DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Из тьмы, или История одной песни, с которой все началось

Все мы знаем, что такое музыка, но глубина ее влияния на нас, история появления и истинное значение остаются загадкой даже для современных ученых. Появление музыки в жизни людей, скорее всего, носило исключительно ритуальный, культовый контекст, и лишь с развитием человечества она стала культурным явлением и массовым развлечением для большинства людей, проделав путь от «двух притопов, трех прихлопов» вокруг костра до классической музыки и хитроумных джазовых импровизаций.

Но наша история не о музыке в целом, а о ее Темной половине! Как и откуда она появилась, и кто встал под ее знамена одними из первых? Вот об этом мы вам и расскажем…

Рождение и распространение зловещей, тяжелой, агрессивной музыки стало возможным в двадцатом веке в цивилизованных странах, где свобода слова и самовыражение граждан уже не слишком преследовались законом, что было просто невозможно в прошлом, в котором за излишнюю непохожесть и тем более богохульство вас могли забить камнями, высечь плетьми или даже сжечь на костре, а также повесить за буйную головушку. Справедливости ради стоит отметить, что во многих странах до сих пор жесточайшая цензура и, например, выступить с концертом в составе блэк-металлической группы вы там не сможете…

Так что же сподвигло людей играть и записывать мрачную и зачастую практически непереносимую для восприятия большинства людей музыку? Во-первых, желание выплеснуть внутреннюю агрессию и недовольство, вызванные социальными и личными проблемами, ведь мир зачастую жесток и несправедлив, и это порождает соответствующую реакцию. Во-вторых, увлечение оккультизмом, язычеством — религиями и учениями, альтернативными официальным. В-третьих, чтение хоррора и мистической литературы, просмотр соответствующих кинофильмов.

Пожалуй, стоит взять за отсчет нашей истории появление рок-музыки как таковой, а точнее, оккультного рока конца безумных, контркультурных шестидесятых. Радикальный нонконформизм, интерес ко всему ранее запрещенному, психоделическая культура, нью-эйдж, расцвет научной фантастики и всплеск интереса к НЛО — вот топливо для музыкальной революции!

The Doors, Led Zeppelin, Jimi Hendrix, Pink Floyd, Grateful Dead, The Stooges и многие, многие другие, ну и финалочка десятилетия — самый безумный фейерверк, вишенка на торте — Woodstock Music & Art Fair, а по простому, самый первый и самый легендарный «Вудсток», собравший полмиллиона человек… Крутое было времечко, да? Мы обязательно заглянем к нему в гости в другой раз.

Так что же было дальше?! Первый шар прокатился, а за ним последовали, можно даже сказать, прогрохотали — Они. Группа Black Sabbath из мрачного промышленного городка Бирмингем своей зловещей и невероятно мощной одноименной заглавной композицией с самого первого и (опять же!) одноименного альбома (да-да, песня Black Sabbath с альбома Black Sabbath группы Black Sabbath, вот так вот выпендрились ребята) дала импульс для появления целой плеяды групп и направлений мрачной, бескомпромиссной и по-настоящему злой музыки. Вы только посмотрите на обложку этой пластинки! Эта ведьма напугает кого угодно, а это, на минуточку, самое начало семидесятых…

Собственно, само название великой группы (до этого величавшейся абсолютно непримечательно — Earth) с легкой руки басиста Гизера Батлера было «скоммуниздено» у фильма ужасов 1963 года «Черная суббота» режиссера Марио Бавы, фильмы которого стали культовой классикой. И вот она, жемчужина пластинки — шедевральная композиция Black Sabbath! Хронометраж: 6:16 (смею предположить — музыканты жалели о том, что нельзя получить сразу три шестерки).

