DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПАРАНОРМАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ПОМЕСТЬЕ ПРИЗРАКОВ

Ведьмы и шабаш в классической музыке

Слово «ведьма» во все времена несло в себе сакральный смысл. Их гнали и ненавидели, их сжигали на кострах и плевали им вслед. Но к ним же ходили тайком за советами и заговорами, зельями и прорицаниями. В каждой местной культуре обязательно есть ведьмы или колдуньи. Так что неудивительно, что тема ведьм и колдовского шабаша воплотилась в произведениях классической музыки.

Никколо Паганини — «Пляска ведьм» (1813)

«Пляску ведьм» Паганини написал под впечатлением от фантастического балета «Орех Беневенто». Балет поставил в 1812 году Сальваторе Вигано на музыку Франца Зюсмайера. Сюжет основан на легенде, согласно которой по ночам у орехового дерева собирается шабаш ведьм. Паганини, посетив балет, настолько вдохновился сценой пляски колдуний, что создал одно из самых своих знаменитых произведений. Когда в 1813 году композитор представил «Пляску ведьм» на суд публики, она произвела фурор.

Музыкальные вариации написаны в своеобразной форме «рондо», где постоянно появляется тема-рефрен. Тихое начало прерывают громкие аккорды, которые нагнетают настроение, задают тон и мотив всего произведения. Видится сцена уже начавшегося шабаша ведьм и демонов, что собрались и пляшут вокруг костра. После вступает соло скрипки — как будто из всей пестрой толпы выходит одна молодая ведьма и начинает сольный танец. Периодически на фоне мелодии повторяются громкие аккорды других инструментов — толпа будто поддерживает свою танцующую товарку. Пляска завершается оглушительным крещендо — и шабаш заканчивается.

«Магический круг», Уильям Уотерхаус, 1886

Гектор Берлиоз — «Фантастическая симфония» (1830)

Вокруг «Фантастической симфонии», созданной в 1830 году двадцатишестилетним композитором Гектором Берлиозом, ходило много домыслов и слухов. Некоторые говорили, что он в этом произведении воплотил свою безответную любовь к знаменитой актрисе. Однако это не повлияло на отношение слушателей к творчеству талантливого композитора — на премьере симфонии зал был заполнен, а другой композитор, Ференц Лист, что присутствовал в зале, после переложил симфонию для фортепиано.

Сюжет симфонии таков: молодой музыкант, впечатлительный и безнадежно влюбленный в прекрасную девушку, пытается отравиться опиумом. Доза оказывается несмертельной, и он не умирает, а засыпает. Все пять музыкальных картин, входящих в цикл, взаимосвязаны и по сути представляют собой сны и внутренние переживания молодого человека. В каждой одинаковый музыкальный мотив и своеобразное изображение девушки — возлюбленной музыканта.

Однако если в самом начале это красивые пасторальные картинки и нежные томления влюбленного сердца («Мечтания, страсти», «Бал», «Сцена в полях»), то дальше грядут сны не такие безобидные. В четвертой сцене, «Шествие на казнь», молодому человеку видится, будто он убил свою возлюбленную и его ведут через разгневанную толпу к эшафоту. После сцены казни идет последняя часть симфонии — «Сон в ночь шабаша».

Мелодия начинается тихо, звучат отдельные напряженные ноты и пассажи, словно готовящие к предстоящему действию. Затем — резкий переход и странная, словно бы насмешливая мелодия шабаша, звучащая все быстрее. Где-то вдалеке звенит колокол, но его перебивают звуки танца, который становится похожим на погребальный марш. На фоне какофонии звуков продолжается мотив возлюбленной девушки, но здесь он уже искажен и не возвышен. Постепенно шабаш достигает своего апогея, музыка звучит громче, трубы играют туш — и действо завершается.

Франсиско Гойя. «Шабаш ведьм в стране басков» (1798)

Джузеппе Верди — «Хор ведьм» из оперы «Макбет» (1847)

… by the pricking of my thumbs, something wicked this way comes…

У. Шекспир. «Макбет».

«Хор ведьм» — одна из картин оперы «Макбет», созданной композитором Джузеппе Верди по пьесе Уильяма Шекспира. Трех ведьм из произведения знаменитого драматурга заменил целый хор ведьм — три вокальные партии разной высоты звучат зловеще и в то же время триумфально.

Хор в первом акте открывает оперу. Ведьмы, собравшиеся у поля недавней битвы, славят тана Гламисского Макбета как будущего короля Шотландии. Эти слова-предсказания оказываются роковыми и ведут к целой цепочке смертей и безумств в борьбе за трон Шотландии.

