DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Топ реликвий, которые фигурируют в творчестве Говарда Лавкрафта и «Мифах Ктулху»

Артефакты и реликвии занимают важную роль в творчестве Говарда Филлипса Лавкрафта и «Мифах Ктулху». Ровно год назад мы рассмотрели топ страшных книг, которые придумал Говард Лавкрафт и его последователи. Теперь же настала пора прикоснуться к прекрасному — завораживающим вещицам и могущественным артефактам. Представляем вам топ классных реликвий, которые фигурируют в лавкрафтовском хорроре и литературной вселенной «Мифы Ктулху».

Уникальные предметы профессора Лабана Шрусбери

Крылатые бестии, которых использовал Лабан Шрусбери

«Совсем недавно я познакомился с одним семнадцатилетним юношей; мне кажется, из него выйдет неплохой фантаст. Его зовут Август У. Дерлет… Это настоящее чудо; обожает Дансени и Мейчена, но, думаю, со временем он их превзойдет».

Так писал Говард Лавкрафт о своем главном последователе, внесшем решающий вклад в формирование литературной вселенной «Мифы Ктулху». Благодаря усилиям издателя и писателя Августа Дерлета стал так популярен «затворник из Провиденса».

Кроме того, он многое привнес в захватывающие миры, созданные Лавкрафтом: и хорошего, и плохого, в целом спорного. Его концепции и литературные произведения в стилистике «Мифов Ктулху» часто критикуются, однако его первые работы Говард Лавкрафт хвалил, особо отмечая рассказ «Оседлавший ветер».

Но сейчас мы поговорим о других произведениях Августа Дерлета, где фигурирует необычный и интересный персонаж. Это доктор Лабан Шрусбери, житель дома № 93 на Кервен-стрит, профессор Мискатоникского университета. Он становится героем целого цикла «След Ктулху», куда входят рассказы «Дом на Кервен-стрит», «Следящий с небес», «Ущелье близ Салапунко», «Хранитель ключа» и «Черный остров».

Он изучает оккультные науки, пишет труды и читает лекции по оккультизму, преподает философию и является признанным авторитетом в области мифов и религиозных верований древних народов. Он смело сражается с культами великого Ктулху и иных властителей Древности. В этом ему помогают не только другие люди, но и необычные магические предметы.

Почтенный седовласый джентльмен с чисто выбритым лицом, в черных очках и старомодном сюртуке, не чурался использовать крылатых тварей, гигантских летучих мышей, способных переносить людей в иные измерения. Для их призыва Лабан Шрусбери использовал специальный свисток причудливой формы. Звук свистка похож на пронзительный вой и после профессор произносит заклинание: «Йа! Йа! Хастур! Хастур кф’айак ’вулгтмм, вугтлаглн, вулгтмм! Ай! Ай! Хастур!»

Зловещий ритуал

В целом примечательны следующие вещицы Лабана Шрусбери: вышеупомянутый свисток, флакон с золотистым напитком-медом, защитные пятиконечные камни. Все эти предметы помогали ему преодолевать ограничения времени и пространства и бороться с культами Древних, путешествуя как по Земле, так и в далекие космические дали.

В рассказе «Дом на Кервен-стрит» так описывается волшебный мед: «Золотистый напиток Старших Богов дает возможность свободно перемещаться во времени и пространстве, позволяя существовать вне земных законов и измерений; он обостряет чувства до такой степени, что человек теряет представление о реальности и пребывает в состоянии, граничащем со сном…».

Использование меда и крылатых чудовищ, которые служат Хастуру, также помогли Лабану Шрусбери и его помощникам спрятаться на звезде Целено в скоплении Плеяд.

Хладные медальоны Итаквы

А вот теперь вспомним рассказ «Оседлавший ветер». Именно с этого произведения Августа Дерлета начинается история медальона Итаквы и продолжается в творчестве Брайана Ламли, написавшего повесть «Рожденный от ветра».

Итаква — божество бури и северных ветров из числа Древних богов-властителей. Он чувствует талисман на расстоянии и горе тому, кто окажется в северных краях и владеет им не по праву рождения: рано или поздно Итаква настигнет невольного владельца зловещего артефакта.

