DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Вампирские деревни Беларуси

Сведения о встречах с «вупырамі» — мертвецами, восставшими из могил, — встречаются в письменных белорусских источниках еще XVII века. В них утверждается, будто эти существа выбираются из своих могил в темное время суток и пугают оставшихся в живых сородичей. Появляются же они после того, как кошка перепрыгнет через тело умершего человека или после тесного контакта последнего с нечистью.

И до сих пор в отдельных уголках Беларуси вера в вампиров продолжает существовать и даже определяет жизнь и быт людей. Так, познакомиться с вампирскими «потомками» и увидеть своими глазами места захоронений вполне реальных упырей можно в старых белорусских селениях — деревнях Паре и Путчино.

Паре: «вампирское» кладбище

Всего в шестистах метрах от украинской границы находится старая полесская деревня с необычным названием Паре и населением в 79 человек.

Здесь есть постоянное население, в основном старики, но почти нет приезжих и дачников. Причина — в значительной удаленности этого места от современной цивилизации. Ближайший город отсюда — Пинск, до него 25 километров пути. Однако здесь речь идет не только о расстоянии, но и о традициях, представлениях о жизни.

Так, в Паре сохранились старые дома с крытыми соломой крышами и бесконечными грядками во дворах. Только исследователей и туристов привлекают не они — а старое местное кладбище. Здесь можно увидеть огромные деревянные кресты до 6 метров высотой, обвязанные разноцветными лентами, старые колоды и накрытые тяжелыми камнями могилы разной свежести.

Считается, что эта традиция уходит корнями в древность, когда вампиризм считался более чем реальным явлением. Именно в те времена было решено накрывать могилы тяжелыми камнями и деревьями, чтобы мертвецы и прочая нечисть не беспокоили живых. Местные верили, что камни и деревья — отличная преграда для тех, кто после смерти оживал и пытался выбраться из гроба. К тому же это помогало предотвратить контакты мертвых тел с дикими животными и предупреждало заражение вампиризмом — или бешенством.

Подтверждает эту многовековую традицию не только «завидное» обилие деревянных колод и крестов на могилах, но и полное отсутствие на кладбище живых деревьев. Создается впечатление, будто их уже давно спилили и пустили на «благое дело» то ли из-за веры, то ли по привычке.

Сами кресты, установленные на этом кладбище, имеют разные размеры и форму. Одни устанавливаются отдельно, другие же — в тело наруба. Есть и уникальные варианты, в которых крест «вырастает» из ствола дерева, лежащего на поверхности могилы.

Так как в Паре до сих пор проживают люди, на кладбище имеются и свежие погребения. Их довольно легко отличить от древних могил: одни залиты цементом или заложены крепкими современными памятными комплексами, а другие — огромными камнями и газосиликатными блоками. Значит, древняя и, казалось бы, рудиментарная традиция все еще жива!

И поддерживают ее другие — не могильные — кресты, расположенные за пределами некрополя. Один из них — крест, стоящий на перекрестке. Он заметно отличается от остальных высотой и красочностью.

Местные жители говорят, что традиция закладывать могилы уходит корнями в древность. Еще во времена их молодости для порядка на могилах устанавливали крест и клали наруб. Те, кто был богат, выбирали готовые изделия из металла и камня. Бедные же люди вынуждены были делать все своими руками из древесины, которой в те времена в округе было огромное количество. Так и появились на кладбище странные древесные конструкции с «растущими» из колод крестами…

Украшенные же лентами кресты на перекрестках дорог — это дань другой традиции, которую называют «оброк». Согласно ей мужчины устанавливают, а женщины украшают самодельный деревянный крест на перекрестке, если в окрестностях начинает «пахнуть» бедой. Например, болеют местные жители или скот, надвигается сильная гроза или происходит нечто запредельное — в том числе если наведываются вампиры. Правда, местные с трудом вспоминают, когда оброк выполняли в деревне в последний раз… Или просто не хотят об этом говорить?

Исследователи традиций Паре указывают на то, что странный погребальный обряд с установкой нарубов — это уникальная традиция, свойственная только для некоторых деревень Полесья. При этом, как утверждается, что эта традиция была призвана защитить погребения от «мародёров» среди диких животных. Только вот крест вырубать было зачем?

В поисках ответа на этот вопрос современные исследователи пришли к интересному выводу. Они вдруг поняли, что кресты на колодах — это аналог сохи. Соха же для белорусов — это разделитель двух миров, эдакий оберег для живых от посягательств на жизнь со стороны мертвых.

