DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

У страха есть мораль

Кошмары / Nachtmahr (авторский сборник)

Автор: Ханс Хайнц Эверс

Жанр: мистика, триллер, хоррор

Издательство: РИПОЛ классик

Серия: Horror Story

Год издания: 2022 (в оригинале — 1908, 1922)

Перевод: Г. Шокин, Е. Крутова, В. Колыхалова

Похожие произведения:

  • Роберт Льюис Стивенсон «Сатанинская бутылка» (рассказ)

Книга объединяет два сборника («Кошмары» и «Одержимые») по семь историй каждый. При чтении чувствуется дыхание ушедшей эпохи: рассказы Эверса помнят лоск старого света. Почти каждый главный герой — немец, современник автора, но встречаются и произведения, события в которых развиваются до нашей эры («Дельфы», «Народ иудейский в Иебе»).

Одни рассказы сборника выглядят как ирония над современным миром («Дело Ларса Петерсена»), настолько они актуальны. Другие читаются так легко, словно наши современники писали беллетристику в историческом антураже («Синие индейцы», «Моя мать — ведьма», «Паучиха», «Шкатулка для игральных марок»). Третьи могут показаться наивными («Тифозная Мари») или затянутыми («Завещание Станиславы д’Асп») Но каждый несет смысловую нагрузку, и легким чтивом это не назовешь.

Эверс умеючи пишет о любви. Он может показать ее мерзость («Отступница»), присущее ей самопожертвование («Великая любовь») или эгоизм («Завещание Станиславы д’Асп»). Его персонажи — даже в мистических рассказах — простые люди. У них нет особенностей, из-за которых за ними охотится зло.

Студенты («Паучиха»), эмигранты («Отступница», «Великая любовь»), писатели («Шкатулка для игральных марок») не ищут себе проблем, они просто живут. Неприятности, происходящие с ними, появляются буднично, как недомогание. Но вопроса о том, почему так случилось, при чтении не возникает. Как не возникает вопроса и о происхождении зла. Герой может пострадать, не зная почти ничего о том, с чем столкнулся. Эверс гармонично объясняет природу темноты, и этого достаточно.

Эверс не показывает мысли своих героев. Мы узнаем о них из чьих-то уст. Это может быть биограф («Великая любовь») или знакомый («Как умер Езус Мария фон Фридель»); это может быть письмо («Моя мать — ведьма») или дневник («Паучиха»). Эверс умудряется так поступать даже в историях от первого лица: герой просто беседует со своим знакомым. Или становится очевидцем. То есть мы всегда имеем дело с рассказчиком.

Эверс знает, как вызвать сопереживание отрицательному герою. И делает это не через любовь условного злодея к аквариумным рыбкам, а через его желание навредить. Злодей беззащитен именно в своей порочности. Возможно, подобный эффект достигается за счет того, что история рассказывается третьим лицом. Читатель не видит истинных намерений персонажа и получает о нем оценочное суждение. Читатель верит этому суждению, так как уже достаточно хорошо знает своего собеседника.

Эверс нередко прописывает финал одной-двумя фразами. Иногда это перевертыш, иногда яркое событие, иногда некая мысль — и всегда эмоция. А еще он может заспойлерить историю, потом усилить спойлер, закончить именно заявленным спойлером, но все равно удивить.

Эверс пишет о психических отклонениях, о самовнушении, колдовстве, тайных помыслах, потусторонних сущностях, раздвоении личности. Он пишет о нас. Каждая история может случиться в наши дни.

В сборнике будут разрытые могилы, полеты на шабаш, пытки, детские самоубийства, упование на талисман из веревки повешенной, но не будет отвращения. Можно сказать, что эта книга о наших слабостях. А они не изменились. На них не влияет одежда или способ передвижения.

Пугает ли Эверс? Да. Но в его историях нет «активной завязки» и всего того, чему учат современных писателей. В них есть драма, есть судьбы, есть мораль. Наверное, мораль — изюминка сборника. Вы не найдете здесь нравоучений, но завершение каждой истории будет оставлять впечатление, что автор не просто вас развлекал. Здесь нет «вот это поворотов», чтение будет неторопливым (иногда слишком), а послевкусие устойчивым.

Не боитесь узнать о себе нечто темное? Нечто такое, что заставит вас отвести взор от зеркала? Тогда Ханс Хайнц Эверс поможет вам разобраться в своем внутреннем мире и стать капельку лучше. Один из вас обнаружит в себе жреца, другой — купца. А третий осознает, что первые два удобряют почву для своей жатвы его кровью.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)