Хор ведьм делится на две части. Первая — напряженная, как звуки надвигающейся грозы и грядущих страстей. Вторая начинается насмешливо и игриво, однако завершается звонким и бурным крещендо, попутно ускоряясь и резко обрываясь, словно ставя точку. Хор голосов звучит словно из недр пещеры, где ведьмы собрались вокруг котла, готовятся ворожить и предвидеть будущее.

Генрих Фюсли. «Макбет и ведьмы»

Модест Мусоргский — «Избушка на курьих ножках» (цикл «Картинки с выставки», 1874) и «Ночь на Лысой горе» (1886)

Было бы преступлением не упомянуть здесь произведения русского композитора Модеста Петровича Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из музыкального цикла «Картинки с выставки» в честь Бабы-яги и, конечно же, знаменитую симфонию «Ночь на Лысой горе». Подробнее об этих произведениях — здесь.

Франсиско Гойя. «Шабаш ведьм» (1823)

Феликс Мендельсон — «Песня ведьм» (цикл «Двенадцать песен для голоса и фортепиано», 1824–1828) и кантата «Вальпургиева ночь» (1833)

«Песня ведьм» — восьмое произведение цикла «Двенадцать песен для голоса и фортепиано», сочиненного композитором Феликсом Мендельсоном с 1824 по 1828 год. Песня написана на стихи немецкого поэта XVIII века Людвига Хельти, чьи лирические произведения вдохновляли многих композиторов-классиков.

Мелодия — напряженная и громкая, звучит скачка́ми, которые перемежаются агрессивными пассажами. Вокал молодой ведьмы — дерзкий и смелый. Она поет о том, что скоро наступит праздник Весны, Вальпургиева ночь, и она вместе с другими ведьмами полетит танцевать на шабаш на гору Броккен. Песня короткая, но оставляет после себя сильное впечатление.

Литературной основой кантаты «Вальпургиева ночь» послужила одноименная поэма Иоганна Вольфганга Гете. Текст поэмы написан специально для последующего переложения на музыку. До Мендельсона было несколько попыток — увы, неудачных. Мендельсон, лично знакомый с Гете, начал работу над кантатой в 1830 году, а в январе 1833 года завершил ее и в первый раз представил публике.

Произведение состоит из девяти частей, и сюжет его весьма увлекателен. Друиды и ведьмы собираются в горах Германии, чтобы отметить Вальпургиеву ночь с 30 апреля на 1 мая — древний праздник весны, восходящий к дохристианским традициям. Однако христиане запретили отмечать языческий праздник и вскоре должны появиться на горе Броккен. Некоторые из собравшихся пытаются отговорить всех от ритуалов, но друиды отвечают сомневающимся, что те, кто боится жертвы, заслуживают своих цепей. Стражники друидов предлагают переодеться демонами, призраками и Дьяволом, чтобы отпугнуть неприятелей. Обман удается, и друиды безбоязненно восхваляют Солнце и праздник Весны.

Франческо Пармиджанино. «Шабаш ведьм» (1530)

Кантату открывает продолжительная и мелодичная увертюра. В ней просматриваются величественные горные пейзажи и панорама Шварцвальда — знаменитого Темного леса в Германии. В первой части на фоне хора солирует один мужской голос — друид-вождь всех собравшихся на горе. Между куплетами они поют фразу-рефрен — хвалу Солнцу и Весне. Хор звучит торжественно и гордо, его участники убеждены в своей правоте.

Во второй части появляется женский солирующий голос, который предупреждает об опасности, исходящей от празднования. Музыка звучит тише и беспокойнее, голоса дрожат, словно в страхе. Зачем твердый мужской голос противоречит волнующимся голосам — и хор звучит воинственно, словно готовясь к битве. В четвертой части мелодия становится игривой, а голоса шепчут — собравшиеся готовят заговор и договариваются об обмане приближающихся неприятелей.

В пятой части друиды обвиняют христиан в непонимании их ритуалов. Голоса звучат как гневное эхо, что разносится по горам. В шестой и седьмой частях начинается непосредственная сцена импровизированного шабаша. Музыка ускоряется, хор звучит гневно и угрожающе. Потом солирует мужской голос друида, говоря, как далеко они зашли, чтобы достичь своей цели. В восьмой части прибывшие стражники-христиане, увидев яростный шабаш нечисти, в страхе покидают гору Броккен. Голоса звучат испуганно и отрывисто. В девятой, финальной части друиды празднуют свой триумф и воздают хвалы празднику Весны — Вальпургиевой ночи.

Тема колдовства и ведьм всегда казалась полузапретной — и оттого такой привлекательной и интригующей. И не может не радовать, что она вдохновила на создание подобных уникальных произведений, ярко выделяющихся на фоне другой классической музыки.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)