DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПРОКЛЯТИЕ АРТУРА

Ужас в третьей степени

Куб / Cube

Канада, США, 1997

Жанр: фантастика, ужасы, триллер

Режиссер: Винченцо Натали

Сценарий: Андре Бьелич, Винченцо Натали, Грэм Мэнсон

В ролях: Николь де Бур, Никки Гуаданьи, Дэвид Хьюлетт, Эндрю Миллер, Джулиан Ричингс, Уэйн Робсон, Морис Дин Винт

Похожие фильмы:

1997 год выдался отличным для кинематографа. На зрителей с экранов обрушились такие мастодонты проката и культовая классика, как «Звездный десант», «Достучаться до небес», «Люди в черном», «Пятый элемент» и, конечно же, самый кассовый фильм всех времен на следующие 12 лет — «Титаник». В ряду этих замечательных шедевров мимо широкой публики как-то совершенно незаметно прошел скромный и камерный научно-фантастический триллер из Канады, который снял начинающий режиссер и сценарист Винченцо Натали. «Куб» не сделал огромной кассы, но получил признание критиков и зрителей по всему миру, а со временем обрел не только продолжения, но и культовый статус.

По сюжету шестеро абсолютно не связанных друг с другом незнакомцев, названных в честь различных тюрем всего мира, просыпаются в странном лабиринте одинаковых комнат, отличающихся только цветом стен. Каждый зал имеет по шесть выходов — четыре по бокам, один на полу и один на потолке. Проходы соединяют их друг с другом, а в небольших тоннелях между ними указаны числовые обозначения каждого помещения. Цифры очень важны — благодаря им можно узнать, какая комната безопасна, а в какой таится смертельная ловушка.

Главной задачей невольных узников станет поиск выхода из опасного математического лабиринта до того, как голод и жажда убьют их раньше ловушек. Но в процессе в полной мере и весьма наглядно раскрывается распространенная аксиома: нет монстра хуже человека. Так сказать, homo homini lupus est. Раскрыть нюансы сложных взаимоотношений Винченцо помогли двое коллег-сценаристов — они весьма толково, грамотно, а главное достоверно изобразили испуганных людей в стрессовой ситуации.

Впрочем, хороший сценарий — всего лишь важный фундамент для отличного кино. Без должного воплощения даже самый идеальный сюжет может скатиться в фарс и балаган. «Кубу» повезло — немногочисленные занятые на съемках актеры, хоть и не снискавшие звездной славы ни до, ни после, все-таки были профессионалами. Они достойно отыграли роли, вписав свои имена в анналы истории фантастики. Для подавляющего большинства из них этот фильм стал наивысшим достижением в карьере.

Каждый персонаж, как уже было сказано ранее, носит имя, соответствующее названию определенной тюрьмы. Но это не просто прихоть режиссера — каждое имя «говорящее», оно отражает суть и характер его носителя. Например, Алдерсон, узник, который так и не успел ни с кем встретиться, назван в честь тюрьмы городка Алдерсон, фишкой которой якобы является акцент на изоляцию заключенных. Имя громилы Квентина, ставшего ближе к финалу основным злодеем, происходит от тюрьмы Сан-Квентин, известной не только смертными казнями, но также пытками и жестоким обращением. Остальные, включая Казана (Казань, Татарстан), аналогичным образом перекликаются с особенностями одноименных пенитенциарных учреждений.

Но что куда важнее, каждый характер прописан таким образом, чтобы идеально ложиться в задуманную авторами схему и раскрыть историю как можно полнее. В силу бюджетных ограничений и общей задумки вся нагрузка по вовлечению зрителя держалась исключительно на диалогах и взаимодействии персонажей. Редкие, чуть ли не штучные спецэффекты служат лишь своеобразными вишенками-украшениями на торте психологического повествования. И вряд ли фильм стал бы культовым, если бы актеры не справились на все сто процентов.

Нельзя не упомянуть о камерности происходящего и клаустрофобской атмосфере. Голые комнаты с разноцветными стенами на самом деле являли собой одну-единственную декорацию — просто во время съемок, для создания иллюзии масштабности, техники меняли панели. Само помещение, лишенное посторонних предметов, выглядит не таким уж тесным, но и просторным его не назовешь. Кубические залы с ловушками, из которых складывается гигантский куб-ловушка, — это в каком-то смысле центральный персонаж, безмолвный злодей, беспристрастно наблюдающий за возней жалких двуногих букашек.

С момента выхода «Куб» обзавелся внушительной армией почитателей. Некоторые не просто время от времени пересматривали кино, но и отдавали ему дань уважения в меру сил. Картина обзавелась сиквелом и приквелом, в Японии сняли, а в Голливуде до сих пор планируют снять ремейк. Начальная сцена с убийством вдохновила Пола У. С. Андерсона на знаменитую защитную лазерную сеть Алой Королевы в первой «Обители зла». Впоследствии уже самого Андерсона цитировали как другие кинематографисты, так и компания Capcom при создании игры «Resident Evil 4».

Вряд ли Винценчо Натали подозревал, что его первый полнометражный фильм станет классикой научной фантастики. Но мастерство исполнения и нетривиальность задумки сделали свое дело. В дальнейшем режиссер, хоть и снял несколько весьма неплохих картин, так и не приблизился к уровню своего дебюта. Неужто завышенные ожидания и проклятие первого творения висят над его головой? Кто знает…

Но даже один легендарный фильм — это ровно на один легендарный фильм больше, чем ничего. Некоторым и такое не под силу.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)