DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Монстро бывает разное

Кловерфилд, 10 / 10 Cloverfield Lane

США, 2016

Режиссер: Дэн Трактенберг

Сценарист: Джош Кэмпбелл, Мэтт Стюкен, Дэмьен Шазелл

В главных ролях: Джон Гудман, Мэри Элизабет Уинстэд, Джон Галлахер мл.

Похожие фильмы:

Кловерфилд, 10

Девушка, попавшая в аварию, приходит в себя в странном месте – укрепленном подземном бункере. Здесь есть все, что нужно, чтобы прожить несколько лет, не выходя на поверхность. Ее спаситель – мужчина по имени Говард – уверяет, что Земля подверглась инопланетной атаке, и все наверху заражено. Но что если это неправда, и спаситель – на самом деле, безумный тюремщик?

Рекламные кампании фильмов бывают разные. Порой фильм начинает рекламироваться за несколько лет до выхода: первые трейлеры крутят в кинотеатрах за год до премьеры, в прессе появляется куча новостей, звезды объезжают весь свет в промотурах. Но иногда лучшей пиар-кампанией для фильма является шок для киномана: «Что, этот фильм уже идет в кинотеатрах? Не могу поверить!»

Примерно так произошло с фильмом «Кловерфилд, 10» – то ли сиквелом, то ли приквелом (или, как говорят нынче, «вбоквелом») знаменитого «Монстро» Мэтта Ривза. В 2008 году «Монстро» произвел настоящий фурор искусным применением еще популярной тогда техники мокьюментари, умелым нагнетанием атмосферы ужаса и главной загадки – что, черт побери, такое это «Монстро»?

В оригинале «Монстро» звучит, как «Кловерфилд» – Клеверное поле – так что не вдающийся в детали отечественный зритель может даже не догадываться, что идущий в прокате «Кловерфилд, 10» (в оригинале – адрес дома, а по-русски звучит как десятая серия) имеет к «Монстро» какое-то отношение. Потому что история в «Кловерфилде, 10» рассказывается совсем другая, и, как часто бывает в кино», само знание о связи фильма с «Монстро» является большим спойлером… Иногда незнание – это благо.

Кловерфилд, 10

Начнем с того, что «Монстро» был фильмом широкого пространства – герои бежали, прятались, голова Статуи Свободы летела, как футбольный мяч, через весь Нью-Йорк. «Кловерфилд, 10» относится совсем к другому жанру. Вместо каменных джунглей – тесный подземный бункер. Вместо «мокьюментари» – обычный формат «истории, снятой со стороны». А вместо монстра… кто же вместо монстра? Что ж, как гласит слоган фильма, «монстры бывают разные». Лучше не скажешь.

Жанр «клаустрофобии» – напряженное действие в замкнутом пространстве – обманчиво прост. Снимаешь практически весь фильм в одной локации – в идеале, в одной комнате. Наполняешь это замкнутое пространство персонажами – желательно «проблемными» – и даешь какое-то внешнее ограничение. Дефицит еды. Недостаток воздуха. Опасность внешнего вторжения. Иногда, как в «Западне Ферма», это даже физическое смыкание стен комнаты. И дальше остается следить за тем, как герои начинают буквально пожирать друг друга, как пауки в банке. Впрочем, «простота» жанра одновременно является и ловушкой: удачных фильмов в этой категории не так и много – навскидку вспоминаются «Куб», «Философы», «Яма», «Бункер», «Разделитель» и еще несколько лент. Потому что зрителю скучно смотреть за одной и той же локацией, слишком многое зависит от качества сценария, от игры актеров и даже от искусства оператора: как показывать одну и ту же треклятую комнату так, чтобы от экрана нельзя было оторваться?

«Кловерфилд, 10» успешно справляется со всеми указанными выше задачами. Сценарист поднял планку еще выше, убрав большинство привычных для жанра ограничений. Еда? Хватит на годы вперед? Воздух? Есть надежная система фильтрации. Убийственная скука? Есть книги, музыкальный аппарат, настольные игры и даже видеотека. Так откуда же исходит опасность? Кто новый «монстро»?

Кловерфилд, 10

Вариантов не так-то и много, ведь в бункере заперты всего трое персонажей – толстяк Говард, поглощенный теорией заговора и построивший бункер, спасенная им после автомобильной аварии хрупкая Мишель и разнорабочий Эмметт, участвовавший в постройке бункера.