Талисман очень древний, выполнен из желтого металла и внешне напоминает большую золотую монету диаметром более пяти сантиметров с барельефом. Я предполагаю, что Итаква принес эти талисманы для своих детей из родного мира. Почему я пишу «талисманы» во множественном числе? Это еще одна важная деталь об этом артефакте — известны несколько экземпляров медальонов Итаквы.

На барельефе золотых кругляшей изображена битва между двумя монстрами стихии воздуха. А смысл конфликта вот в чем — на медальонах фигурируют Итаква и один из его сыновей, которые появляются от союза ледяного бога и человеческих женщин. Дети принимают сущность своего отца, бога холодных ветров, проходят трансформацию, но после предпочитают сразиться с Итаквой и погибают.

Кроме того, у медальона есть необычное свойство: он всегда остается холодным. Вокруг него слышны завывания ветра, даже когда по погоде царит спокойствие и безветрие. Зажатый в руке, хладный артефакт способен так обострить чувства и восприятие, что вам откроются бездны иных миров, холод космоса и завывание межзвездного ветра. И это не просто рев космической стихии, это зов ледяного бога из-за границы нашего упорядоченного.

Могущественные реликвии великого жреца Т’юога

Кровожадный бог Гатаноа, обитающий под горой

Дерзкий Т'юог, великий жрец Шаб-Ниггурат и хранитель медного храма Козы с тысячью младых, известен тем, что осмелился бросить вызов кровожадному богу Гатаноа, обитающего под горой. Эта трагичная история разворачивается на страницах рассказа «Вне времени», написанного Говардом Филлипсом Лавкрафтом в соавторстве.

В дремучей древности на легендарном континенте Му процветал культ бога Гатаноа, обитающего мириады лет под горой Яддит-Го. Страшное божество попало на Землю в незапамятные времена, еще до появления жизни. Он прибыл с неизвестной инопланетной расой с планеты Юггот. Ежегодно жрецы Гатаноа приносили жертвы в мраморном храме у подножия горы. Жители были уверены, что если не задобрить злую сущность, то бог выберется из-под горы и посеет хаос и разрушение.

Никто не смел подниматься на Яддит-Го, где возвышалась заброшенная крепость инопланетной расы. Лишь Т'юог, уверенный в покровительстве могущественной Шаб-Ниггурат, решил свергнуть власть жрецов демонического создания.

Ведомый честолюбием и амбициями, по внушению богини-матери, Т'юог составил удивительную формулу на священном языке, которая защищает носителя от власти Гатаноа. Он начертал ее на тонкой пленке из кишок исчезнувших ящериц и положил в гравированный цилиндр из неизвестного на Земле металла Лаг, привезенного с Юггота сгинувшей расой. Был у жреца еще некий посох из дерева Тлат, но его в рассказе упоминают лишь мельком.

Талисман же, свиток в металлическом цилиндре, спрятанный под одеждой, должен был стать щитом против действия внешнего вида Гатаноа, так как при взгляде на чудовище охватывает паралич и окаменение. Однако подлые жрецы демонического бога, боясь потерять безграничную власть, если затея Т'юога будет успешной, подменили свиток. Храбрец отправился на гору с пустышкой, и конец его незавиден: спустя многие тысячи лет окаменевшее тело Т'юога было найдено вместе с поддельным свитком и цилиндром.

Говард Лавкрафт так описывал реликвии: «Цилиндр, примерно восьми сантиметров в длину и чуть меньше двух в диаметре, был сделан из какого-то неизвестного переливчатого металла, сопротивляющегося любой попытке химического анализа и, судя по всему, нечувствительного ко всем реактивам. Он был закрыт крышкой из того же металла, на которой были выгравированы изображения, по всей видимости, символические, вызывающие, как это ни парадоксально, представление о неизвестной и непонятной геометрической системе.

Рулончик был не менее загадочным. Бледно-голубая тонкая пленка, не поддающаяся анализам, намотанная на стержень из того же металла, что и цилиндр, в развернутом виде достигала шестидесяти сантиметров. Довольно крупные иероглифы узкой линией шли в центре пленки и были написаны или нарисованы серым пигментом, точно так же не поддающимся никакому исследованию. Иероглифы не были похожи на знакомые лингвистам и палеографам письмена, поэтому расшифровать их никому не удавалось, хотя фотокопии разослали всем известным экспертам в этой области».

