DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Путь сериала

Осень призраков (роман)

Автор: Юрий Некрасов

Жанр: вирд, мистика, постмодерн, сюрреализм

Издательство: Эксмо

Серия: Сломанный миф. Изнанка

Цикл: Призраки осени

Год издания: 2022

Похожие произведения:

Если бы у сериальных сценаристов существовал кодекс, он звучал бы так: «Путь сериала есть смерть. Если в сюжете не поставлена точка, в этом нет ничего постыдного. Если ты каждый сезон будешь готовиться к тому, что сериал не продлят, то преуспеешь на своем поприще и достигнешь величия».

Действительно, производство сериалов — игра на выживание, в которой добираются до конца лишь единицы. Сначала студия снимает пилотный эпизод; если телевизионная сеть его не покупает, отснятый материал так и остается на каком-нибудь жестком диске, почти никем не увиденный. Если сериалу дали «зеленый свет», появляется первый сезон, в конце которого почти всегда есть задел на продолжение. При этом сериал могут закрыть — так, например, не повезло «Стране Лавкрафта», «Дивному новому миру» и «Архиву 81», — и вы никогда не узнаете, чем закончилась история. От сезона к сезону сериал все сильнее рискует почить в бозе. Хорошо, если создатели умеют вовремя остановиться, как было, например, с «Тьмой». Бывает, что шоу продлевают на шестой, седьмой и так далее сезоны, запускают вбоквелы, и тогда появляются «Ходячие мертвецы» — нечто протухшее, что никак не умрет и зря топчет землю.

Литература последнего времени изрядно «кинофицировалась» — чего стоит пресловутый принцип «показывать, а не рассказывать». Неудивительно, что многие успешные авторы превратились в «сериальщиков», а прилавки забиты очередными продолжениями «Дозоров», «Отблесков Этерны» или «Миров упорядоченного». В этом нет ничего плохого. Писателям не нужно трудиться, выдумывать новые миры и героев, которые могут еще и не понравиться читателю. Издатель тоже не рискует: если продажи упадут, продолжение попросту не опубликуют. И даже если читатель не дождется очередной книги, то не сильно расстроится, осознавая, что цикл «скатился» еще на сиквеле-триквеле. В общем, все стороны в выигрыше.

В прошлом году издательство «Эксмо» перезапустило серию «Сломанный миф», добавив подзаголовок «Изнанка». И если в старой инкарнации выходили законченные романы, то новая представлена «сериалами». Каждый автор разбивает свою книгу на несколько частей. Если «пилот» понравился, публикуют продолжение и так далее. Узнать, насколько успешным получился эксперимент, можно будет только через год-другой. А пока поговорим про «сериал» Юрия Некрасова, а именно — про вторую его часть.

«Осень призраков» — продолжение истории призраков дома на холме. Компанию им составляет туман, который управляет тараканами. Ему противостоит парочка любовников с металлическими крючками вместо зубов. А еще к этим странным персонажам имеет какое-то отношение немой пророк Рэндж, встретившийся однажды с божеством по имени Ил-Шрайн.

Продолжение стартует с того места, где закончился первый «сезон». Шейла, которую превратили в куклу из всякого хлама, собирается совершить нападение на полицейский участок. Пока Берт поджигает дом на холме, Люк проникает в подвал. Барбара узнает имена потомков обитателей особняка. Мы узнаем больше о пророке Рэндже и его связи с домом на холме. Отдельная удача книги — приключения Гарольда Холдстока, расследующего исчезновения детей в провинциальном городке.

Первый роман был во многом избыточен. Более двадцати персонажей, зашкаливающее количество метафор на абзац, загадки, сюжетные твисты. Складывалось впечатление, что Некрасов строил сюжет по методу сценаристов Lost: сейчас мы бросим читателя в водоворот событий, раскидаем по тексту загадки, добавим тайн и приправим секретами. А вместо ответов — новые намеки и недомолвки. И так до самого конца.

Поговорим о плюсах. Во-первых, в сиквеле стало меньше персонажей, а значит, появилось больше возможностей их раскрыть. Больше всего внимания уделено Рэнджу и Холдстоку, и главы, посвященные им, по-настоящему захватывают. Персонажей из настоящего времени по-прежнему много, им тесно вместе, а события несутся вскачь, тут не до сопереживания, нужно всех запомнить. Не беда, если вы потеряли заметки, которые могли делать, читая первую книгу, — в начале Некрасов рассказывает о каждом действующем лице.

Если в первом томе автор вел по читателю шквальный огонь метафорами, то во втором слог стал чуть проще. Да, в «Осени призраков» нередко встречаются абзацы вроде такого: «Люди шерифа, выскочив на улицу, столкнулись с горячими головами Кайла Мак-Брайта. Завязался нешуточный спор. Револьверы сыпали угрозами. Кто-то поднял ставки. На ком-то поставили крест. Кто-то сдавал, кто-то колировал. Так или иначе полковник Кольт сегодня смеялся последним», — но они не обременяют повествование и органично вписываются в текст.

Претензия к циклу только одна: в нем много действия. Персонажи куда-то направляются, воюют друг с другом или заключают шаткие союзы. Но за этим экшеном не всегда ощущается мотивации. Почему циркачи сошли с ума? Зачем нужен был эпизод с братьями Мак-Брайт? Если автор и дает ответы, то мимоходом, из-за чего кажется, что события происходят только потому, что происходят.

К счастью, в сюжете проступают определенные лейтмотивы, которые дают какое-никакое представление о том, что же творится в доме на холме. Окончательный ответ будет через три-четыре тома, а значит, нужно запастись терпением. Ну и спокойствием на случай, если и этот сериал преждевременно прикроют. Ведь в отличие от телевизионных историй книжные циклы хороши тем, что могут «воскреснуть» на каком-нибудь Author.Today. Так что пожелаем автору успешных публикаций, а себе — любой концовки, кроме «сна собаки».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)