DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Вторжение монстров

Хозяйка старого кладбища (повесть)

Автор: Елена Усачева

Жанр: детская литература, приключения, ужасы, фантастика

Издательство: Эксмо

Серия: Страшилки

Год издания: 2002

Похожие произведения:

  • Том Б. Стоун «Парк кошмаров» (повесть)
  • Леонид Владовец «Чудище поганое» (повесть)
  • Антон Иванов и Анна Устинова «Кладбищенский фантом» (повесть)
  • Читающие дети 80-х–90-х просто обязаны знать серию «Страшилки» издательства «Эксмо». Вместе с «Ужастиками» Р. Л. Стайна для многих русскоязычных детей того поколения они были первыми проводниками в мир хоррора, из-за чего обе серии, давно закрытые в России, продолжают помнить и сегодня. Но если «Ужастики» были персональной серией Стайна, то в «Страшилках» печатали книги самых разных авторов, причем как отечественных, так и зарубежных. И даже тот же самый Стайн в ней издавался. Кроме того, «Страшилки» в отличие от «Ужастиков» выходили в твердом переплете, у книг было более стильное и зловещее оформление, а обложки куда красивее (что способствовало росту продаж за счет читателей, готовых судить о содержании по обложке); наконец, их, как правило, снабжали классными внутренними черно-белыми иллюстрациями. Но вот качество текстов «Страшилок» не могло похвастаться тем же выгодным постоянством. И отличный тому пример — повесть «Хозяйка старого кладбища» Елены Усачевой.

    Жуткий Всадник без головы, коварная Пиковая дама, огромная Собака Баскервилей, знаменитый вампир Дракула — все они явились в наш мир, и не за кем-нибудь, а за 12-летним Алексеем Беловым. Знаменитым монстрам нужна безудержная фантазия мальчика, чтобы заставить ее служить своим зловещим и далеко идущим планам. И что же теперь делать Алексею? Подчиниться созданиям тьмы, стать безвольным орудием в их руках? Нет, он, хоть еще и ребенок, не готов просто сдаться монстрам…

    Чего там скрывать — у повести «Хозяйка старого кладбища» одна из лучших завязок среди «Страшилок». Но даже не надейтесь получить русский «Отряд монстров» или что-то подобное с нашими детишками, сражающимися против родных монстров, вместо стереотипных американских детей из киноужастиков 80-х. Нет, даже при такой замечательной завязке повесть может считаться одной из худших в серии. Главным образом ее погубила неопытность автора: «Хозяйка старого кладбища» — одно из первых изданных произведений Усачевой. Как говорится, «начали за здравие, а кончили за упокой» — а в данном конкретном случае еще и отправились прямиком на кладбище к странной Хозяйке.

    Что же не так с этой книгой? Да много чего, на самом деле. Главный герой — совершенно не располагающий к себе двенадцатилетний пацан, который любит падать в обморок и биться обо что-то головой, а в случае опасности постоянно звать маму. Быть примером для подражания ему точно не светит. После появления всех монстров сюжет превращается в очень ленивую игру героя с чудовищами… в «кошки-мышки». У Алексея не оказывается цели, к которой он мог бы двигаться вместе с читателем, а потому сюжет начинает развиваться хаотично, как будто у автора не было четкого плана и он писал первое, что придет в голову. Очень похоже на правду: в маленькой повести хватает и повторов ситуаций, и ненужных событий, и бесполезных персонажей.

    Даже удивительно, насколько скучной оказывается история, напичканная известными монстрами. Хотя это явное преувеличение: монстры (кстати, в разношерстную компанию перечисленных выше персонажей вписался дух Александра Пушкина) появляются не так часто, как хотелось бы, а кое-кто из них почти сразу исчезает. Больше всего книжного времени отводится Дракуле, который почему-то говорит как быдловатый пацан. И нельзя не отметить, что когда Усачева берется описывать сюжет романа «Дракула» Брэма Стокера, то просто выдумывает его сама, а не рассказывает о настоящей книге автора.

    Не хватает повести и сбалансированного тона. Она может быть очень наивной: в одной сцене Алексей и его друг Антон после ночного визита на кладбище отправляются к незнакомому мужчине, вызвавшемуся им помочь, и это похоже скорее на похищение, чем на добровольную поездку. С другой стороны, в повести есть даже слишком серьезные мысли двенадцатилетнего мальчика о смерти, читая которые даже взрослый почувствует себя очень неуютно.

    В книге очень много того, к чему хочется прицепиться: от перлов автора («Он бессмысленно обхватывал большую теплую кружку руками…») до надуманного объяснения истинной сущности главной злодейки Хозяйки и совершенно невнятного финала. Но перечислять все минусы, если честно, так же утомительно, как и читать саму повесть. Одним из достоинств, которых на самом деле очень мало, является то, что книга хотя бы не слишком длинная.

    Забавно, что монстрам из «Хозяйки старого кладбища» нужна безудержная фантазия главного героя, тогда как у автора повести ее не хватило даже на то, чтобы написать ни на что не претендующую, но хотя бы удобоваримую историю. В книгу вложено столько всего неподходящего друг к другу, что в каком-то смысле она сама похожа на одного знаменитого монстра, в историю не попавшего: повесть «сшита» из чего придется и выглядит довольно жутко. Но в отличие от создания доктора Франкенштейна «Хозяйка старого кладбища» определенно не заслуживает потраченного на нее времени.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)