DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Образ ведьмы в немецких сказках

Многие знают немецкие сказки в переработанном варианте, где зло наказывается, а добро побеждает. В первоначальных сказках братьев Гримм — а именно они служат образцом немецкой сказки, — хороших финалов гораздо меньше. Один из самых популярных персонажей – ведьма. Она присутствует в пятидесяти историях, собранных братьями. Ярким примером служат сказки «Гензель и Гретель», «Найдёныш» и «Рапунцель». В последней истории колдунья представлена в виде мачехи. В отличие от нашей Бабы -яги, у немцев ведьма — всегда отрицательный, жестокий персонаж. Что же скрывается за этим образом злобной старухи?

Внешний вид персонажа

В немецких сказках ведьма зачастую является персонификацией испытания — обязательного этапа в обряде инициации, о которой мы поговорим чуть позже. Нередко старуха слепа или имеет красные глаза, а лишение зрения посредством повязки или нахождения в полной темноте часто использовалось во время ритуала. Другим атрибутом являются когти. Создаётся ощущение, что ведьма включает в себя собирательный образ зверя, на которого мужчины в племени нередко ведут охоту. То есть хочешь стать мужчиной в племени – победи зверя.

Если мы обратимся к иллюстрациям сказки «Гензель и Гретель», то сможем найти разные образы, но все они будут противопоставляться здоровым телам детей. В рисунке А. Цика ведьма предстает в образе бабушки. Она не имеет злобной улыбки и не делает странных движений руками, как у других художников. У Цика старуха выглядит дружелюбно, дети её не боятся. Такой образ добавляет реализма. Согласитесь, вряд ли кто сможет с первого раза разглядеть в добродушной бабушке ведьму-людоеда.

Обратившись к иллюстрации Ф. Грот-Иоганна, мы увидим настоящего монстра. У старухи чёрная кожа, сама она тощая, а из верхней челюсти торчат два клыка — этакий получеловек-полузверь. При этом глаза очень добрые. Интересно, что на иллюстрации Грот-Иоганна вокруг клетки, куда помещён Гензель, ходят гуси и куры. Значение их не совсем понятно: если по сюжету сказки ведьма является каннибалом — хотя, учитывая ее звериную сущность, вернее будет сказать: людоедом, — то домашняя птица является всего лишь декорацией. Если же старуха поедает любое мясо, то дети для нее будут этаким деликатесом. А может, домашняя птица служит пропитанием для человеческой ипостаси ведьмы?

В иллюстрации Р. Шольца (1904) мы видим обратную ситуацию. Ведьма по-прежнему злая, но не имеет ярких звериных черт, кроме глаз и кистей рук. Глаза у неё похожи на совиные, этот образ дополняют руки, похожие на птичьи лапы. Дети напуганы, сестра старается спрятаться за брата.

В норвежских сказках ведьму нередко заменяют огры или тролли. В гротескной иллюстрации А. Рекема (1909) можно наблюдать некоторый синтез этих персонажей. Лицо длинноносой старухи покрыто бородавками, а верхняя челюсть сильно выпирает вперед. Дети снова боятся существа, сестра уже стоит за братом, но, в отличие от рисунка Р. Шольца, брат не готов встретить опасность, а, как и сестра, испытывает оцепенение и страх.

На иллюстрация Л. Рида (1917) ведьма — тощая старая женщина, с острым носом, кисти рук похожи на куриные лапы, а глаз почти не видно. Сложно поверить, что в этом существе теплится жизнь. Перед читателем возникает образ мертвеца-людоеда.

Последняя картина, которую стоит рассмотреть, — рисунок Г. Тенггрена (1920). Наверное, это самая реалистичная ведьма из всех иллюстраций, что были здесь рассмотрены. Косматая женщина в чёрном платке со вполне здоровым цветом кожи и толщиной конечностей. Когда она открывает дверь пряничного домика, её становится даже жалко, потому что здесь показана не страшная ведьма, а одинокая старушка, вероятно, сошедшая с ума. Дополняется образ несчастной её окружением: голая земля, засохшие деревья и чёрное небо над головой. Дети совершенно не напуганы, по ним видно, что они ведут с бабушкой разговор, находясь от неё на расстоянии вытянутой руки.

