DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Андрей Ильиных: «Рисовать неописуемый ужас — ужасно сложно»

Художник-график Андрей Ильиных проявил себя сразу в нескольких творческих направлениях, но прежде всего он известен как иллюстратор комиксов и классической литературы. Среди новейших его работ — арты для собрания сочинений Г. Ф. Лавкрафта от издательства «РИПОЛ классик». О творческом пути, тонкостях иллюстраторского труда и офлайн-активностях Андрей рассказал в подробном интервью Артему Агееву.

Андрей, для начала поведайте нашим читателям, как вы встали на творческий путь художника.

Мое детство проходило в 1990-е годы, сложное время для страны и семьи. Может быть, именно поэтому возникала некая потребность убежать в более комфортную среду книг, фильмов и музыки.

Кроме того, с самого раннего возраста рисовал на всех бумажных поверхностях, что мне попадались. Родители покупали огромное количество советских сказок, рассказов, исторических произведений с прекрасными иллюстрациями. Я был впечатлительным ребенком и, видя рисунок, например, смелого Маугли в книге, хотел повторить его тут же, на странице.

В семье заметили эту мою увлеченность и, желая спасти оставшиеся книги, отправили меня в 1997 году в Шадринскую художественную школу им. Ф. А. Бронникова. Учился там очень средне, даже плохо. Пожалуй, единственное, что отличало меня в лучшую сторону, было то, что рисовал много — больше, чем одногруппники. На пленэрах, которые начинались весной, за одно учебное занятие успевал нарисовать с натуры по два десятка машин. Рисование красками шло намного хуже, чем графические работы.

По вашим работам заметно, что вы предпочитаете фантастику и фэнтези, увлечены военно-исторической тематикой. Почему у вас сформировалась тяга к этим темам?

В целом взрослел на различной фантастике, как советской, так и зарубежной, которую много читал. Слушал также отечественный рок, любил мистицизм текстов «Арии» и жуткие истории «КиШа». Они очень вдохновляли на творчество, даже пытался иллюстрировать их песни.

Что еще нужно наивному впечатлительному подростку, чтобы стать художником? Конечно, комиксы! В конце 1990-х в наш провинциальный город как раз завезли партию по «Черепашкам-ниндзя» и героям «Диснея». Эти журналы были буквально зачитаны до дыр, и чудо, происходящее на страницах, закрепило мысль: буду комиксистом.

После художки пережил двухгодичный артблок, но рисовать не бросил, вернулся к творчеству уже в институте. Поступив в него, погрузился в историческую среду, расширил диапазон увлечений: религии мира, история древних цивилизаций, увлечение археологией. Начал снова много рисовать — в любой свободный момент, чаще всего на парах. Изображал монстров, воинов, чародеев, фантастические и мистические сюжеты. Большое увлечение фантастической и мистической литературой приносило огромное вдохновение.

Кто из художников комиксов повлиял на вас больше всего?

В институте приобрел одно из первых изданий «Хеллбоя» в России от «Прайм Еврознак», полностью черно-белое. Пораженный работами Майка Миньолы, подумал, что должен рисовать так же. В момент становления стиля очень много вдохновлялся работами таких мастеров, как Дункан Фрегредо, Карлос Эскерра («Судья Дредд», «Стронциевый Пес»), а также создателями мира Warhammer 40,000 Джоном Бланшем, Карлом Копински, Адамом Смитом и Дэвидом Галлахером.

Вы — график, адепт карандаша и туши. Как это сложилось?

Тут все просто: карандаш — это очень доступный и в то же время пластичный материал. Рисовать им можно быстро, не затрачивая большие усилия на подготовку рабочего места, как с красками, например. В любую свободную минуту можно достать карандаши и альбом, которые всегда носишь с собой, и рисовать на парах, в транспорте, в очередях, на отдыхе.

Как относитесь к цвету и планируете ли его использовать?

Если и делаю цвет, то только на компьютере, где нет риска испортить работу неудачной кляксой краски. Мне очень нравилось работать с линией и разными вариантами штриховки, текстурирования, но постепенно я стал больше стилизовать и упрощать рисунок — видимо, под влиянием стиля Миньолы. Сейчас можно сказать, что наработал свой стиль.

Потихоньку прокачиваю свою работу в цвете, но все больше полагаюсь на свою жену Елену, которая прекрасно чувствует и красит мои черно-белые рисунки. Ее работы с цветом вы можете увидеть на обложках нового издания Лавкрафта от «РИПОЛ классик». В этом плане у нас получился этакий семейный подряд. Елена — прекрасный дизайнер, и ее навыки незаменимы в подготовке к печати различных иллюстраций и прочих материалов. Оформление группы ВКонтакте и многих других моих работ — это ее заслуга.

Пробуете ли другие техники в работе?

Сейчас экспериментирую с нейросетями. Они меня, конечно, в этом году немного подавили своей резкой эволюцией, но пять стадий принятия пройдены. Нейронка — прекрасный инструмент, хотя порой все же отправляет в пучину отчаяния своей скоростью и простотой. Но уверен, художники не вымрут — просто поменяется подход к пониманию искусства.

