Бэтмен: Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле /
Arkham Asylum: A Serious House on Serious Earth
Автор: Грант Моррисон
Художник: Дэйв Маккин
Издательство: СПб.: Азбука, М.:Азбука-Аттикус
Серия: Графические романы
Год: оригинальная публикация, 1989
Российское издание, 2013
Похожие произведения:
- Алан Мур, Брайан Болланд, Batman: The Killing Joke (комикс)
- Нил Гейман, «Песочный человек» (комикс)
- Зигмунд Фрейд, «Психопатология повседневной жизни»
Как выразить сумасшествие? Точным подбором слов, растворив его в сюжете, или точным подбором красок, сконцентрировав его на плоскости? А что, если объединить оба способа, как объединили свои усилия писатель Грант Моррисон и знакомый нам по обложкам «Сэндмена» художник Дейв Маккин?
Я открываю обложку, и…
Эй, что вы делаете? Я всего лишь читаю комикс про Бэтмена, того самого красавца-миллионера, которому так идет черный плащ, трагедия в прошлом, решительно выпяченный подбородок и кадры на фоне ночного неба!
Я просто пытаюсь следить за сюжетом, в котором Бэтмен отправился в лечебницу Аркхем, чтобы выручить заложников! Конечно, там его ждет толпа безумных суперзлодеев во главе с Джокером, и они вряд ли захотят поблагодарить Бэтмена за то, что он поместил их за такое удобное для хранения сухое, темное и прохладное место. Конечно, сама лечебница Аркхем – это «головоломка из камня и дерева, которую лучше не решать». Но, ребята, это ведь просто готический антураж с классическим «ужасом прошлого, навеки запечатленным в стенах» - историей о блестящем психиатре Амадее Аркхеме, чья мать сошла с ума и умерла в том самом доме, из которого он решил сделать лечебницу. О да, Аркхем руководствовался самыми благими намерениями, и как бы он мог узнать, что спустя несколько лет после открытия лечебницы будет беседовать в ней с маньяком, который зверски убил его жену и дочь? А потом превратится из главврача в пациента и умрет в стенах этого проклятого дома…
Тогда почему обломки моего разума летят рядом, подвешенные в невесомости падения в черный туннель истории Аркхема, и почему они совершенно бесполезны – хватайся не хватайся, а опоры не будет?
Может быть, потому, что нормальному миру супергероев принадлежит, да и то довольно условно, начало истории про лечебницу Аркхем и ее финал.
Бэтмен еще в том самом условно разумном начале признается комиссару Гордону, что боится идти в лечебницу. Он боится не Джокера, не Двуликого, не Страшилу и не Доктора Судьбу, которые нетерпеливо ждут его там, чтобы начать вечеринку – он боится самого сумасшествия. Боится, что, когда за ним закроется дверь лечебницы, он почувствует себя как дома. То есть – боится самого себя.
И, согласно неумолимым законам сюжета, - который все же по-своему логичен, - встречаясь с противниками прошлого, главное сражение он будет вести с самим собой.
А безумие благодаря таланту художника превражается из щекочущего нервы фона в саму сердцевину сюжета.
После финала самой истории остается еще две трети книги. Как и в геймановской «Стране снов», вторая треть - это сценарий комикса, а третья – примечания от издателей. Но, если в «Стране снов» эти две трети проходили в разряде необязательных приятностей, то в «Лечебнице Аркхем» сценарий становится ключом к сюжету.
Сколько намеков, аллюзий, парафраз вложено в сюжет, и какой мастерский сеанс психоанализа Бэтмена! В этом усилии втиснуть в книгу, как в чемодан перед поездкой, как можно больше смыслов и сведений и еще придавить сверху крышку, есть обаятельное литературное хулиганство, которое постфактум немного смягчает общий тон повествования.
А читать примечания совершенно обязательно, чтобы знать то же самое, что знал автор, создавая свой сюжет, который вырос не на пустом месте, а на довольно-таки тесно застроенном. Но финт с непривычной трактовкой образа главного героя удался Моррисону даже лучше, чем Гейману, который большую часть «Прелюдий и ноктюрнов» был вынужден оформлять главному герою прописку в мире комиксов. И, право, очень жаль, что издатели не одобрили намерение автора нарядить Джокера к костюм Мадонны.
В целом же «Лечебница Аркхем» - комикс, одинаково далеко выходящий как за рамки традиционного качественного комикса, так и за грань здравого смысла.
Читателю и Бэтмену удается вернуться – автор нас щадит. А в лечебнице Харви Дент подбрасывает монету, задумчиво глядя в окно на пятнистый лик Луны...
1 Мельник 13-12-2013 18:07
Рисунок первым делом бросается в глаза, очень здорово и необычно смотрится. Но главное, как я понял, - содержание по-Фрейдовски.
2 Eucalypt 21-11-2013 14:46
Произведение отличное. Правда пост-модернистский подход модет и оттолкнуть. Когда считываешь все аллюзии, все отсылки, все заимствования или игру в архетипы и психотипы. И вдруг кажется, что кроме этой игры, этого нагромождения и нет ничего. НО!
Но это еще попробуй так органично и так умело всё связать воедино. Сделать такую объемную и разностороннюю картину. И считать всё сокрытое - это надо недюжей эрудицией обладать. А это уже плюс для читателя вне зависимости от произведения ) А что до писателя, то и не каждый сумеет так замечательно сочетать.
Что до рисунка - он великолепный!