Жрецы Гатаноа, выкравшие защитный свиток, заботливо сохранили его. Известно, что могущественная реликвия передавалась от одного верховного жреца к другому. Практичные и мудрые культисты понимали, что формула когда-нибудь в далеком будущем, если их обожаемый бог-демон решит все-таки выбраться на поверхность, может пригодиться.

Серебряный ключ Рэндольфа Картера

Рэндольф Картер сжимает в руке легендарный ключ в путешествии между мирами

А теперь поговорим о Серебряном Ключе, которым владел герой Рэндольф Картер. Артефакт фигурирует в произведениях «Серебряный Ключ» и «Врата Серебряного Ключа». Он достался ему по наследству. Картер вспомнил о нем на закате жизни, будучи окончательно разочарованным в собственном существовании.

Ключ хранился в деревянной шкатулке шириной около тридцати сантиметров. Картер отыскал старинную вещицу на пыльном чердаке, ее не открывали многие годы. Шкатулка имела отталкивающую и причудливую мрачную резьбу, страшные фигурки на темной крышке пугали. Если ее встряхнуть, то она издавала неуловимый аромат неведомых специй. Герой обнаружил в ней пергаментный выцветший свиток и большой ключ из потускневшего серебра, украшенный загадочными арабесками. На пергамент тоже были нанесены неизвестные буквы и символы.

Говард Лавкрафт писал: «Однажды дед напомнил ему во сне о серебряном ключе. Старый седой ученый был совсем как живой и долго рассказывал внуку об их древнем роде и о странных видениях, посещавших чувствительных предков Картера. Он поведал ему о крестоносце с горящими глазами, который попал в плен к сарацинам и узнал от них немало тайн, и о первом Рэндольфе Картере, который жил в эпоху королевы Елизаветы и увлекался магией. Дед поведал ему и об Эдмунде Картере, который чудом избежал виселицы в Салеме в пору охоты на ведьм и спрятал в старинной шкатулке большой серебряный ключ, доставшийся ему по наследству».

Серебряный Ключ оказался очень могущественным артефактом. Он позволил Картеру открыть дверь в миры сновидений, вернуться в прошлое, разгадать многие тайны мироздания. Он сумел полностью осознать свое «Я», которое одновременно находится в разных временных и пространственных точках. Трижды пройдя пугающие врата-испытания, он смог достичь состояния древнеподобного, увидеть самих Древних, спящих в бездне, и получить трон рядом с ними.

Рэндольф Картер прошел сквозь врата серебряного ключа, встретив великого проводника. Рисунок Александра Соломина

Удивительная находка изменила Рэндольфа Картера. Сила Серебряного Ключа позволила ему переместиться на планету Яддит, в тело ракообразного мага Зкаубы, жившего миллионы лет назад. Однако путешественник во времени и пространстве не смог вернуть человеческий облик без старинного свитка, оставленного на Земле. Именно манускрипт, написанный на языке Р’льеха, разъяснял, что должен делать иномировой странник для возвращения на родную планету. Неразгаданные символы многократно увеличивали силы ключа, изготовленного в Гиперборее. Эти секреты знали только на Земле, а магам с Яддита они остались недоступны. Картеру пришлось вернуться домой в специальной капсуле и теле ракообразного мага, чтобы попытаться расшифровать загадочный манускрипт. С тех пор о нем никто не слышал.

Сияющий Трапециоэдр Роберта Блейка

Сияющий Трапециоэдр

А вот и самый впечатляющий и мрачный артефакт сегодняшнего обзора — Сияющий Трапециоэдр. Впервые данная реликвия упоминается у Говарда Лавкрафта в «Скитальце тьмы», затем в рассказе «Тень с колокольни» Роберта Блоха, а также в произведении «Зотх-Оммог» Лина Картера.

