DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Парадокс Ржавого Озера

Лора, сейчас неизвестно сколько утра, въезжаю в сюжет Rusty Lake, в пяти милях южнее границы здравого смысла, в двенадцати милях к западу от границы полного абсурда. Никогда в жизни не видел столько кубов. Как сказал бы мистер Ворон: «Прошлое не мертво. Оно даже не прошлое». Сорок градусов по Vodka в местном баре, полная туманность. Прогноз погоды обещал дождь из рыбьих голов. На игрометре 20+ часов, ментальное здоровье заканчивается. В отеле заказал ланч из сэндвича с кабаньим пометом, пирог из мистера Оленя и две порции крови. Чертовски вкусной. Если будешь в этих краях — обязательно попробуй выбраться из комнаты. Да, Лора! Я чуть не забыл. Нужно узнать, что это за кубы. Они просто нечто!

Представьте себе хитроумную головоломку из следующих компонентов: авторы-энтузиасты, тысячи преданных поклонников по всему миру, уникальный визуальный стиль, фирменный escape room-геймплей и невероятно запутанный нелинейный сюжет, продуманный буквально до мелочей. В чем же тут парадокс, спросите вы? Дело в том, что все это — игра для мобильных!

Точнее, изначально была таковой. На данный момент вся коллекция доступна и для ПК-игроков. В частности, ее можно легко приобрести через клиент Steam, включая новейшие игры серии. А вот дебютная часть The Lakе вышла на IOS и Android весной 2015-го и была совершенно бесплатной. С тех пор вселенная Rusty Lake прилично разрослась и уже насчитывает 10 free-to-play-игр серии Cube Escape и пять именных платных проектов, отличающихся увеличенной продолжительностью и большим обилием контента. И на этом останавливаться явно не собирается. В чем же секрет маленькой независимой нидерландской студии, основанной двумя увлеченными единомышленниками? Вдохновившись примером линчевского агента Купера или, еще лучше, местного детектива Дейла Вандермера, попробуем в этом разобраться и раскрыть главные тайны Ржавого Озера.

Если заходить издалека, мобильный гейминг на данный момент — ниша крайне востребованная и перспективная, особенно в плане выжимания кровно заработанных из залипающих в сенсорный экран пользователей. Шутка ли — в прошлом году траты мобильных геймеров по статистике превзошли траты консольных игроков почти в три раза. Разумеется, в этом повинно множество различных факторов, от ширины охвата до целевой аудитории и особенностей микротранзакций в мобильных играх. По этой теме материала наберется на отдельную полновесную статью, а может, даже и на несколько. Нас же интересует только то, что в силу упомянутых факторов найти в Google Play или AppStore что-нибудь мало-мальски достойное или хотя бы запоминающееся категорически трудно. Ведь большая часть востребованного контента на мобильных площадках — либо бездумные кликеры и мегаказуальные аттракционы для обывателей, либо многопользовательские проекты наподобие PUBG или Genshin Impact, рассчитанные на более молодежную и не особо привередливую аудиторию. Как видите, тезисом «игры как искусство» тут и не пахнет — это оказалось никому не выгодно и мало кому интересно. Но, как известно, в каждой бочке дегтя нет-нет да найдется своя ложка меда. И такой сладостной каплей в океане уныния мобильных сторов стало детище небольшой нидерландской инди-компании с загадочным и красивым названием Rusty Lake. Это название и самой конторы, и одноименной серии игр, а с недавних пор, после весьма успешного выхода за рамки привычных форматов, и целой виртуальной вселенной. А самое главное — эти ребята своим примером показали, что даже на таком специфическом фундаменте, как мобильные платформы, можно вырастить нечто по-настоящему выдающееся и оригинальное, было бы желание и, как говорится, прямые руки. Ну, и талант, конечно, куда без него.