Образ ведьмы в конце XIX — начале XX веков изображался по-разному, от монстров до сумасшедших старух. Существует ещё множество иллюстраций, где потусторонность существа выдаёт только комичная одежда. Где-то они наряжены в белые фартуки и юбки, где-то в ведьмовские мантии и колпаки.

Сказка как способ повзрослеть

В своих работах В. Пропп нередко сводит смысл сказки к инициации, что, конечно же, не совсем верно, за это его не раз критиковали. Но в случае с ведьмами эта версия подходит. Инициация – обряд взросления или перехода на иной этап жизни (брак, например). Инициация учит человека принимать собственные решения, отвечать за свои слова и действия. Такие обряды были разбиты на несколько частей и всегда содержали в себе испытание. К сожалению, об обрядах древних европейцев ничего не известно, но антропологи, этнографы и фольклористы утверждают, что они ничем не отличались от обрядов народов Африки или Австралии.

Проходят инициацию юноши и девушки от 10 до 16 лет. Первым делом их отлучают от родного дома, который у древних народов напрямую ассоциировался с женским лоном, теплом и уютом. Детей могут отправить жить в пещеру, на гору или в лес сроком до года.

Там ребёнок находится под присмотром старейшин, которые дают ему различные испытания и приобщают к таким неотъемлемым частям жизни, как смерть, секс и священные нормы. В случае последних ребёнку закладывают правила, которые он должен чтить и отстаивать, иногда ценой своей жизни. Вторая часть — проживание вдали от дома — наделена одним или несколькими испытаниями. Например, обет молчания, обрезание крайней плоти, нанесение себе ран или жизнь во мраке.

Третьей частью является возвращение в племя уже не ребёнка, а взрослого человека, обладающего силой, умом и манерами, которые требует группа. Если же ребёнок погибает на испытании, то в некоторых племенах по нему не будут даже грустить. В таком случае подтверждается его слабость, а слабакам не место в группе. У древних народов не было понятия индивидуальности, каким его видим мы, для них значимым было благосостояние общины.

В описании обряда кто-то из читателей мог заметить, что здесь присутствуют все этапы сказки о ведьме. Приведём в пример всё ту же историю про Гензеля и Гретель. Детей выгоняют из дома, чтобы выжить самим. Сначала дети, ведомые желанием беззаботного комфорта (если мы берём контекст инициации) , находят дорогу домой, но их снова выгоняют. Тогда начинаются поиски «второго дома» — им становится избушка ведьмы. Стоит отметить, что он построен из сладостей, то есть опять же попытка вернуться в детство.

Обратим внимание на то, что, когда дети оказываются в доме старухи, Гензеля запирают в клетке — на территории дома мужчина становится бессилен. Гретель заставляют откармливать его, следовательно, вести хозяйство. Добавим, что именно Гретель убивает ведьму, зажарив её в печи. Таким причудливым и крайне забавным способом девочка проходит обряд инициации, учится заботиться о мужчине. Распределение обязанностей, когда мужчина отвечал за внешний мир, а женщина — за внутренний (дом, жилище), было естественным для большей части человеческой истории, поэтому неудивительно, что такие посылы мы находим и в сказках.

Истории из народа, будь они жестокими или добрыми, несут в себе много смыслов. Образ почти каждого персонажа можно разобрать на части, найдя в них отражение общественных норм и группового сознания. Это позволяет принять ценности коллектива, затем выбрать те, которые составят личность человека, а после передать какие-то из них детям. Преемственность поколений — это то, благодаря чему сказка была зафиксирована на бумаге и донесена до наших дней. Какие сказки рассказывать своим детям, каждый родитель решит сам.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)