В реальной жизни тюрьма – по-настоящему страшное место, куда заключают опасных преступников за совершённые ими злодеяния. Страшное потому, что потерявшие мораль люди, которые постоянно находятся в окружении четырёх грязных стен и не менее жестоких надсмотрщиков, постепенно сходят с ума и чувствуют себя загнанными зверями. Тем более что ни для кого не секрет – за стенами тюрьмы преступники живут по собственным законам и не брезгуют убивать тех, кто даже может неправильно на них посмотреть. Поэтому любой добропорядочный гражданин старается не нарушать закон, чтобы не оказаться в этом богом проклятом месте.
На тему тюрьмы и жизни в ней выпущено немало российских и зарубежных фильмов. То же самое касается и книг, особенно отечественных авторов. А вот в видеоиграх тема тюрьмы редко затрагивается в полной мере. Чаще это встречается в жанре стрельбы, где герою необходимо прорваться через тюремные казематы, чтобы освободить того или иного персонажа. Или наоборот, убить. Впрочем, в пятилетней давности «Mafia 2» разработчики постарались детально показать эту обстановку, скорее всего навеянную фильмом Фрэнка Дарабонта «Побег из Шоушенка». В хоррор-играх тюрьма не такой частый гость, как кладбища, заброшенные города и жуткие особняки. И, тем не менее, довольно любопытно совершить экскурс по местам «страшной славы» и рассмотреть тюрьму с точки зрения проклятого или мистического.
Одна из ранних видеоигр, где тюрьма чуть ли не главное действующее лицо, – как ни странно, «Wolfenstein 3D». Несмотря на то, что это была стрельба от первого лица, тюрьма там весьма специфична. Запутанные коридоры, иногда светлые, а иногда сокрытые во мраке, синие стены, камеры со скелетами бывших заключённых и снующие туда-сюда охранники СС придавали этому месту некий инфернальный оттенок. Тем более что за её стенами жестокие учёные проводили опыты над солдатами, рождая на свет бездушных мутантов. Так что оказаться там в реальной жизни никому бы не захотелось, а уж после таких приключений специальный агент Би Джей Блажкович кажется настоящим супергероем.
В «Return to Castle Wolfenstein», положившей начало третьему перезапуску, первая половина происходила в тех же помещениях, откуда герой то и дело старался выбраться, переступая через горы трупов немецких солдат. Со времён выхода оригинала прошло десять лет, атмосфера получилась более безнадёжной. Коридоры и камеры стали мрачнее, скелетов больше, тем более что зачастую сражаться приходилось при свете настенных факелов. Если учесть, что в таких местах в реальной жизни происходили поистине ужасные вещи, то представить себе весь ужас было несложно. В конце замок Вольфенштайн оказался ареной сражений между солдатами СС и потусторонними силами, которые гармонично смотрелись в сочетании с этим проклятым строением.
В «The Suffering» тема тюрьмы, как обители зла, раскрыта полностью. Главный герой Торк – заключённый, приговорённый к смертной казни, – становится свидетелем того, как множество чудовищных существ наводнили тюрьму Эббот на острове Карнатти. Его цель – выбраться живым, пробившись через орды зомби, мутантов и даже призраков, ставших жертвами чудовищных казней и пыток, что оказалось проклятием острова. Сама тюрьма не отходила на второй план, как это зачастую бывает: игрокам показывали всевозможных жертв экспериментов и казни заключённых, в камерах обитали демоны и сошедшие с ума охранники, а тот, кто, будучи мёртвым, говорил с героем, рассказывал об ужасах, творящихся в те дни, когда тюрьма только строилась. Трудно представить себе ещё одну игру, действие в которой целиком и полностью проходило бы в по-настоящему страшной и жуткой тюрьме.
Известная студия «Rockstar North» тоже не обошла стороной место заключения нарушивших закон граждан. Речь об одной из самых скандальных компьютерных игр – серии «Manhunt», в которой тюрьма выглядит примером настоящей обители зла. По сюжету главному герою предстоит пройти её от начала и до конца, следуя за замаскированным под «Розового кролика» маньяком. А именно – бегая за ним по тёмным промозглым коридорам, прячась от бродящих туда-сюда безумных психопатов в масках в виде «смайлика», и изредка сражаясь с ними насмерть. В тюрьме царит атмосфера настоящего животного ужаса и постоянного напряжения, особенно когда в абсолютной темноте бродишь по коридорам, отлавливая психопатов и отправляя их на тот свет, или прячась от них в тенях.
В дилогии «Санитары подземелий», созданной отечественными разработчиками из студии Дмитрия «Гоблина» Пучкова «Полный Пэ», тюрьма – и вовсе целая планета под названием «Матросская тишина». В неё попадает главный герой – боец спецподразделения РДГ – «Кабан» с целью найти тех, кто собирается сбежать на самодельном космическом корабле. Протагонист сталкивается с ордами бывалых преступников, многочисленных дикарей, живущих в маленьких деревушках, и мутантов, что практически в полной мере отражает реальный тюремный мир с собственными жестокими законами. И это несмотря на то, что в «Санитарах подземелий» проглядывает юмористический подтекст. Каждый встречный персонаж по-хамски относится к главному герою, некоторые и вовсе сразу пытаются его убить, а опустошённые улицы планеты населены чудовищными мутантами, убивающими всех подряд.
