DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Одержимость в работах Франца фон Штука

Франц фон Штук — известный немецкий символист, который прославился картинами, отражающими темные стороны человеческой души. Как и все модернисты конца XIX — начала XX века, он экспериментировал с различными техниками и жанрами. Сочетая в своих работах академичность рисунка, мифологию и мистические подтексты с психоанализом, Штук добивался необходимого психологического воздействия на зрителя. О нестандартном взгляде художника и его самых известных полотнах вы узнаете из нашей статьи.

Мрачный символист и герои его картин

Франц Фон Штук (1863—1928) вырос в семье мельника, но уже в детстве обнаружил тягу к живописи. В пятнадцать лет он поступил в Мюнхенскую академию художеств, однако полного художественного образования так и не получил и многое изучал сам, вдохновляясь символистами своего времени. Несмотря на это, впоследствии Франц стал профессором художественной академии и обучал многих известных художников.

Автопортрет в мастерской (1905)

В 1892 году Штуком и соратниками был создан Мюнхенский сецессион, участники которого были противниками консервативных взглядов на искусство и пропагандировали новаторские и смелые идеи. В 1906 году художник получил дворянский титул и право носить приставку «фон».

В картинах Штука присутствует символизм, инфернальные и эротические мотивы. Часто художник использовал библейские и мифологические сюжеты. Такой подход в живописи был новым для своего времени и вызывал споры. Многие связывали картины Франца Штука с психоанализом Зигмунда Фрейда и философией Фридриха Ницше, а Карл Юнг заявлял об «истеричности», которая в них присутствует.

Интерьер мюнхенской виллы Штука, созданной по его эскизам в 1898 году

Основные персонажи фантазийных картин Штука — это герои мифов, божества и люди, подверженные различным грехам. В частности, особую роль в них играют женщины-вамп. Художник в своих работах обращался то к легким и гедонистическим образам, то, напротив, к ужасным и разрушающим.

Кажется, что портреты художника довольно просты, но все они имеют скрытый смысл и подтекст. В неподвижных фигурах, смотрящих в глаза зрителям, чувствуется надрыв и тревога, безумие и одержимость. Рассмотрим десять самых знаковых работ модерниста.

«Люцифер» (1890)

Картина, написанная под влиянием концепции Фридриха Ницше о сверхчеловеке. Эта идея очень верно описана в «Фаусте» Гете: «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

«Голова медузы» (1892)

На многих своих картинах художник использует символ змеи как олицетворение страсти, энергии и в то же время греховности. В 1892 году Штук создал пугающее полотно «Голова медузы», в основе которой лежит древнегреческий миф о Медузе Горгоне, обращающей человека в камень.

«Грех» (1893)

В 1893 году прошла первая выставка художников Мюнхенского сецессиона, в том числе были и картины Франца фон Штука. Настоящий фурор вызвала его работа «Грех», на которой изображена голая женщина. Ее фигуру обвил змей, являя с ней единое целое. Женщина и змея смотрят прямо на зрителя. Картина повторяет библейский сюжет: Еву и змея-искусителя. Но при этом композиция отражает ужас, как на многих работах Штука. Художник написал одиннадцать версий картины (вплоть до 1912 года), что говорит о том, насколько она была для него важна.

«Поцелуй сфинкса» (1895)

На картине изображено мифическое существо — полудева, которая крепко сжимает в своих объятиях человека, чтобы съесть его, а вовсе не поцеловать. Смерть представляется Штуком сладострастным моментом, но от этого не менее пугающим зрителя.

«Нечистая совесть» («Мужской портрет») (1896)

Безумный взгляд мужчины на картине художника говорит о психологическом напряжении и борьбе внутри него. А мрачные тона, как и почти на всех работах Штука, дополняют этот образ.

«Битва за женщину» (1905)

Художник обращает наше внимание на низшие животные инстинкты человека. На картине двое разъяренных мужчин борются за женщину, которая горделиво стоит в стороне и ждет исхода схватки.

«Саломея» (1906)

Эротический подтекст данной работы Штука легко читается, как, впрочем, и на многих других его работах. Картина «Саломея», основанная на библейском сюжете, воплощает в себе губительную страсть к женщине. Но при этом есть в изображении что-то завораживающее: героиня танцует на фоне ночного звездного неба.

«Инферно» (1908)

Одна из самых страшных и темных работ Штука. Вероятно, ад изображен здесь как нечто уже свершившееся на Земле.

«Хоровод роз» (1910)

Музыка и танцы были частыми сюжетами на картинах художника. А тема весны начала увлекать Штука в более поздний период творчества. «Хоровод роз» явно написан под влиянием импрессионистов. Художник вкладывает в понятие весны нечто веселое, безудержное и чувственно-свободное.

«Похищение нимфы» (1920)

«Похищение нимфы» является проводником эротических образов. Помимо кентавра, поймавшего нимфу, на картине есть Амур со стрелой. Нимфа при этом не скрывает улыбки и довольна своим положением.

Франц фон Штук не задавался серьезными вопросами бытия и смысла жизни, как многие художники. Он лишь отражал психологию человека, его демоническую сторону, а также красоту духовную и внешнюю.

Все эти идеи были новы и порой вызывали скандальный интерес. Однако всплеск моды на модерн постепенно ушел после Первой мировой войны. Мифическим мирам Штука не нашлось места в новой реальности. Интерес к его творчеству вернулся вновь лишь в 60-е годы XX века. И по сей день немецкий художник является ярким примером оригинального взгляда на человеческую сущность, откровенным, как и сами его работы.

Автопортрет с женой в ателье (1902)

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)