DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

До свидания, наш ласковый мишка

Пять ночей у Фредди. Четвертый шкаф / Five Nights at Freddy’s: The Fourth Closet (роман)

Автор: Скотт Коутон, Кира Брид-Райсли

Жанр: хоррор, фантастика, видеоигры

Издательство: АСТ

Серия: Five Nights at Freddy’s

Год издания: 2022 (в оригинале — 2018)

Перевод: Т. Мамедова

Похожие произведения:

  • «Очень странные дела» (сериал)
  • «Five Nights at Freddy’s» (серия игр)

Прошло около полугода после того, как Чарли спаслась из-под обломков родного дома — и из лап «неправильного» Фредди. Однако Джон, несмотря на свою любовь к девушке, так и не смог поверить в то, что Чарли действительно жива. Юноша уверен, что место его возлюбленной занял кто-то другой, но убедить в этом друзей ему не удается. Саму Чарли одолевают неясные воспоминания о собственной смерти, но полностью восстановить в памяти события роковой ночи она не может. Между тем в городе появляется новая семейная пиццерия под названием «Цирковая малышка», и ее причудливая рекламная кампания усиливает предчувствие скорой беды, терзающее Джона. Решив разобраться в происходящем, он пытается выйти на связь с тетей Чарли — единственным человеком, которому известна правда об отце девушки, создавшем жутких аниматроников, и о чудовищной трагедии, постигшей их семью много лет назад.

Как правило, видеоигры — продукт коллективного творчества. Конечно, некоторые гейм-дизайнеры обладают уникальным художественным видением, которое объединяет игры, созданные под их началом. Имена таких авторов имеют такой же вес, как имена режиссеров кино, и сами по себе могут служить рекламой новых проектов с их участием. Но мало какую игровую вселенную можно назвать по-настоящему авторской. «Пять ночей у Фредди» — одно из таких исключений. Своим существованием франшиза обязана одному-единственному человеку — Скотту Коутону. Первые девять игр Коутон создал практически в одиночку: сценарий, дизайн уровней и персонажей, анимация, звук — за все аспекты разработки отвечал он один. Скотту принадлежит даже голос на автоответчике, вводящий игрока в курс дела в первых частях: профессиональных актеров озвучания разработчик начал привлекать к работе лишь начиная с шестой игры. Поэтому неудивительно, что и книги по Five Nights at Freddy’s создаются под чутким контролем отца-основателя демонической пиццерии.

«Четвертый шкаф» — последний роман в трилогии, написанной Коутоном в соавторстве с писательницей Кирой Брид-Райсли. Вместе три книги образуют отдельный литературный канон, альтернативную версию истории, рассказанной в играх. Но, к сожалению, заключительная глава трилогии получилась наименее самостоятельной.

Первая книга, «Серебряные глаза», была неспешным психологическим триллером, органично сочетающим яркие образы из игр с историей о детской травме и защитных механизмах памяти. Второй роман, «Неправильные», оказался уже более сумбурным. Потенциально интересная тема одержимости главной героини наследием своего отца так и осталась нераскрытой, а элементы, перекочевавшие из игр, смотрелись несколько чужеродно. В «Четвертом шкафу» же игровые условности вступают в открытый конфликт с основной историей. Появление в сюжете очередной жуткой пиццерии выглядит надуманно и толком не объясняется, а сцены экшн-хоррора с участием аниматроников похожи на необязательные отступления, добавленные исключительно для галочки. К тому же отдельные детали игрового лора описаны до того невнятно, что понять, о чем идет речь, смогут только самые преданные фанаты. Складывается впечатление, будто авторы сперва сконструировали цельное и логичное повествование, а в последний момент спохватились и всё перекроили, чтобы роман соответствовал «квоте фансервиса». В сюжете фигурирует чудовищное полуживое создание, сплавленное главным злодеем серии Уильямом Эфтоном из кусков различных аниматроников, — и это, пожалуй, идеальная аллегория для самой книги.