«The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay» – приквел к «Чёрной дыре», созданный как приложение к фильму «Хроники Риддика». По сюжету Риддик попадает в одну из самых жестоких тюрем галактики – «Бухту Мясника» – и сразу же планирует выбраться оттуда. Используя хитрость, ему это удаётся, но побег осложняется внезапно возникшим среди заключённых бунтом и объявившимся охотником за головами. Теперь Риддику необходимо, минуя многочисленную охрану и убивая жестоких мутантов, выживать среди мрачных стен тюрьмы. Сама атмосфера этого помещения в космическом плане воссоздана достаточно грамотно – очень темно, грязно, всюду опасность и смерть на каждом углу.
Даже в одной из самых знаменитых хоррор-серий «Silent Hill» тюрьмы играли особую роль. Впервые они появились во второй части, куда герой попал, спустившись в подземелье под городом. Пожалуй, это самая страшная тюрьма в цикле, ведь вдалеке то и дело раздаются медленные шаги и чьи-то голоса, а довершают картину прогнившие и обшарпанные стены с тёмными коридорами. Чтобы выбраться оттуда, необходимо разгадать тайну, связанную с шестью арестантами, один из которых был несправедливо обвинён в преступлении.
В «Silent Hill 4: The Room» – водная тюрьма, часть альтернативной реальности, созданной маньяком Уолтером Саливаном, как напоминание об ужасном детстве, проведённом здесь. По легенде сюда отправляли детей из Ордена, совершивших преступления против псевдо-религий. Наказанием становилось вечное одиночество, тёмные стены и жестокий охранник. В «The Room» это и вправду очень страшное место, откуда хочется выбраться как можно быстрее: здесь настолько мокро, настолько грязно, настолько страшно и запутанно, что само присутствие там вызывает приступ клаустрофобии. Ещё одной особенностью можно считать необычное строение тюрьмы – огромный цилиндр с вращающимися вокруг центральной оси камерами.
Из современных хоррор-проектов, пожалуй, обращает на себя внимание «Amnesia: The Dark Descent». Несмотря на то, что действие происходит в огромном замке, герой попадает в подземные помещения, которые на самом деле оказываются небольшой тюрьмой. Там владельцы держат обычных граждан для различных экспериментов. На момент появления главного героя тюрьма наполнена кровожадными существами, бесцельно бродящими по коридорам и камерам, и стоит заметить, что это самое страшное место в игре. В невиданной темноте то и дело можно нарваться на монстров, а в камерах, где лежат трупы и царят беспорядки, слышны голоса бывших тут когда-то людей, слёзно молящих о помощи. И ведь не зря как раз в тот момент, когда мы оказываемся там, нас тянет выбраться оттуда как можно скорее.
Во второй части нам также предстоит оказаться в подземном помещении, куда главный злодей отправлял плоды неудачных экспериментов. Теперь же это тюрьма, наполненная полулюдьми полу-свиньями. Они живут там в своё удовольствие: пожирают трупы или мирно сидят в камерах, слушают спокойную музыку или играют в детские игрушки.
В «Dead Horde. От заката до рассвета» тоже не обошлось без тюрьмы. По сюжету главный герой – морпех, который чудом пережил возникший зомби-апокалипсис. Теперь он должен всеми правдами и неправдами выбраться из города. По пути ему предстоит посетить такие злачные места как больницу, аэропорт, вокзал и, конечно же, тюрьму. Правда, ничем особенным здесь это место похвастаться не может: те же серые унылые стены с пятнами крови, те же камеры с трупами, но, тем не менее, дух тюремных казематов здесь чувствуется очень даже вполне.
Из относительных новинок, где игроку предстоят пугающие блуждания по тюрьме, ненароком вспоминается «Resident Evil: Revelations 2». Несмотря на то, что побывать рядом с камерами игроку придётся недолго, уровень довольно запоминающийся – достаточно мрачный и опасный. В первом эпизоде Клэр и Мойра, главные героини, как раз приходят в себя в странной тюрьме. И пытаются выжить, столкнувшись с бывшими заключёнными, а теперь заражёнными опасным вирусом. Пройти через ту же тюрьму, только спустя полгода, предстоит и Барри с девочкой Натальей. Но на их пути окажутся уже зомби.
Фанаты «Ходячих мертвецов» тоже могут побродить по тюрьме, фигурировавшей в комиксе и телесериале. «The Escapists: The Walking Dead» – смесь популярной игры «The Escapists» и вселенной Ходячих. Бравый полицейский Рик Граймс и его товарищи вновь окажутся в этом неприятном месте, постоянно обороняясь от натиска живых мертвецов. Что касается атмосферы тюрьмы как таковой, то всё вполне логично и тривиально. Однако те, кто, как говорится, «в теме», будут рады посетить её, словно музейный экспонат.
Вот и подошло к концу путешествие в мрачные уголки тюремных камер, наполненных кровью, трупами, криками и существами, будь то люди, мутанты или нечисть. Если вы когда-нибудь надумаете нарушить закон, то знайте – в тюрьме вам могут попасться не только одичавшие люди, но и нечто похуже и страшнее. Не верите – поиграйте в вышеперечисленные игры.
Комментариев: 0 RSS