DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Мишка косолапый по лесу гулял

Лес – это таинственное и очень опасное место. Кого здесь только ни встретишь: маньяков, людоедов, призраков, ведьм и прочую нечисть. А если на пути попадется одинокая хижина, каждый знает – не к добру: схорониться от преследователей в ней не получится. Скорее всего, получится просто схорониться. Но помимо всякой вымышленной чертовщины, в лесу есть вполне реальные опасности. И одна из них – медведи. Образ Топтыгина в темном кинематографе ничуть не менее значим, чем упомянутые маньяки и призраки. Ведь его даже не нужно наделять сверхчеловеческими качествами, так как медведь по определению сильнее большинства из нас.

Медведь-убийца 

Советская мультипликация

Плюшевый мишка – одна из первых игрушек многих детей. Его можно одеть в платье, напоить чаем, уложить спать у себя под боком. Малышам и невдомек, что в природе это опасный хищный зверь, который не потерпит подобных фривольностей. В мультипликации мы также привыкли видеть косолапого скорее добродушным, а порой и немного глуповатым. Но есть и мультфильмы совершенно другого рода. Мультфильмы, которые не каждый захочет показать своим детям.

Народная сказка «Медведь – липовая нога» вдохновляла художников-аниматоров не единожды. И если работа Галины Бариновой (1984) веселая и абсолютно детская, то одноименный мультфильм Дмитрия Наумова и Валентина Телегина (1990) воспринимается совершенно иначе. Этот «орешек» раскусит далеко не каждый взрослый. Но даже если от зрителя ускользнет смысл, то впечатления все же останутся. Монохромная картинка, словно сотканная из теней, пугает сама по себе. Слов в мультфильме нет, зато есть звуки, и они под стать картинке. Рассматривать это творение стоит не как мультипликацию для развлечения, а скорее как произведение искусства, со своей символикой и тайным смыслом.

Медведь - липовая нога 

Другой пример – очень мрачный и серьезный мультфильм Леонида Каюкова «Седой медведь» (1988). Здесь на первое место выходит не способ подачи, а сюжет. Он предельно прост и понятен. Всегда есть люди, готовые убивать ради меха и мяса, и другие, готовые самозабвенно защищать дикий мир. Жадный охотник подстреливает медведицу и медвежонка. Но звери эти были не простые, они умели обращаться в людей. Молодой лекарь Иван знал их секрет и был влюблен в девушку, которой оборачивался медвежонок. После их гибели он идет к волшебной ели и превращается в сурового Седого медведя – защитника леса, символ мести и справедливости. Не нужно уточнять, что охотнику придется расплатиться за содеянное.

Седой медведь 

С чего все начиналось

Ну а теперь давайте обратим свой взор за океан. Западный кинематограф предлагает нам целый ряд фильмов, где главным злодеем выступает косолапый. Отличились в этом плане не только Штаты, но и Канада, на территории которой свирепый хищник далеко не редкость. Вес тамошних гризли может превышать 450 кг. Но, возможно, кто-то усомнится в ловкости и проворности гиганта? Мы привыкли воспринимать медведя как неуклюжее, медлительное создание, но это отнюдь не так. Средняя скорость хищника 30-40 км/час, а максимальная – 60! И не думайте, что гигант выдохнется после минуты бега. Могучие мышцы привыкли к активной работе. Для сравнения Усейн Болт, восьмикратный олимпийский чемпион и одиннадцатикратный чемпион мира, пробегает стометровку с максимальной скоростью 44,7 км/час. Как думаете, сколько шансов выиграть спринт с медведем у простого смертного? Другой вопрос, что зверь, как правило, не ставит себе задачу загнать и убить человека. Но в фильмах из нашей сегодняшней подборки звезды сложились так, что зверь вышел на тропу войны. Посмотрим же, к чему это привело.

Гризли 

К сожалению, подавляющее большинство фильмов с мишкой-убийцей – второсортные и достаточно слабые. Все началось еще в 1976 году с малобюджетного фильма ужасов под лаконичным названием «Гризли». Режиссер картины Уильям Гёрдлер поведал миру историю охранника заповедника, который пытается остановить бесчинства пятиметрового зверя. Зрителю фильм может показаться клоном знаменитой картины об акуле-убийце «Челюсти», вышедшей буквально за год до этого. Предпосылки и события – один в один, а разница лишь в главном антагонисте. Но фильму Гёрдлера тягаться с творением Спилберга не по силам. Помимо явной вторичности, на лицо слабые спецэффекты (тут сказался бюджет в 750 тысяч долларов против 7 миллионов) и не самая лучшая актерская игра. В итоге дерзкая попытка плагиата не нашла поддержки ни среди критиков, которые крайне негативно встретили фильм, ни среди зрителей. Повторить коммерческий успех Спилберга Гёрдлеру, естественно, не удалось.

