DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Брэд Дуриф: тот самый харизматичный подонок

18 марта многие любители хоррора, а в особенности поклонники франшизы о злобном малыше Чаки, встретившись по такому случаю с фанатами «Властелина колец», наверняка раскрашивали лица яркими красками, жгли костры и факелы, пели зловещие гимны и поднимали бесчисленные чарки. Почему они это делали? Да потому, что в этот день ровно 70 лет исполнилось со дня рождения Брэда Дурифа, актера, подарившего кукольному маньяку свой голос и исполнившего одну из самых запоминающихся ролей в эпичной трилогии Питера Джексона.

Мы, пожалуй, воздержимся от плясок и песнопений, зато расскажем, почему этот талантливый человек, без сомнения, достоин всемерного уважения. И начнем с маленького путешествия во времени и пространстве. На 70 лет назад, в США, в городок Хантингтон…

Актерская карьера начинается со школьных утренников

Итак, 18 марта 1950 года цифра на большом стенде с численностью населения, несомненно стоящем на въезде в Хантингтон, что в штате Вирджиния, увеличилась на единичку. Ведь именно так это происходит в Штатах, верно?.. В общем, так или иначе, в большой семье потомков французских эмигрантов произошло пополнение: появился на свет Брэдфорд Клод Дуриф, к радости родителей, трех сестер и брата.

История семейства Дуриф по-своему примечательна и достойна упоминания. Дед актера, Анри Дуриф, переехал в страну возможностей с благородной целью: наладить работу фабрики по производству аквамарина. Однако же новое место жительства не остановило его, когда развязалась Первая мировая война. Анри собрался, попрощался с женой и отправился туда, куда звал его долг: в кабину самолета, воевать на стороне своей исторической родины. Вернулся домой он не просто так, а с Военным Крестом, высшей на тот момент наградой из существующих во Франции.

Жан Дуриф, отец Брэдфорда, в некоторой степени повторил судьбу отца. Он также занимался производством краски, но при этом еще и коллекционировал картины. Не стал он бежать и от испытания ужасами войны, на этот раз Второй мировой, и тоже отслужил в авиации. Высоких наград Жан, правда, удостоен не был, зато вернулся из мясорубки живым и невредимым, что уже было счастьем.

На долю героя статьи войн, к счастью, не выпало, зато ему пришлось испытать другое несчастье. Отец будущего актера умер, когда мальчишке не исполнилось и трех лет. Отчимом Брэдфорда суждено было стать профессиональному игроку в гольф, широко известному в кругах ценителей этого вида спорта Уильяму Кэмпбеллу.

Образование Брэд Дуриф получил неплохое: он обучался сперва в нескольких частных школах, после чего некоторое время провел в университете Маршалла. Известно, что уже в юном возрасте он питал страсть к двум вещам: изобразительному искусству и игре на сцене. Долгое время юный Брэдфорд и вовсе мечтал стать живописцем, но в итоге все же избрал другую стезю. Скорее всего, к этому его подтолкнула, осознанно или нет, мать, состоявшая в любительском театре.

В возрасте 19 лет Брэдфорд Клод Дуриф перебрался в Нью-Йорк, так как считал, что в большом городе у него будет больше возможностей для развития карьеры. И талантливый юноша не прогадал: ему удалось устроиться в театр Circle Repertory Company, которому на тот момент не исполнилось и года. Среди пьес, в которых играл Брэдфорд, был и «Лекарь поневоле», классическая комедия Жана-Батиста Мольера. Так что смело можно сказать: театральная карьера Брэда Дурифа была весьма успешной. Но как же он попал в мир кино?..

На самом деле, очень просто. Именно в Circle Repertory Company Дурифа заметил Милош Форман, как раз подыскивающий актеров для своего фильма «Пролетая над гнездом кукушки», вышедшего на экраны в 1975 году. Он сделал лицедею деловое предложение, а тот не стал отказываться.

Это была случайность

Чем обернулась для Брэда Дурифа роль Билли Биббита, мы уже знаем: «Золотой глобус» за лучший дебют, премия BAFTA и номинация на «Оскар» в категории «Лучший актер второго плана». Словом, едва начавший свою карьеру на большом экране юноша получил многое из того, к чему другие лицедеи идут годами! Думается, близким Дурифа пришлось в ту пору немало поволноваться за своего талантливого родственника. Не вскружит ли голову молодому дарованию столь внезапная слава? Ведь столько соблазнов идет с ней нога в ногу: наркотики, вечеринки, женщины…

Но Брэдфорд Дуриф, к счастью, оказался человеком несколько иного рода. Он справедливо рассудил, что успех ему обеспечил не только его собственный талант, но и совокупность многих факторов, таких как состав съемочной группы, сильный сценарий и оглушительный успех фильма в целом. Так что, порадовавшись некоторое время первой победе, он довольно быстро вернулся к обычной жизни: играл в театре и преподавал актерское и режиссерское мастерство в Университете Колумбия, параллельно соглашаясь на роли второго плана в кино.

Среди ранних актерских работ Дурифа можно назвать, к примеру, «Групповой портрет с дамой» 1977 года. Это фильм производства ФРГ и Франции, снятый режиссером Александром Петровичем по ставшему уже классикой роману Генриха Бёлля. И это, скажем так, любопытное кино. Сейчас, пожалуй, его бы отнесли к категории авторского, но это, конечно, не означает, что оно плохое. Просто фильм не рассчитан на массового зрителя.

Но есть среди работ Дурифа того периода и более успешные. В частности, ему удалось засветиться в трех очень популярных в свое время сериалах: «Полиция Майами: Отдел нравов», «Она написала убийство» и, конечно же, «Детективное агентство "Лунный свет"». Из удачных полнометражек первым на ум приходит фильм «Регтайм» 1981 года, драма о судьбах людей в раздробленном ненавистью и сегрегацией американском обществе. Интересно, что эта картина вызывает либо восторг, либо резкое отторжение, почти никого из зрителей не оставляя равнодушным.

Но Милош Форман был не единственным именитым режиссером, приглашавшим потомка французских эмигрантов в свои проекты. В 1984 и 1986 годах Брэд Дуриф снялся подряд в двух работах Дэвида Линча: «Дюне» и «Синем бархате». А перфекционист и визионер Линч, как мы знаем, очень ценил способных актеров и старался приглашать на съемки только тех, кому мог полностью доверить исполнение ролей. Сами же фильмы, думается, в отдельном представлении не нуждаются. Среди любителей хоррора едва ли найдутся люди, не знакомые с ними.

Так что, чтобы не терять ни минуты, лучше снова переместиться во времени. На этот раз в 1988 год.

Яркие огни Голливуда

Именно 1988 год интересует нас по двум причинам: во-первых, именно тогда Брэд Дуриф, уже имеющий изрядный опыт и багаж знаний, переехал в Голливуд — снова ради карьеры. Во-вторых, в 1988 году свет увидел один из самых знаменитых и колоритных киноманьяков современности. И имя этому чудовищу, конечно же, Чаки, великий и ужасный.

Именно с «Детских игр» началась популярность героя статьи в среде любителей пощекотать себе нервы. Тут нужно сказать, что из-за своей… скажем так, не вполне отвечающей стандартам красоты внешности Брэду Дурифу едва ли представлялось возможным сыграть главного героя какой-нибудь истории. Второстепенный персонаж — пожалуйста. Больной подонок, маньяк, главный подозреваемый в деле об убийстве, наркоман, даже просто тихий псих — сколько угодно. Но вот центральный персонаж…

Настоящим спасителем карьеры Дурифа от медленного забвения стал Чаки. Крошечный маньяк оказался, пожалуй, первым его персонажем после дебютного, который привлек столько внимания. И так ли важно, что сам актер появился на экране лишь на краткое время, исполняя роль Чарльза Ли Рэя? Огромная часть харизмы монстра (а в слэшерах без харизмы никуда) обеспечена именно незабываемым своеобразным голосом, которым жуткая кукла выкрикивает свои фразочки.