Если немного абстрагироваться от безумных сюжетных хитросплетений и густой атмосферы линчевского театра абсурда, что на деле составляет львиную долю очарования Rusty Lake, в сухом остатке мы получаем последовательную серию рисованных point-and-click-квестов типа «выход из комнаты». Базовые механики почти во всех частях остаются без изменений. Имеется замкнутое пространство в виде некоего помещения (чаще комнаты), разделенное на несколько активных экранов, свободно перемещаться между которыми можно стрелками. На каждом экране, как правило, имеется рад кликабельных интерактивных элементов, являющихся либо частью составной головоломки, либо ею целиком. Обычно для прохождения очередной локации необходимо разгадать серию взаимосвязанных головоломок, каждая из которых является ключом к другой. Задачки на вооружении у разработчиков самые различные и не всегда простые: есть и пятнашки, и лабиринты, и математические задания на нахождение переменной, и выявление последовательности или цепочки последовательностей. Примечательно, что, несмотря на часто повторяющиеся в разных эпизодах виды ребусов, они всегда перетасованы и обставлены так, что никогда не надоедают. А время от времени попадаются и более изобретательные экземпляры с некоторой долей интерактива: нужно рисовать, печатать на пишущей машинке, играть на музыкальных инструментах или звонить по телефонному аппарату. В правом углу экрана всегда под рукой у игрока имеется наглядный и удобный инвентарь, куда помещаются предметы, необходимые для дальнейшего прохождения уровня — если что-то еще осталось неиспользованным, скорее всего, самое время поискать им применение. При этом практически все представленные в серии задания безукоризненно логичны, и попасть в безвыходную ситуацию крайне проблематично: несмотря на изобилие непростых головоломок, имеющихся в нашем распоряжении данных всегда хватит для успешного решения, если немного пораскинуть мозгами.

Однако здесь есть одно «но». В самом начале знакомства с играми Ржавого Озера стандартной логики может оказаться недостаточно. Например, где взять соус табаско для нужного нам рецепта коктейля? Может быть, в носовых полостях висящего на стене черепа оленя? А как достать заветный ключ? Конечно, полоснув ножом высунувшуюся из шкатулки человеческую руку! В этом абсурдном мире все не то, чем кажется, и все кажется не тем, чем является на самом деле. Но, привыкнув к безумным «закидонам» странного места за гранью сна и яви, вы в скором времени с удивлением обнаружите, что и в таких задачах можно обнаружить свою извращенную логику. И в тот момент, когда вы начнете ее по-настоящему понимать и видеть закономерности там, где их быть не должно, – всё, пиши пропало. Ведь это означает, что вы окончательно и бесповоротно попали на крючок мистера Филина и будете как одержимый проходить одну часть за другой в попытке найти ответы на многочисленные неназванные вопросы, щедро разбросанные тут и там. Что это за озеро? Почему у людей головы животных? Чем черный куб отличается от белого? Реальность ли все это, воспоминание или галлюцинация? Никто не даст вам четких ответов, Вы должны узнать все сами. Это самый главный пазл серии, и самый сложный. И тут мы подходим к главному…

Любая игра под тайтлом Cube Escape или Rusty Lake сама по себе является полноценной добротной головоломкой с интересными загадками, необычным и запоминающимся визуалом и атмосферным саунд-дизайном. Каждую из них можно пройти, вообще не вникая в то, что и почему происходит на сценарной периферии, и при этом остаться вполне довольным таким прохождением. Но в конечном итоге главной особенностью, отличающей Ржавое Озеро от других схожих проектов, является, не побоимся этого слова, уникальная для подобного формата подача нарратива и построение сюжета, который тут не только есть, но и может заткнуть за пояс пару сезонов Lost.

Все дело в том, что создатели игры Робин Рас и Маартен Луис — огромные фанаты творчества Дэвида Линча, и в особенности культовой вселенной «Твин Пикс», которая, как известно, отличается весьма запутанным сценарием, богатым символизмом и широким простором для различных спекуляций и интерпретаций. И вот однажды им в голову пришла замечательная идея: а что, если сделать свой собственный «Твин Пикс», только в виде серии небольших point-and-click-игр с ориентацией на крохотный бюджет и сжатые сроки выпуска глав, в которых ставка будет делаться на визуальное повествование и разветвленную сеть гиперссылок между частями? Так постепенно начала выстраиваться по кусочкам нелинейная история Ржавого Озера, охватывающая несколько веков и полная насилия, тайн и поисков эзотерических истин.

Все игры серии при детальном рассмотрении неразрывно связаны между собой общими сюжетными линиями и персонажами, но найти эту связь с ходу бывает не так-то и просто. Хронологический порядок выхода глав нарочно не соответствует последовательному таймлайну вселенной, предлагая погружаться то в прошлое, то в будущее, то вовсе в детские воспоминания или чертоги разума главных или второстепенных героев. При этом серия изобилует богатым символизмом и любовно выпестованной уникальной мифологией, опирающейся на алхимию, оккультизм, психологию и массу тематических и общекультурных отсылок, от живописи эпохи Ренессанса до классики паган-хоррора, и демонстрирующей безграничный кругозор ее авторов. