DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Зомби, безумие и щепотка буддизма

Вельветин и Мандала

Сценарист: Дзиро Мацумото

Художник: Дзиро Мацумото

Жанр: комедия, триллер, трэш, хоррор, эротика

Издательство: Ohta Shuppan (Япония), Alt Graph (Россия)

Год издания: 2009 (2023, Россия)

Похожие произведения:

  • комиксы: «Танкистка: Раз»
  • «День революционера»
  • «Орда»

Дзиро Мацумото, автор этого однотомника, имеет три официальные публикации манги в России. Это «Дикая планета», сборник рассказов «День революционера» и собственно «Вельветин и Мандала», о которой и пойдет речь. Первые две книжки были изданы давно, так что распробовать стиль автора наши соотечественники могли уже давно. А это всегда очень яркий микс. Избыток насилия, часто сексуального, периодическое безумие, война как фон, гротеск во всем, метафоры, иногда не отсылающие ни к чему и являющиеся симулякрами. За всем этим может стоять нечто большее. Правда, докопаться до сути, часто такой же шокирующей, как и форма, бывает непросто. Но история может быть и очень проста. «Вельветин и Мандала» не пестрит смыслами, в отличие от той же «Дикой планеты». Но зато в ней есть множество ярких образов, на которые стоит обратить внимание.

Начать нужно с того, что это, видимо, манга о зомби-апокалипсисе. И это довольно внезапное открытие (для автора рецензии), так как взгляд читателя фокусируется на совершенно других вещах. Действие происходит где-то в японском городке, который бомбит неизвестный противник. Две явно сумасшедшие (клинически!) девчонки, Вельветин и Мандала, сбегают из надоевшей городской рутины и селятся в танке у пересохшей реки. Они не подруги, иногда они даже пытаются угробить друг дружку, но все-таки жизнь сводит их вместе. Также в этих местах проживает Зав (заведующий районом, настоящее имя которого неизвестно). Зав заведует не просто так. Самолеты, бомбящие город, сбрасывают в пересохшую реку… трупы людей. Говорят, что это те, кого не удалось переправить в нирвану. По ночам эти несчастные оживают, а работа Зава сводится к истреблению нечисти с попутным дарованием усопшим покоя. Поэтому он и заведует местностью. Девочки за плату помогают пареньку, тоже сумасшедшему, надо сказать.

Звучит это как-то странно, даже не очень впечатляюще. К тому же используется такой прием, как ненадежный рассказчик, так как все действующие лица сумасшедшие. Но на сюжете и не акцентируется внимания, так что не важно, что правда, а что вымысел. Не важно даже то, что вообще происходит. Поэтому-то и не выходит сразу идентифицировать мангу как триллер про зомби. Важно тут другое. Образы героев, раскрывающиеся через их эгоцентричное поведение и плывущие, тающие воспоминания о школе, сверстниках, обычной жизни, докторах. Совершенно не светлые воспоминания, часто пугающие, связанные с насилием. И несмотря на это «Вельветин и Мандала» — юмористическое произведение. Юмор здесь гротескный, ситуативный, черный, иногда деконструирующий, часто абсурдный. Дикая смесь юмора, жестокости и безумия увлекает читателя, заставляя следить за злоключениями героев. Непонятно даже, о чем читаешь, но читать хочется больше и больше. Кажется, вот-вот автор раскроет карты, покажет, к чему он хочет нас подвести. И каждый раз это ощущение оказывается ложным. Процесс развития манги существует ради самого процесса, как может показаться. Мы все ближе узнаем героев, но не понимаем, для чего…

Не забудем и про отсылки. Сначала на мангу, аниме, кино, литературу, видеоигры. И немного на буддизм, хотя и не совсем понятно, как зомби связаны с перерождением и нирваной. Но потом оказывается, что процесс инициации заведующего очень похож на чтение нигилистической дзен-буддийской сутры… О мире вокруг городка известно лишь то, что он есть, и что оттуда координируется работа по уничтожению зомби. Оттуда же прилетают самолеты, которые вроде как бомбят город (чего мы не видим), но больше сбрасывают трупы. Загадочно, больше вызывает вопросы, чем дает ответы. Но по ходу чтения, которое похоже на липкий, то забавный, то страшный сон, неясно, что считать важным.

Среди шероховатых линий, выходящих из-под пера мангаки, вообще очень сложно понять, где нужно воспринимать происходящее серьезно, а где отдыхать и веселиться. Раз и навсегда принятое решение об определенном отношении лишь помешает получить максимум от комикса. А чем этот максимум окажется, зависит уже от интерпретации читателя. Во всем происходящем можно спокойно разглядеть лишь нервную пульсацию больного воображения автора, но есть возможность увидеть нечто намного более страшное. Не идущее из внешнего мира, не уродство тел мертвецов и развалин города. Скорее внутреннее уродство мира, правил его работы, правил, по которым каждый пытается строить свою жизнь.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)