Что же представляет из себя эта необычная песня? Вступление получилось весьма зловещим. Все начинается с раскатов грома под не сулящий ничего хорошего аккомпанемент колокола. Слушателя планомерно погружают в атмосферу тревоги, звон гипнотизирует, звуки дождя усыпляют, а затем, словно чертик из дьявольской табакерки, выпрыгивает мощный и невероятно зловещий рифф гитариста Томи Айоми с инфернальным вибрато, многократно усиленный тяжеленной, словно мегалиты Баальбека, ритм-секцией! Вы уже думаете о покупке сильнодействующих успокоительных, но буря стихает, и рев перегруженного усилителя сменяется притихшими мрачным нотами — «дьявольским тритоном» — наступает время будущего Короля Тьмы Оззи Осборна:

Что это стоит передо мной?

Фигура в черном, что показывает на меня.

Быстро поворачиваюсь и начинаю бежать,

Обнаруживаю, что я — избранный.

О нет!

После этих жутких слов цунами звука снова атакует вас, и уже поздно думать об успокоительных, пора спасаться бегством! Все повторяется снова, но текст песни становится страшнее:

Большой черный призрак с горящими глазами

Диктует людям их желание.

Сатана сидит рядом, улыбаясь,

Наблюдает, как это пламя вздымается все выше.

О нет, нет, Господи, прошу, помоги мне!

Как вам такое? Кровь стынет в жилах! И это, повторюсь, в 70-м!

Казалось бы, все так и будет продолжаться, и чем черт не шутит, может, все закончится хэппи-эндом, но кони, несущие ваш потрепанный экипаж, резко сворачивают в темный лес. Музыкальный рисунок меняется, темп возрастает, Оззи умоляюще продолжает:

Это конец, мой друг?

Сатана доводит до безумия.

Люди убегают, ведь они напуганы,

Людям лучше уйти и остерегаться!

Нет, нет, прошу, нет!

Выстраивается частокол издевательски мажорных, вибрирующих в адском огне аккордов, и Тони запиливает блюзово-психоделическое соло, под конец которого ритм переходит на марш, словно забивающий гвозди в крышку вашего свежеизготовленного гроба!

Там — тадада — дам — тадада — дам — тадада — дам! Тадада — дам!

Пауза…

Тададада — дам!!!

Что тут сказать… Песня и сейчас звучит эффектно, она как магический кристалл захватывает внимание, заставляет сердце трепетать, но вы можете себе представить, какой фурор она произвела в год релиза?!

Запись альбома произошла в октябре 1969-го в студии Regent Sound в туманном Лондоне. Из интересных фактов стоит отметить следующие:

  • фотографию для обложки сделали на пятисотлетней водяной мельнице в Оксфордшире, моделью (изображавшей «таинственную женщину-ведьму») была Луиза Ливингстон, которая была на тот момент подростком.
  • на внутренней стороне буклета изображен перевернутый крест (для пущей ужасти) с этой «шалостью» у группы были многочисленные проблемы, хотя участники хором утверждали, что не имеют к сатанизму абсолютно никакого отношения. Чего только не сделаешь ради хайпа?
  • несмотря на весьма впечатляющий коммерческий успех (миллионный тираж за год только в США) работа подверглась серьезной критике рецензентами, что, впрочем, и неудивительно, на «детей цветов» парни с рабочих окраин Бирмингема совсем не были похожи, но время и преданные фанаты все расставили по своим местам.
  • Великие Black Sabbath породили протометал (ставший впоследствии отдельным жанром, известным как дум-метал) появился фундамент для новой музыкальной эры, и ставки в Черном Казино значительно повысились!

    Хеви-метал, новая волна британского хеви-метала, трэш-метал, дэт-метал, блэк-метал и их производные, в том числе электронная музыка: дарк-электро, дарк-индастриал и т. п., сделали Темное Искусство достоянием миллионов людей по всему миру. Но о каждом этапе, о выдающихся группах и культовых альбомах стоит рассказать отдельно и подробнее.

    Поэтому ждите продолжения истории…

    Слушайте хорошую и разную музыку, читайте книжки — мистику и хоррор!

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)