DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ТЕХАССКАЯ РЕЗНЯ БЕНЗОПИЛОЙ

Основано на нереальных событиях

Как когда-то писал Козьма Прутков, «если на клетке со львом написано "буйвол" — не верь глазам своим». Вот и взаимоотношения Голливуда и фразы «Основано на реальных событиях» далеки от безоговорочной честности. Например, та же «Техасская резня бензопилой» имела такую приставочку для маркетинга, хотя, конечно, никакой «тру стори» тут и не пахло (пусть создатели и немного вдохновлялись Эдом Гейном). Но иногда совсем уж вопиющие случаи возникают просто потому, что продюсеры вдохновлялись смешным мемом про то, что «Основано на реальных событиях» делает любой фильм страшнее в несколько раз. О них-то сегодня и пойдет речь.

Самая распространенная фальшивка – это, безусловно, «Ужас Амитивилля», основанный на воспоминаниях семейства Лутц (или Латц). История заезжена настолько, насколько это вообще возможно: молодая семья покупает подозрительно дешевый дом и выясняет, что он был местом загадочного убийства и населен привидениями. Причем убийство правда имело место, а вот ко всем остальным фактам, описанным в документальной книге, что легла в основу кинофраншизы, есть очень большие вопросы. Книжный «Ужас Амитивилля» грешил как очевидными ляпами и выдумками (описание следов дьявольских копыт на снегу в день, когда снега в Амитивилле не было), так и просто преувеличениями (жуткая «Красная комната», якобы спрятанная за потайной дверью, оказалась обыкновенной кладовкой с дверью отнюдь не потайной). А в какой-то момент участники истории совершили самую распространенную ошибку для любого мошенника – пожадничали и рассорились из-за денег, что вылилось в многочисленные судебные процессы. Киноделам это, правда, не повредило, поэтому фильмов со словом «Амитивилль» в названии уже появилось больше 20 штук, и вряд ли этот поток иссякнет в ближайшем будущем. В проклятом доме оттоптались даже Эд и Лорейн Уоррены, герои франшизы «Заклятие», к правдивости историй которых тоже есть большие вопросы.

Но сегодня речь пойдет не о них, а об их, так сказать, соратнике и помощнике. Ральф Сарчи 18 лет отработал в полиции Нью-Йорка, однако в историю вошел не как гениальный сыщик, а как демонолог-любитель. В 2001 году Сарчи выпустил автобиографическую книгу «Остерегайтесь ночи», в которой живописал свои столкновения со злом криминальным и потусторонним. А уже в 2010-х сей опус попал на стол к продюсерам, которые подключили к делу Скотта Дерриксона и выпустили фильм «Избави нас от лукавого». Хоррор оказался смотрибельной, но вторичной смесью фильмов «Семь» и «Изгоняющий дьявола», но вот к Эрику Бане, который воплотил образ Сарчи на экране, претензий предъявить нельзя. У него получился опытный коп и любящий семьянин, который под влиянием крутого экзорциста вынужден отринуть скептицизм и изгнать демонов из психованного морпеха. Как быстро понимает зритель, описанные события никакого отношения к «реальным событиям» не имеют. Но, возможно, оно и к лучшему, потому что «Остерегайтесь ночи» - одна из самых ненамеренно смешных книг в истории, а ее автор предстает крайне недалеким человеком и феерическим фанатиком с завышенным ЧСВ. Большинство историй в ней можно описать как-то так: «Ну, короче, пришла ко мне пара, говорит, в доме у них демоны завелись, я такой звякнул в епархию, а священник такой: "Не будем мы там никаких чертей гонять", ну, и мы с пацанами такие взяли там всякого, типа святой воды, приехали и изгнали бесов сами». Книга плоха настолько, что это уже делает ее практически обязательной к прочтению, но вот экранизировать написанное близко к тексту – идея так себе.

Действительно интересующимся темой демонов и их изгнания стоит обратить внимание на книгу «Обряд» Мэтта Бэглио, где рассказывается об американском священнике Гэри Томасе, которого епархия направила на курсы экзорцистов. Под одной обложкой собраны как впечатления самого священника, так и исследование корней экзорцизма в католической церкви, плюс интервью и истории из жизни реальных итальянских святых отцов вроде знаменитого Габриэля Аморта. Написано все сухим и лаконичным языком, а автор (несмотря на очевидную предвзятость) достаточно опытен, чтобы оставить выводы за читателем, и на основании фактологического материала выводы могут оказаться кардинально противоположными, от религиозного прозрения до воплей «Во мракобесы-то!». Надо ли говорить, что в фильме «Обряд» 2011 года от книги осталась только завязка «американский священник приезжает в Ватикан на курсы экзорцистов»? Из всех эпигонов «Изгоняющего дьявола» данная картина получилась одной из лучших (благодаря уверенной режиссуре Микаэля Хофстрёма и актерскому составу из Энтони Хопкинса, Киарана Хайндса и Рутгера Хауэра), но «основанной на реальных событиях» ее не назовешь.