Иллюстрирование комиксов всегда было вашим основным направлением работы?

На самом деле даже сам не решусь сказать, что было моим основным направлением. Часто был оформителем иллюстраций к наборам солдатиков от различных независимых отечественных производителей. Рисовал иллюстрации к фанфикам. Посотрудничал с ВГТРК, когда они делали фильм про людей с неординарными способностями. Не скажу, что горд тем, что получилось, но свою работу при тех навыках, что у меня были, я сделал.

В свободное время рисовал разное окологовардовское — Конана, яростного пуританина Соломона Кейна и нашу его адаптацию — Сэмюэля Арчера, других фантастических и фэнтезийных персонажей комиксов, игр, сюжеты из Warhammer 40,000. Учувствовал также в оформлении альманахов и фэнзинов, иллюстрировал тематические календари, посвященные культуре 90-х и VHS. Рисовал исторические реконструкции.

Но с недавних пор вы пополнили свое портфолио артами и к классической литературе. Ваши обложки и внутренние иллюстрации украсили «Джентльмена с Медвежьей речки» Роберта Говарда и целую серию томов Г. Ф. Лавкрафта, изданных «РИПОЛ классик». Как вы пришли к этой работе?

На своем творческом пути познакомился и начал общаться с разными людьми, напрямую или косвенно вовлеченными в работу издательств. Все как-то само собой произошло. Одним из таких очень хороших знакомых и преданных фанатов моего комикса «Звездопада» стал Дмитрий Квашнин, через которого я и пришел к иллюстрированию «Джентльмена».

Затем был отрисован ряд иллюстраций по новому переводу, и на наш проект энтузиастов вышло издательство «РИПОЛ классик». Редакторам понравился мой стиль рисования, после чего мы начали сотрудничать над фундаментальным переизданием Лавкрафта с новым переводом. «РИПОЛ» — один из флагманов российского книгопечатания, так мы и оказались в этой индустрии.

Что дало вам такое сотрудничество?

Честно говоря, всегда больше фанател по боевой фантастике и мистике с крутыми главными героями, но это сотрудничество принесло мне колоссальный опыт и расширило творческие возможности и навыки. Рисовать неописуемый ужас — ужасно сложно. Приходилось думать больше над атмосферой кадра, над его наполнением и ракурсами, нежели над крутизной главного персонажа.

Кстати, сейчас выходит третий том собрания сочинений, который посвящен ужасам американской глубинки, и это, пожалуй, мое любимое издание: истории более приземленные, понятные и лаконичные, в них много событийных вещей, не характерных для прозы Лавкрафта. К третьему тому я нарисовал самое большое количество иллюстраций. Надеюсь, читатели оценят эту книгу!

Какие особенности иллюстрирования книг можете отметить? Чем она отличается от работы над комиксами?

На мой взгляд, с книгами проще, ведь комикс — это хронологическое повествование в картинках. Каждый кадр на странице должен иметь внутреннюю логику и композицию, рассказывать о событиях и показывать движение времени, работать по сценарным и драматургическим законам. При этом каждый кадр — это не отдельная композиция, а взаимосвязанный элемент страницы, все должно быть последовательно, читаемо и понятно для читателя.

В книжной иллюстрации проще: находишь момент, который будет раскрывать какую-то важную сцену произведения, и по описанию этот момент рисуешь в силу своих знаний, умений, навыков. Согласовываешь с редактором — и готово! Отнюдь не пытаюсь принизить работу книжного иллюстратора. Там есть свои нюансы и тонкости, многие произведения очень абстрактны, и к ним нужен свой подход, но мне с книгами проще.

Что все-таки вам ближе — иллюстрации к литературе или комиксы?

Сложно ответить. Вопрос из разряда «Кого ты любишь больше: папу или маму?». Хочу продолжать развивать свои художественные навыки, чаще рисовать как комиксы, так и иллюстрации к любимым произведениям. У меня специфический стиль, и детскую сказку иллюстрировать не буду, как и женский роман — боюсь, читатель неправильно меня поймет. Думаю, что обречен иллюстрировать историческое, мистику, фантастику и ужасы. И на самом деле рад этому!

А если помечтать — есть ли у вас желание попробовать себя еще в какой-нибудь сфере изобразительного искусства?

Думаю, нет. Уже пробовал свои силы и в создании миниатюр солдатиков, и в создании авторских кукол. Рисовал компьютерную графику, и она у меня не пошла. Думал попытать свои силы в геймдеве, но там настолько высокая конкуренция, что просто невозможно пробиться с моим традиционным рисованием. Вообще, мне многое интересно — сейчас вот еще играю на гитаре, для себя.

Но четко осознаю, что нужно выбирать одно направление и в нем трудиться. Если хвататься за все подряд, ни в чем не добьешься успеха. Как в той цитате Брюса Ли про человека, изучающего один прием десять тысяч раз. Я как раз такой человек, и моим приемом является традиционная графика.