Говард Лавкрафт писал в «Скитальце тьмы»: «Этот камень, когда Блейк увидел его вблизи, вызвал у него странное тревожное возбуждение. Он не мог оторвать от него глаз и, глядя на его сверкающие грани, почти воочию представлял его себе прозрачным вместилищем бездонного мира чудес. В его сознании вдруг возникли ландшафты неведомых планет с гигантскими каменными башнями, и иных планет с исполинскими горами без всяких признаков жизни, и еще более далекие просторы Вселенной, где лишь неосязаемые вздохи в бездонной сумрачной тьме говорили о наличии там разума и воли».

Известно, что он производит странное впечатление на того, кто возьмет его в руки. Артефакт использовался культистами для вызова иномировой твари, аватары одного из Древних. Трапециоэдр хранился на алтаре в оскверненной церкви, в шкатулке из желтого металла, покрытой странными барельефами. Эти барельефы изображали различных существ, не имеющих ничего общего с нашей планетой. Сам Трапециоэдр представляет собой кристалл неправильной округлой формы со многими неровными гранями. Цвет его темен, почти черен, с красными прожилками. Размер камня чуть более десяти сантиметров.

У Трапециоэдра интересная история и длинный жизненный путь. Служители Хастура принесли камень на темную планету Юггот, где его огранили. Затем раса Старцев взяла кристалл с собой на Землю. После регресса космической звездоголовой расы Трапециоэдр сгинул в руинах во тьме веков, пока его не нашли земные существа: змеелюди, лемурцы.

Трапециоэдр и иномирная тварь в разрезе

Подробную историю кристалла можно проследить в артбуке «Миры Говарда Филлипса Лавкрафта. Артефакты и легендарные земли»: «Ларец затонул вместе с Атлантидой и покоился на дне океана, пока не попал в сети минойского рыбака, который продал его купцам из сумрачного Хема. Черный фараон Нефрен-Ка выстроил для него храм со склепом без окон, за что его имя было сбито со всех памятников и скрижалей, и камень пролежал в руинах храма сотни лет, пока его не отыскал профессор Енох Боуэн.

В мае 1844-го он вернулся со своей находкой из Египта в Провиденс и в июле того же года купил старую церковь на Федерал-Хилл, где учредил секту Звездной Мудрости. Когда количество ее членов достигло более двух сотен человек, по городу поползли слухи о призраках, обитавших в высоком шпиле церкви, кровавых жертвоприношениях и культе дьяволопоклонников, прозревавших посредством кристалла далекие миры и призывавших из неведомых бездн ночи некоего скитальца тьмы, что открывал им сокровенные тайны Вселенной. Церковь опустела к 1877 году и оставалась заброшенной, пока в 1935 году приехавший в Провиденс писатель Роберт Блейк не проник внутрь и не обнаружил покрытый пылью ларец.

Он погиб в том же году при весьма странных обстоятельствах, оставив записи о зловещем камне и явившемся из него чудовище, похожем на тень. Лечащий врач Блейка, доктор Амброз Декстер, выбросил ларец с кристаллом в воды Наррагансеттского залива, но было уже слишком поздно: тлетворный посланник Ньярлатотепа проник в мир через отпертые врата, которыми являлся Сияющий Трапецоэдр».

Жуткая, но какая прекрасная реликвия, да? На самом деле, счет таких очаровательных вещиц в «Мифах Ктулху» идет на десятки. Например, талисман Серого Орла, машина Тиллингаста, свинцовый подарок вождя Валакеа, камни Р'льеха, лампа Альхазреда, тиара Глубоководных, зеркало Локи, напольные часы Де Мариньи, кольцо Дагона, стекло с плато Лэнг, амулет крылатого пса, цилиндры Ми-Го, порошок Ибн-Гази, святыня с планеты Йекуб, разнообразные идолы: Бокруга, Ктулху, нефритовой крылатой обезьяны. И этот список далеко не полон.

Пока на страницах мартовского номера журнала DARKER мы рассмотрели лишь малую часть, но часть очень важную: речь шла об одних из самых известных и интересных артефактов! Вселенная, созданная талантом Лавкрафта, потрясающе захватывающа и обширна, и изучать ее вместе — одно удовольствие!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)