DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Банальное зло

Суд королевской скамьи / QB VII (роман)

Автор: Леон Юрис

Жанр: историческая проза, юридический триллер, детектив, реализм

Год издания: в оригинале — 1970

Похожие произведения:

  • Сэйити Моримура «Кухня дьявола» (документальный роман)
  • Эли Визель «Ночь» (документальный роман)
  • Имре Кертес «Без судьбы» (роман)
  • Джонатан Литтелл «Благоволительницы» (роман)
  • Джон Гришем «Камера» (роман)
  • В 1963 году Ханна Арендт, американская журналистка немецко-еврейского происхождения, издала публицистическую книгу «Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме». Материалом для труда послужил судебный процесс над Адольфом Эйхманом в Иерусалиме, на котором автор присутствовала в качестве корреспондента журнала New-Yorker. Сам подсудимый, начальник четвертого отдела гестапо, ответственного за «окончательное решение еврейского вопроса», человек прямо и косвенно виновный в уничтожении миллионов других людей, не показался Арендт фанатиком, чудовищем или монстром во плоти. Он не был убежденным нацистом или антисемитом, а его рост в нацистской партии и гестапо обусловливался только его карьеризмом, тщеславием и личными амбициями. По итогу, впечатление, произведенное на нее Эйхманом, оставило Ханну Арендт несколько разочарованной. «Зло банально» — делает она вывод в своей книге.

    Примерно такое же банальное зло оказывается в зале суда в книге «Суд королевской скамьи» другого американского еврея — Леона Юриса. Сам Юрис, бывший морской пехотинец и ветеран Второй мировой, создал отчасти автобиографический роман, зеркально отобразив самого себя на его страницах в образе одного из главных героев — писателя и ветерана Абрахама «Эйба» Кейди. Эйб родился в Америке в семье евреев, выходцев из Польши и Российской империи. С детства увлекался бейсболом и книгами, а его лучшим и единственным другом был старший брат, военный летчик, позже погибший в Испании, где сражался добровольцем на стороне республиканцев.

    С началом Второй мировой Эйб идет по стопам брата: отправляется в Европу, записывается в Британские королевские военно-воздушные силы и в одном из боевых вылетов будет тяжело ранен. Но биография героя романа в этой рецензии, возможно, не так интересна для потенциального читателя. Важно то, что после войны Эйб станет известным писателем и напишет «Холокост» — масштабный документальный труд, посвященный катастрофе европейских евреев. В числе прочего в книге говорится о лагере смерти «Ядвига», который даже среди подобных мест пользовался совсем уж дурной славой, в особенности из-за проводимых на узниках медицинских экспериментов по массовой стерилизации и кастрации. Ассистентом (по другим данным пособником) в лагере служил такой же заключенный, польский врач Адам Кельно.

    В связи с выходом книги общественность уделяет немалое внимание фигуре Кельно, который после войны и короткого тюремного срока в сороковых по обвинению в сотрудничестве с нацистами очень трепетно относится к своей персоне. Надо сказать, что на момент событий романа Кельно достаточно неплохо устроился. Отслужив много лет простым врачом в Британских колониальных владениях, обзаведясь семьей, он вернулся в Англию уже прославленным медиком и даже был возведен в рыцарскую степень. Кельно обвиняет автора книги в клевете. Именно это обвинение и запускает судебный процесс, которому посвящена большая часть романа.

    Адам Кельно, кто он? Злодей или жертва обстоятельств? Герой или предатель и коллаборационист.? Антисемит или просто польский патриот, пусть и националист? Были ли оперируемые им заключенные смертельно больны, а операция в условиях концлагеря — последней надеждой для них? Как хирург обращался с ними во время самих операций? Были ли они безболезненными? Являются ли другие фигуранты дела его сообщниками или врагами? Какой способ обезболивания лучше? Как проходили операции? Остались ли их жертвы людьми? Можно ли такое забыть? Эти и многие другие вопросы будут заданы в ходе судебного процесса. Некоторые станут риторическими, а то и вовсе останутся без ответа.

    «Суд королевской скамьи» отлично написан и сыгран. Юрис обладает великолепным слогом, чувством слова, а самое главное — тактом. Не скатывается в дешевые приемы, спекуляцию и «слезовыжимание» в описании нацистских зверств, но в то же время не упускает ничего важного. Сам судебный процесс можно назвать настоящим документом эпохи. В каждой его главе перед присяжными и читателем появляется новая жертва концлагеря «Ядвига», новая сломанная жизнь и загубленная душа. Их показания прямолинейны и правдивы, от их слов в жилах стынет кровь, на лбу выступает холодный пот, а к горлу подкатывает тошнота. Неподготовленным или слабонервным читателям лучше читать роман по частям, не весь сразу. Хотя очень хочется проглотить все залпом, настолько хорош авторский язык.

    Роман можно обвинить в антипольских и антикоммунистических настроениях. Но лучше этого не делать, чтобы не тревожить старые раны и память погибших. Лучше просто читать. С ужасом, шоком и трепетом. Читать и вспоминать о главном и самом кошмарном преступлении в человеческой истории.

    Преступлении против человека, человечества и человечности.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)