Небритого и хмурого Говарда играет Джон Гудман, и на этом месте трудно представить кого-то другого. Идеальное амплуа Гудмана – толстый добряк – не зря его фамилия так и переводится – «Хороший Парень». Фред Флинтстоун, папаша Спиди-Гонщика, голос доброго страшилища Салливана из «Корпорации Монстров», комичный друг Большого Лебовски – вот первые ассоциации, возникающие при имени актера. Трудно поверить, что в фильмографии актера, насчитывающей почти полтораста ролей, до «Кловерфилда, 10» формально значатся всего три фильма ужасов – «Ч.А.Д.», «Арахнофобия» и «Красный штат». Впрочем, достаточно посмотреть «Бартона Финка» братьев Коэнов, чтобы признать, что Голливуд недооценивает и недоиспользует «темную сторону» харизмы Джона Гудмана. Эта двойственность, позволяющая актеру за счет выражения лица в доли секунды превращаться из миляги-толстяка в безумца, и делает его идеальным кандидатом на роль владельца бункера, Говарда. Да, сам факт связи «Кловерфилда» и «Монстро» уже спойлерит главную интригу: вряд ли вся фишка фильма в безумии Говарда, и наверху все тихо и спокойно. Но разве инопланетная атака гарантирует, что укрывшийся с вами в бомбоубежище сосед не является маньяком – вспомним хотя бы эпизодическую, но яркую роль Тима Роббинса в «Войне миров» Спилберга? И вообще, где грань между защитой и принуждением? Между безопасностью и потерей свободы? Кто более страшен, твой партнер по игре в «Монополию» или неведомые монстры за дверью? Смотреть на то, как Гудман играет персонажа, идущего по самой грани этих вопросов – одно сплошное удовольствие.

Роль узницы Мишель досталась актрисе, которую в этом фильме просто не узнать – Мэри Элизабет Уинстед. Формально ее первым большим ужастиком является «Звонок 2» (2005), но свою сольную «страшную» роль она сыграла в вышедшем год спустя «Пункте Назначения 3». «Пункт назначения» – великолепная франшиза, дожившая уже до пятой серии и не сбавляющая ход, но вот молодые актеры, играющие в ней главные роли, как-то не спешат выбиться в звезды. Чем сейчас занят Девон Сава? Кто видел новые фильмы А. Дж. Кук? Что делает Бобби Кампо? Николас Д’Агосто из пятой серии недавно засветился в первом сезоне «Мастеров секса» – но это все. В этом списке Мэри явно выделяется: триквел «Пункта» стал для нее не вершиной хоррор-карьеры, а лишь ступенькой к настоящей славе. За этим последовали «Черное рождество», «Грайндхаус», новые «Крепкие орешки», «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» и даже приквел «Нечто». В «Кловерфилде, 10» актриса невероятно хороша и, кстати, неуловимо напоминает молодую Николь Кидман. Она больше не испуганная девочка – «арка» ее героини ведет от бегущей в истерике женщины до бесстрашной воительницы, которой по плечу все – даже невозможное.

Кловерфилд, 10

По логике событий, роль третьего обитателя бункера должна достаться актеру малозаметному, чтобы не отвлекал внимания от двух главных звезд, и дополнительно создавал напряжение в кадре – что скрывает «темная лошадка»? Эту ношу взял на себя относительно малоизвестный актер Джон Галлахер-мл.

Но главным героем фильма, пожалуй, является кое-кто другой. Это сам Бункер. Он словно живой, наполненный пронзительными деталями вроде допотопного музыкального аппарата, пузатого телевизора со стопкой VHS кассет и даже шторки для ванной с утенком (эта шторка вообще становится главным сюжетообразующим элементом). Это место должно успокаивать и пугать одновременно. Оно меняется: посмотрите, как постепенно украшает свою «камеру» героиня, как привыкает к замкнутому миру. К концу фильма начинает казаться, что ты сам находишься в этой комнате, и с закрытыми глазами можешь найти коробку с пазлами, или включить музыку на аппарате. А это покруче любого эффекта «мокьюментари».

При желании в сюжете «Кловерфилда, 10» можно найти немало «дыр» – иногда для развития сюжета сценаристы выкатывают настоящие «рояли в кустах», вроде улики, оставленной на самом видном месте, или странной истории с дочерью Говарда (теоретически, чтобы сложить «два плюс два» Мишель и Эмметту достаточно было просто поговорить). Да и вышеупомянутый «спойлер» связи с «Монстро» несколько снижает ценность развязки. Но все это не умаляет того факта, что у режиссера-дебютанта Дэна Трактенберга получилось отличное кино – ничуть не похожее на «Монстро», но жуткое, неожиданное, позволяющее давно известным актерам раскрыть себя с новой неожиданной стороны.

И да, если вы думаете, что весь фильм пройдет в бункере, вы ошибаетесь. Но постарайтесь добежать до кинотеатра до того, как кто-нибудь проспойлерит вам, что находится за закрытой дверью. Потому что «Кловерфилд» полон сюрпризов до самого конца. И помните, монстры бывают разные!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)