Но если вам дорога сама атмосфера фильмов прошлых лет, то, возможно, стоит обратить внимание на картину Джозефа Пивни «Ночь Гризли». Фильм, снятый в 1966 году, не является представителем жанра хоррора. Это типичный приключенческий вестерн, где бывший шериф, сменив место жительства и профессию, вступает в конфликт с новыми соседями и разъяренным медведем. Хоть серьезной художественной ценности картина не представляет и пребывает в забвении, фильм все же достоин того, чтобы быть увиденным.

Ярость гризли 

Медведь-убийца в XXI веке

Ну а теперь самое время окунуться в век нынешний. Канада наравне с США выдает сразу несколько «медвежьих ужасов».

В 2007 году Дэвид ДеКото отчаянно старается напугать зрителей фильмом «Ярость гризли». Сюжет прост как пять копеек. Компания друзей (здесь оригинально – три парня и одна девушка) едет в лес отметить окончание школы. Водитель дает жару, и вскоре машина терпит аварию в отдаленной глуши. Согласитесь, очень опрометчивое поведение. Вдобавок под колеса попадается маленький медвежонок. Зверь мертв, но самое главное – за него есть, кому отомстить. Вскоре друзьям приходиться спасаться от впавшей в бешенство родительницы. Хвалить фильм, собственно говоря, не за что. Актерская игра откровенно слабая, сюжет и поведение героев – просто facepalm.

Ярость гризли 

В качестве спецэффектов мы имеем лишь забрызганный кровью экран – смотрится очень дешево и неправдоподобно. Точно так же выглядят и все сцены сражения с медведем. Зверь швыряет людей как могучий Халк, при этом в одном кадре хищник и жертва так и не появляются. То есть мы имеем взмах когтистой лапой в первой сцене и полет молодого человека во второй. Финал истории вызывает все тот же facepalm.

Гризли парк 

В том же 2007 году американцы снимают фильм «Гризли парк». Снова группа молодых людей, только на этот раз это плохиши – трудные подростки, которых отправили в лес на исправительные работы. Количество молодежи радует, и кровожадный зритель в нетерпении потирает руки: жертв будет больше, чем у канадцев. Молодые люди – накаченные и смазливые, девушки – стройные и сексапильные. Откровенных сцен в картине на удивление нет, но обтягивающего нижнего белья зритель насмотрится вдоволь.

Гризли парк 

Картина у Тома Скалла получилась также далеко не выдающаяся, но со своей изюминкой. Во-первых, наряду с кровожадным медведем, в глухом лесу орудует сбежавший из тюрьмы маньяк. Режиссер всеми силами пытается нас убедить, что он и есть главный злодей в фильме, но мы-то с вами знаем, кто истинный хозяин леса. Тем не менее, наличие второго источника опасности дает свой результат. Во-вторых, «Гризли парк» неплохо приправлен черным юмором. Пара сцен в доказательство: в первой медведь своей лапой выбивает из женской груди силиконовый имплантат, а во второй наполовину съеденный парень в последней попытке спастись хватается за женскую грудь и умирает в мимолетном блаженстве.

В лабиринте гризли 

В 2013 году США и Канада решили объединить свои усилия и породили на свет очередного «Гризли», точнее, «В лабиринте гризли» (Into The Grizzly Maze). Совместные усилия и бюджет в 10 миллионов долларов принесли видимые плоды. В кадре своей игрой нас радуют знакомые лица – Томас Джейн («Сомния», «Вуаль», «Мгла»), Джеймс Марсден («Люди Икс: Дни минувшего будущего») и не нуждающийся в особом представлении Билли Боб Торнтон. Сценарий обильно сдобрили драмой: главные герои – два брата, один из которых стал полицейским, а другой только вышел из тюрьмы. Разные взгляды на жизнь, прошлые проблемы – всем разногласиям предстоит померкнуть перед орошенной кровью медвежьей мордой. Охота начинается, и кто здесь кто, рассудит случай.

В лабиринте гризли 

В целом фильм получился внятный и интересный, но имеется недостаток по технической части. Да, «Гризли» Дэвида Хэкла на голову выше своего канадского собрата образца 2007 года, да, сцены убийств и сражения с хищником стали заметно лучше, но все же далеки до идеала.

А кстати, какой он, этот идеал? Для ответа на этот вопрос сделаем шаг в сторону от нашего любимого хоррора и вспомним 88-ю церемонию вручения наград премии «Оскар». Наконец-то один из лучших актеров современности Леонардо Ди Каприо получил долгожданную статуэтку в номинации «Лучший актер» за роль в фильме «Выживший». Герой Ди Каприо – охотник и проводник Хью Гласс – подвергается нападению медведицы, которая буквально вырывает куски мяса из поверженного человека. Глядя на эту сцену, невольно задаешься вопросом, как это снято, ибо сомнений в происходящем у зрителя не возникает. Кстати, далеко не все члены комитета по номинациям Академии кинематографических искусств и наук США выдержали жестокость фильма – многие выходили из зала во время показа. Жестокости и кровавости картины Алехандро Иньярриту может позавидовать и полноправный фильм ужасов.

