DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Неведомое и как бы сокрытое

Криптономикон / Cryptonomicon (роман)

Автор: Нил Стивенсон

Жанр: фантастика, историческая проза

Год издания: 2004 (в оригинале — 1999)

Перевод: Е. Доброхотова-Майкова

Похожие произведения:

  • Нил Стивенсон «Вирус “Reamde”» (роман)
  • Томас Пинчон «Радуга тяготения» (роман)
  • Что общего между устройством церковного органа, американским морпехом, сочиняющим хайку, и затерянным в Тихом океане островным государством, куда сбегаются информационные артерии Азии и Америки? Какая ниточка протягивается сквозь шестьдесят лет и опоясывает весь земной шар, связывая судьбы незнакомых людей из разных, порой враждующих, стран?

    «Криптономикон» — это причудливая россыпь любовно ограненных камешков, но стоит немного отойти и взглянуть на них со стороны, как камешки складываются в удивительную мозаику.

    Каждый кусочек — отдельная история. Автор проведет читателя через всю Вторую мировую войну и сквозь один год нового времени, на границе тысячелетий, где снова встретятся потомки главных героев.

    Эти периоды были выбраны неспроста. Сороковые годы дали человечеству мощнейший технологический толчок, а в конце девяностых произошла еще одна революция, после которой мир стал таким, каким мы его знаем.

    Чего общего между этими такими разными эпохами?

    Криптография. То, что давно стало неотъемлемой частью современной жизни и при этом остается чем-то невидимым для обычного человека. Ignoti et quasi occulti. «Неведомое и как бы сокрытое» — как говорит сам автор.

    Читателю нужно быть готовым к тому, что придется пробираться сквозь дебри терминов и концепций, но автор ловко драпирует объяснения примерами из жизни.

    Хотите узнать, как работала «Энигма», которую с блеском вскрыл Алан Тюринг? Пожалуйста: мистер Стивенсон покажет на примере обычного велосипеда. Разобраться с римановской дзета-функцией? Перехватом Ван Эйка? Автор «на уточках» объяснит эти сложные на первый взгляд концепции.

    Мир «Криптономикона» — это альтернативная вселенная. Тут есть туманный Йглм, лежащий далеко на севере Великобритании, и солнечный султанат Кинакута, который должен стать центром свободного информационного общества.

    Помимо персонажей, вокруг которых крутится сюжет, мы встретим реальных исторических личностей: генерала Макартура, Геринга, Ямамото Исороку, Деница. Они показаны нарочито гротескно. Вообще, гротеск — неотъемлемое свойство созданного Стивенсоном мира. Чего только стоит придуманное одним из главных героев «Общество контроля за семяизвержением».

    Роман трудно отнести к какому-то конкретному жанру. Каждая история может оказаться детективом или технологическим триллером, а может быть военной драмой или (о боже мой!) амурным приключением.

    Есть откровенно пугающие сцены, например в поезде Геринга, из окна которого герои наблюдают, как заключенные ломами отдирают заледенелые трупы. Или описание будней гвинейских каннибалов, которых так же цинично, как те поедали пленников, истребляют японцы.

    Много сюжетных линий, и каждая завершается по-своему. Но вот чего не хватает, так это катарсиса, нерва, который бы звенел, как натянутая струна. Это, конечно, не делает роман хуже, но оставляет чувство недосказанности.

    Ведь не зря Нил Стивенсон выбрал для самого романа и для книги, которую затрагивает сюжет, название, отсылающее к лавкрафтианскому «Некрономикону».

    Что общего между устройством церковного органа, американским морпехом, сочиняющим хайку, и затерянным в Тихом океане островным государством, куда сбегаются информационные артерии Азии и Америки?

    Ответ неведом и как бы сокрыт.

    Комментариев: 0 RSS

    Оставьте комментарий!
    • Анон
    • Юзер

    Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

    Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

    (обязательно)