DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Еще один холмсианский этюд

Этюд в черных тонах / Estudio en negro (роман)

Автор: Хосе Карлос Сомоса

Жанр: псевдоисторический детектив, триллер

Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус

Серия: Звезды мирового детектива

Год издания: 2021 (в оригинале — 2019)

Перевод: К. Корконосенко

Похожие произведения:

  • Карен Ли Стрит «Эдгар По и Лондонский Монстр» (роман)
  • Дэн Симмонс «Пятое сердце» (роман)
  • Гарольд Шехтер «Разговорчивый покойник» (роман)
  • Альтернативная викторианская Англия. Медсестру МакКари, находящуюся в непростых личных отношениях, берут работать в небольшой частный психиатрический пансион. Ее обязанность —присматривать за странным пациентом, имени которого она не знает — называть его надо «Мистер Икс». Из-за проблем с глазом к пациенту вызывают молодого, недавно приехавшего в город врача Артура Конан Дойла. И как раз в этом время в городке начинается странная серия зверских убийств, которую Мистер Икс будет разгадывать не выходя из лечебницы, с помощью бездомных мальчишек на побегушках. Собственно, что «Этюд в черных тонах» — оммаж произведениям о Шерлоке Холмсе, понятно уже из названия романа. Хосе Карлос Сомоса интересно играет с холмсианскими штампами, изощренно переворачивая их и искажая почти до неузнаваемости — неизменным останется только почти магический «дедуктивный метод», позволяющий безымянному (сперва) пациенту делать удивительные умозаключения.

    Но в чем же «альтернативность» прописанного испанцем мира? В театре. Да, именно в театре, который в этой Англии — не просто место для развлечения, а явление, полностью пронизывающее ткань жизни всего общества (современному человеку сложно представить себе, какое значение театр имел в предыдущие века — по сути он был одним из немногих искусств, доступных обычному человеку). В зачастую скандальных, как говорят многие герои книги, постановках на фоне пуританской викторианской Британии представлены откровенная порнография, насилие, кровь и все те вещи, о которых общество того времени избегало даже говорить вслух (хотя от этого они никуда не девались).

    Вообще сложно припомнить, чтобы субстанциональная сущность именно театра оказывалась осью хоррор-повествования, хотя прочие направления искусства уже давно и регулярно становятся объектом «исследования» для авторов хоррора (начиная с Лавкрафта, затронувшего живопись и музыку в «Модели Пикмана» и «Музыке Эриха Цанна», продолжая Кингом с целым рядом произведений и заканчивая многими другими, правда, чаще в формате рассказов; из романов навскидку можно назвать «Номер 16» Адама Нэвилла). Да и сам Сомоса уже не первый раз обращается к подобной тематике — сюжет ещё одного его романа «Дама номер 13» (по которому Хайме Балагеро снял занятный фильм «Муза») вертится вокруг поэзии и ее влияния на человеческое сознание и реальность.

    «Этюд в черных тонах» — шестая книга Сомосы, переведенная на русский язык (к хоррору можно причислить также роман «Зигзаг»), и первая из заявленной трилогии про «Мистера X». При этом роман переведен с испанского с минимальным для данного автора временным отрывом всего в два года, поэтому есть шанс, что читатель еще встретится с физически немощным, но невероятно проницательным Мистером Х/Холмсом.

    Роман стилизован (местами слегка гипертрофированно) под викторианский детектив, он получился мрачным и одновременно очень вязким, плотным, медленным, неторопливо препарирующим скальпелем феномен страшного театра, трансформации реальности при помощи искусства и гниения общества Британской империи конца XIX века. Для легкого развлекательного чтения «Этюд» немного тяжеловесен, но если вам нравятся постмодернистские игры с дополнительной нагрузкой, ему стоит дать шанс.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)