Но сама история остается довольно интригующей. Первая треть книги — возможно, лучшее, что есть во всей трилогии. В центре повествования впервые оказывается на сама Чарли, а Джон, юноша, влюбленный в главную героиню и уверенный, что ее место занял двойник-самозванец, а настоящая Чарли мертва. Ситуация, в которой оказался его персонаж, сама по себе довольно интересна, но внешнюю интригу авторы усиливают подробным и правдоподобным описанием внутреннего состояния героя, который вынужден поставить под сомнение как окружающую его реальность, так и собственное здравомыслие. В какой-то момент читателю дают заглянуть в голову самой Чарли, и оказывается, что для девушки произошедшее с ней является не меньшей загадкой, чем для всех остальных. Психологическая достоверность и умелая выборочная подача информации позволяет авторам натянуть пружину саспенса до предела. Как ни странно, одна из основных сюжетных коллизий, питающих интригу, довольно быстро получает объяснение, после чего повествование существенно теряет в увлекательности.

Окончательно карты раскрываются, разумеется, только в финале — при помощи не безупречного, но достаточно впечатляющего твиста. Коутону и Брид-Райсли удается выдержать баланс между шок-фактором и логикой: неожиданный сюжетный поворот не ломает историю, а заставляет по-новому взглянуть на события всего цикла. К сожалению, при всей своей подготовленности — а отчасти благодаря ей — твист лишает события предыдущих книг глубины: на смену психологическому объяснению происходящего с главной героиней приходит фантастическое.

«Четвертый шкаф» — самый неровный из романов по Five Nights at Freddy’s. Зависимость от игровых образов тормозит повествование и делает эмоциональную и причудливую историю похожей на трешовое кино. Большая часть сцен с участием аниматроников выглядит как дань необходимости, а многие действительно важные для сюжета эпизоды подаются скомкано и поверхностно. В то же время сквозной сюжет получает удачное завершение, ответы на главные вопросы всей серии способны удивить, а первая треть романа читается почти как отдельное произведение, в котором психологизм и удачно созданная атмосфера тревоги соседствуют с головоломной интригой.

Лучшей книгой трилогии остаются «Серебряные глаза». Несмотря на открытый финал, это, по существу, законченная история, отлично подходящая для первого знакомства с миром FNaF.

Должно быть, сам Фредди очень серьезно относится к своим обязанностям маскота, потому что за девять лет, прошедших с момента выхода первой игры, он воспитал целое поколение преданных фанатов своей пиццерии — и останавливаться, похоже, не намерен. Уже совсем скоро в прокат выйдет фильм «Пять ночей у Фредди», в создании которого тоже принимал активное участие Скотт Коутон. Каким бы ни оказался кинематографический дебют команды роботов в плюшевых шкурах, книги о них останутся любопытной иллюстрацией того, как непросто рассказать самостоятельную историю в жестких рамках коммерчески успешного бренда. Безоговорочной удачей трилогию назвать трудно, но явная забота Коутона о своем детище не позволяет назвать эти книги бездушной сувенирной продукцией. Коутон активно участвует в жизни фандома и явно стремился дать читателям больше, чем принято ожидать от книг по играм. Конечно, эта книжная серия рассчитана в первую очередь на фанатов игр, но для тех, кто редко играет в видеоигры, она может стать отличной возможностью ознакомиться с одной из самый популярных хоррор-франшиз двадцать первого века.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Игорь Бураков 26-11-2023 06:19

    Большое спасибо за статью. Приятно видеть серьёзное отношение к произведению, которое многие списывают со счетов просто из-за его коммерческой природы и аудитории, на которую оно ориентировано. Подростковый хоррор ни в коем случае нельзя игнорировать, потому как на нём вырастут будущие авторы и читатели нашего жанра.

    Вот читаем с сыном книги по играм. К сожалению, когда дело дошло до ужасов, выбор пал на Бэнди: Кошмары оживают - нудную, не смотря на малый объем, политизированную погремуху пришитую к франшизе белыми нитками. Чувствуется, что автор не знала с чем ей работать и как, поэтому лила воду и пыталась пугать в моменты истории, когда ничего страшного ещё не происходило. Это вина как автора, так и первоисточника в равной степени. Лучше попробуем теперь почитать FNAF.

    Учитываю...