Вы упомянули Дмитрия Квашнина, а ведь в 2016 году вы давали ему интервью для нашего журнала — как участник творческого объединения Puritan Comics, занимавшегося комиксом «Звездопад». Какая судьба постигла этот проект?

Проект ушел в заморозку, но потихоньку его перерисовываю, так как стилистика и многие элементы повествования по прошествии времени меня не устраивают. Историю очень хочется завершить и переиздать. Зависло все из-за туманности перспектив финансирования проекта и разных бытовых вещей. Но будьте уверены: пуританин Сэмюэль еще вернется. Гнев божий, ведовство, мистицизм и древнее зло ждет своего часа. Сэм — мой любимый персонаж и веха в творчестве, и не хочу отказываться от этой истории. Приношу искренние извинения нашим фанатам за долгое ожидание.

А вот как его издавать, это, конечно, другой вопрос. С одной стороны, сейчас разные краудфандинг-платформы стали проще и доступнее, с другой — комикс, боюсь, подрастерял часть фанатов, и не виню их в этом. Столь долгое ожидание не идет на пользу проекту. Но такова жизнь, буду стараться делать все возможное, чтобы история увидела свет в лучшем из возможных форматов.

Одна из строк справки о вас указывает, что вы создатель курганского комикс-клуба. Расскажите, как он появился и в чем заключается его деятельность.

Вообще, нас было двое — я и Александр Юзва (очень крутой художник и дизайнер), даже не знаю, кто из нас сделал больший вклад. Мы были очень увлечены, хоть на момент создания клуба в него входило от силы человек шесть. Грезили чуть ли не о создании издательства. Но состав постоянно менялся. Подростки порой не понимают, что рисование — это колоссальный труд, требующий больших затрат времени. Мы становились взрослее, обзаводились семьями, и времени на поддержание движухи стало гораздо меньше. Пришлось передать бразды правления более молодым и активным.

Комикс-клуб издал уже три антологии — «Маски», «Вторая ступень» и «Тройное лезвие». Очень неплохо себя показала «Вторая ступень». Большие усилия, чтобы это стало возможным, приложил Александр, на чьи плечи легло решение основных вопросов с изданием. Я же все больше уходил в работу с книжной иллюстрацией, а потом и вовсе переехал по семейным обстоятельствам из Кургана в родной город Шадринск. Комикс-клуб жив и сейчас, а в своем городе планирую вернуться к идее создания клуба, и, надеюсь, с багажом знаний и опыта все будет проще.

В прошлом году в Шадринске у вас состоялась выставка. Вы были представлены там как участник объединения «Возрождение». Что это такое и как вы там оказались?

Как говорится, мимо проходил. Городок у нас маленький. На Дне города увидел импровизированную выставку, подошел поинтересоваться, оказалось, что городское объединение художников-любителей «Возрождение» каждый год выставляет свои лучшие работы. Записался, предполагая, что увижу отклик на свое творчество.

Как оцениваете для себя этот опыт участия в выставках?

На самом деле очень спорный опыт. Хотелось бы сказать, что выставки имели огромный успех, но, к сожалению, это не так. Среди молодежи не очень модно ходить по музеям и выставкам, это устаревший формат. На выставки в основном ходит старшее поколение, часто люди консервативные и плохо воспринимающие монстров, жутких мужиков, отрубленные головы, массовые боевые сцены и полуголых красавиц.

С другой стороны, молодая часть аудитории, которая все же попадалась на выставке, проявила живой интерес, брала автографы и задавала вопросы, некоторые приходили со своими работами услышать критику и оценку. Думаю, что не буду сбрасывать со счетов выставочную активность, но поэкспериментирую над форматом.

Удалось ли взглянуть на собственное творчество как-нибудь по-новому?

На творчество по-новому не взглянул, но выяснил, что работ накопилось очень много, чего сам не ожидал. На первую выставку позвали за компанию, по стечению обстоятельств, а оказалось, что работ у меня хватило бы на полноценную персональную, многое просто не уместилось на стендах.

Вторая выставка имела большее освещение и посещаемость, что принесло приятные эмоции, но соотношение усилий и результатов мне не понравилось. Сделал вывод, что обратную связь через различные сетевые сообщества получить проще, и она исходит от действительно заинтересованных в моем творчестве людей. Хочется поучаствовать в фестивалях вроде Comic Con, но они от нас весьма удалены, да и показывать мне там особо нечего, кроме старых работ и текущих заказов. Разве что посидеть на аллее авторов.

Какие творческие планы у вас на ближайшее будущее?

Трудиться. Имею очень разносторонние увлечения, и во всем хочется преуспеть. Очень ругаю себя — нужно выбрать что-то одно, не распыляться. Но когда приходит очередное интересное предложение, проклиная себя, берусь. Потом не сплю ночами, делая несколько проектов за раз. Хотя сейчас проще — лето, каникулы.

Цель моя проста — добиться полной финансовой стабильности от рисования. Тогда и фанаты будут довольны: рисунков станет больше, и моя главная мечта сбудется — хобби превратится в любимую профессию.

Группа художника в VK

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)