С ролью куклы-убийцы Дуриф так и не расстался. Именно его голосом Чаки болтает в двух номерных продолжениях, «Невесте Чаки», «Потомстве Чаки», «Культе Чаки», «Проклятии Чаки» — одним словом, с пластиковым маньяком-вудуистом у актера сложились долгие и прочные отношения. И хотя этого одного было бы достаточно, чтобы вписать его имя в историю темного кинематографа, Брэд Дуриф не отказывался и от других ролей.

Если до 1988 года в фильмографии героя преобладали детективные ленты и драмы, то после «Детских игр» наметился сильный перекос в сторону ужасов с изрядной примесью триллеров. Среди прочих, конечно, стоит назвать «Спонтанное возгорание» Тоуба Хупера и «Изгоняющего дьявола III» Уильяма Блэтти. Кроме того, достались стремительно набирающему популярность актеру роли в сериалах, по сей день считающихся классикой: «Секретных материалах» и незабвенных «Байках из склепа».

Если же говорить о более современных работах, то стоит упомянуть, что на своем творческом пути Брэд встречался и с Робом Зомби, причем дважды: на съемках «Хэллоуина 2007» и вышедшего два года спустя «Хэллоуина 2». И пусть эти картины не всем пришлись по вкусу, отрицать их значимость для жанра было бы глупо.

Не брезговал Брэд Дуриф и фильмами откровенно трешевыми, относящимися к категории Б. Так, к примеру, он появился в сериале «Уилфред» вместе с Элайджей Вудом. О философской глубине этого творения, его значимости и множестве подтекстов, конечно же, при желании можно спорить, но факт остается фактом: в первую очередь «Уилфред» — грубоватый ситком с бредовым фантдопом. Не менее бредовым вышел и фильм «Извержение в Майами», созданный специально для трансляции на каналах, ориентирующихся на вкусы строго определенной аудитории. В России аналогами этих каналов некоторое время назад можно было назвать «РЕН ТВ» и «ТВ3», если вы понимаете, о чем речь.

На самом деле, рассказывать о карьере Брэда Дурифа можно бесконечно долго, то расхваливая его за талантливую игру, то ругая за весьма рискованную неразборчивость. Смотрите сами: с одной стороны, Дуриф сыграл в великолепных проектах: «Звездный путь: Вояджер», «Дэдвуд» и «Вавилон 5». С другой же — влез в уже упомянутое «Извержение в Майами», «Зубастики 4», «Темный легион» и не откровенно провальный, но почти никому не известный боевик «Призрак» 2011 года. Но, опять же, снялся он и в фильме «Без чувств», заслуженно получившем высокие оценки, и в отличном «Миссисипи в огне»…

Однако же есть и одна картина, роль в которой принесла герою сегодняшнего материала популярность по-настоящему массовую, вне всяких жанров. Это, конечно, Грима Гнилоуст из легендарной трилогии Питера Джексона. Точнее говоря, появляется он в двух частях из трех: «Двух крепостях» и «Возвращении короля». При этом продюсеры, готовившие фильм к прокату в кинотеатрах, посчитали, что персонаж Дурифа не столь уж важен для сюжета, и попросту настояли на удалении почти всех сцен с его участием из финальной версии заключительной части трилогии. Справедливость восстановил сам режиссер, вернув Гриму в расширенной версии своего творения и позволив нам всем насладиться прекрасной игрой талантливого актера.

* * *

Брэд Дуриф — это еще один яркий пример того, что даже лицедей с нестандартной внешностью, едва ли подходящей для воплощения положительных персонажей, может стать настоящим любимцем публики. Пусть даже большая часть его фильмографии — это роли второго плана, зачастую в весьма проходных лентах, зрители любят его в первую очередь за то, что каждую из них он оживил своей харизмой и сделал запоминающейся.

В юбилей же хочется от лица всех поклонников хоррора и, в частности, фанатов удальца Чаки пожелать Брэдфорду Клоду Дурифу долголетия и творческих успехов. Несмотря на свой весьма почтенный возраст, он еще вполне может добавить к списку сыгранных ролей немало ярких и харизматичных образов.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)