Аналогично авторам «Избави нас от лукавого» поступили создатели фильма «Человек-мотылек» с Ричардом Гиром. В основе этого мистического триллера лежала городская легенда о здоровенной летучей неведомой фигне, которая в перерывах между пуганием до икоты жителей «обыкновенного маленького американского городка» (с) еще и умудрялась предсказывать грядущие катастрофы. Оригинальные события были изложены в книге уфолога Джона Кила – и если вы читали хотя бы одну книгу какого-нибудь «профессионального уфолога», то читали их все. Не удивительно, что от произведения сценаристы оставили только летучую фигню и предсказания, а киношный «Человек-мотылек» получился неровной, но вполне смотрибельной помесью «Дня сурка» и «Секретных материалов» с «Твин Пиксом».

Иногда трюк с «основано на реальных событиях» используется и в качестве сознательной мистификации. В смысле, «реальных событий» никогда не было, но выпускающая студия прилагает максимум усилий, чтобы у зрителя создалось обратное впечатление. Самые, пожалуй, успешные фильмы, выбравшие эту скользкую дорожку, относятся к жанру «мокьюментари». Банальный пример – «Ведьма из Блэр», которую публика изначально приняла за чистую монету. Жути нагонял маркетинг, включая сайт, где трое главных героев значились как «пропавшие без вести» (что вроде как даже напугало реальных родственников и друзей актеров). Мистификацию, даже несмотря на не самое повсеместное использование интернета в те годы, все же довольно быстро разоблачили. Оба режиссера продолжили труд на ниве хоррора (правда, ни один из их следующих фильмов и рядом не стоял по популярности с «Ведьмой»), да и актеры внезапно нашлись, а Джошуа Леонард даже продолжает вполне успешную карьеру. А вот попытка ребута в лице «Ведьмы из Блэр» Адама Вингарда уже провалилась: зная, что перед нами игровой фильм, а не документалка, переживать за шатающихся по лесам героям очень сложно.

Но дальше всех в этом плане пошел режиссер и сценарист с труднопроизносимым именем Олатунде Осунсанми. В 2009 году он выпустил фильм «Четвертый вид» – грамотно стилизованный хоррор про похищение людей инопланетянами. Уловка фильма в том, что он перемежает очевидно художественные постановочные сцены, где главную героиню играет Мила Йовович, с «архивной съемкой» тех же событий и интервью. Используемые кадры якобы были сделаны в ходе расследования необъяснимых событий на Аляске, которое проводила психиатр Эбигейл Тайлер. Это здорово сбивало неподготовленного зрителя с толку: к мокьюментари посетители кинотеатров уже привыкли, но манера, свойственная современным документалкам, когда бок о бок идут «художественная реконструкция» сцен и ее же «реальные кадры», оказалась успешной фишкой – ее потом даже позаимствовали создатели «Американской истории ужасов» для одного из поздних сезонов.

Самую многочисленную когорту составляют киновоплощения реальных маньяков: Даммер, Гейси, Гейн и Банди появлялись на экранах столько раз, что можно сбиться со счета, а их играли все, от безвестных (и бездарных) лицедеев и характерных актеров категории «Б» до вполне актуальных звезд вроде Джереми Реннера на заре карьеры или Зака Эфрона. Шарлиз Терон за роль Эйлин Уорнос вообще получила «Оскара». Но на каждую картину, созданную с уважением к фактам и жертвам, приходились десятки поделок, которые имели к реальным событиям отношение весьма отдаленное. Фильмы вроде «Призраки Шэрон Тейт» или «Красивый, плохой, злой: Начало» (его наши прокатчики как раз попытались представить приквелом к проекту с Заком Эфороном, но в оригинале это «Тед Банди: Американский бугимен») откровенно паразитируют на действительно произошедших трагедиях. И чем меньше вспоминают об этих поделках – тем лучше!

Жизнь, к сожалению, регулярно подкидывает истории, которые оказываются страшнее любых кошмаров, порожденных воспаленным воображением режиссеров и сценаристов. А это значит, что зритель еще не раз увидит фразу «основано на реальных событиях» в титрах или отпечатанной на постерах и обложках. И прежде чем пугаться подразумеваемого послания «ЭТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ И С ВАМИ!», лучше получить минимальный опыт фактчекинга и ловить за руку ленивых дельцов от киноиндустрии, которые нагло пытаются обмануть свою аудиторию. Этот процесс зачастую будет даже интереснее просмотра самого фильма.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)