Выживший 

В арсенале США и Канады найдется еще пара раздельных работ на тему «мишка в лесу». В 2009 году Штаты выпускают фильм под названием «Медведь». И здесь мы имеем все тот же технический кошмар.

Медведь 

Причем бюджет у картины равняется все тем же 10 миллионам. Если в 2013 году часть суммы ушла на гонорары Билли Бобу Торнтону и компании, то как распорядились деньгами в этом случае – загадка. Четыре человека (на этот раз все закономерно – две девушки и два парня) отправляются в путешествие на машине. Дорогу им преграждает медведь, которого они благополучно убивают из пистолета, расстреляв при этом все патроны. Кто же думал, что за самкой придет самец? Практически полтора часа мы наблюдаем беготню вокруг одной раздолбанной машины. Герои спорят, ругаются, обманывают друг друга, плачут и смеются и делают все это одинаково бездарно. Сражение с медведем – вновь самое слабое место. В эти сцены просто невозможно поверить, как, собственно, и насладиться ими.

Глушь 

Канадцы в крайний раз попробовали самостоятельно раскрыть тему в 2014 году. И это скорее удачная попытка, нежели провал. Фильм «Глушь» (другое название –  «Роковой маршрут») получился если не шедевром, то, по крайней мере, вполне достойной работой, не вызывающей явного раздражения и неприятия. Молодой человек собирается сделать предложение своей избраннице и для этой цели везет ее в заповедник. Самонадеянность главного героя играет злую шутку: ребята заблудились, а по их следам уже рыщет опасный зверь. В самом начале создатели картины используют одну из своих любимых заманух – фразу «основано на реальных событиях». Кто бы ни были эти люди в действительности, им очень не повезло. Встреча с медведем и погони занимают меньшую часть экранного времени, но режиссер картины Адам МакДональд сумел в этот короткий суммарный интервал уместить максимум естественного ужаса. Ужаса перед чем-то большим, сильным и голодным.

Шансов затеряться в безлюдной глуши и оказаться один на один с хищником-людоедом у современного городского жителя немного. Но все же и такое может случиться. Мог ли подумать миллиардер Чарльз Морс, что поездка на Аляску принесет ему именно такое испытание?

На грани 

Речь идет о фильме «На грани», где героям Энтони Хопкинса и Алека Болдуина приходится не только сражаться с царем леса, но и элементарно выживать в диких условиях. Ли Тамахори снял свой фильм еще в 20 веке, в 1997 году, но картина не просто не уступает своим более поздним «собратьям», но бесспорно выигрывает у них со значительным перевесом. Конечно, это не хоррор, а приключенческий триллер. Медведь выступает здесь как одна из проблем, с которыми героям предстоит справиться. Режиссер немало внимания уделяет межличностным отношениям, что добавляет пикантности и напряженности в сюжет. Герой сэра Энтони Хопкинса являет собой наглядный пример того, как даже в кажущейся безвыходной ситуации не терять самообладания и бороться за жизнь.

«Тебе есть, ради чего жить?»

На грани 

Медведь-убийца в документальном кино

Многие люди, занимающиеся изучением медведей, уверяют, что это очень терпеливые животные. Человек для них не объект охоты и не враг. Писатель Лен МакДугэлл в этом смысле сравнивает человека со скунсом: «надоедливый – да, но сам по себе интереса не представляет». Как правило, это мы забываем, где проходит граница между домашним и диким животным, и нарушаем неписаные, но такие очевидные законы природы. Документальный фильм «Человек-гризли» 2005 года может служить тому отличным примером. Это история о Тимоти Тредуэлле, американском натуралисте-любителе, активисте и борце за права медведей.

Человек-гризли 

В течение 13 лет каждое лето он приезжал на Аляску, в национальный парк Катмай, и жил среди гризли. 13 лет эти могучие создания терпели чужака на своей территории, а надо заметить, вел себя Тимоти довольно вольготно, пренебрегая банальными правилами безопасности. Конец у этой истории, к сожалению, печальный. У любого, даже самого ангельского терпения есть предел. В октябре 2003 года Тимоти вместе со своей подругой был убит и частично съеден медведями гризли.

* * *

Фильмы ужасов о медведях можно хвалить или ругать, восхищаться натуральностью или негодовать из-за явного подлога, но одного у них не отнять. Какой бы низкосортный ужастик вам ни попался, будьте уверены, красивых лесных пейзажей (а если повезет, то и с воздуха) вы насмотритесь вдоволь. За одно это стоит сказать их создателям «спасибо».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)