Буквально же соха — это тяжелый сельскохозяйственный инструмент, который использовали для придавливания земли. Но если установить ее на могиле в день поминания мертвых, она вполне могла превратиться в инструмент придавливания тел потенциальных вампиров.

Отдельные источники подтверждают эту гипотезу и даже говорят о том, что вампиры в древности существовали на этих землях, имели уникальное название — «вупыры». У них был и специфичный облик: они имели острый и длинный язык (вместо клыков европейских аналогов), которым твари впивались в шею жертвы, а позже им же зализывали рану, чтобы никто не смог ее заметить.

Впрочем, вампирами на полесских землях после смерти становились не все, а только плохие люди. Они и при жизни, и после смерти приходили к родственникам, чтобы напакостить и испугать.

В попытках защитить жителей деревни от вампиров и другой нечисти люди в прежние времена ставили те самые кресты на перекрестках. Зачем? Почему? Потому что именно на перекрестках по ночам нечисть и собирается!

Путчино: встреча с вампиром

Ближе к цивилизации — в пятидесяти километрах от Минска — находится еще одна бывшая «вампирская» деревня, а ныне агрогородок — Путчино.

Здесь все началось в середине XX века, когда среди бела дня в Путчино откуда ни возьмись появился… вампир! Или просто точная бледная копия умершего год назад местного жителя Стефана. Он, вернувшись в родные места после собственной смерти, отыскал одну из собственных дочерей и решил утащить в свое логово… И только благодаря бдительности остальных детей девочку удалось спасти.

Ребята, увидев человека жуткого вида, подняли крик и позвали мать девочки. Та, оказавшись на месте происшествия, пришла в ужас, когда обнаружила рядом с ребенком бледную копию погребенного супруга. В результате мужчина «испугался» и оставил ребенка в покое. Правда, по слухам, это не спасло девочке жизнь… Той же ночью она умерла вместе с матерью. Местные утверждают, что вампир все-таки вернулся к ним ночью и выпил всю кровь.

Что же стало причиной вампиризма Стефана? По тем же слухам, в какой-то момент в его руках оказалась книга черной магии… Она-то и определила его посмертную судьбу.

Белорусские вампиры: исследование

Описанное намекает на то, что в прежние времена на территории Беларуси вера в вампиров была широко распространена. Считалось, что ими становились погибшие колдуны, вовколаки и отверженные церковью люди — самоубийцы, еретики и просто проклятые. По традиции, они бессмертны, так как обречены на вечную жизнь, но могут погибнуть, если им в сердце вонзить осиновый кол. Отличает их от людей чрезмерная мстительность: за малейшую обиду они разрывают человека на части.

Внешне белорусские вампиры напоминали самих себя при жизни. Отличал их разве что распухший рот — это из-за привычки пить кровь людей. По той же причине у вампиров раздувается и наливается румянцем лицо.

После смерти они лежат в гробах с открытыми глазами, лицом вниз. По ночам самостоятельно выбираются из могил и, отыскав жертву, припадают к ее груди в области сердца, вонзая в плоть острый и длинный язык. Так упыри высасывают кровь и жизненные силы из жертвы, часто «награждая» ее смертельными болезнями.

По поверьям, белорусского вампира вполне можно увидеть. Но только ночью и в свете свечи. Когда упырь появляется, его надо оглушить осиновым поленом. Это предотвратит его повторные появления в доме жертвы.

Если же вампир таки успел обратить свою жертву в зверя, нужно совершить неприятный обряд: откопать тело упыря и отрезать кусок его плоти, поджарить на огне, дать жертве на съедение с куском хлеба. Заодно можно съесть землю с могилы чудовища.

Письменные источники, сохранившиеся до наших дней, рассказывают и о том, как в белорусских деревнях борются с упырями. Для этого применяют как простые, широко известные методы — чеснок, крест, осиновый кол, выстрел зарядом соли, — так и варианты посложнее вроде отрубания больших пальцев на левой руке и ноге.

Также часто применяют и самый верный способ борьбы с вампиризмом — обезглавливание трупа, лежащего в могиле, с последующим расположением его головы у него же между ног. Это для того, чтобы вампир не смог дотянуться до своей головы и выйти на охоту.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Аноним 21-11-2021 18:19

    У-у-у-у-ужас! Видал подобные огромадные кресты у нас на Брянщине.

    Учитываю...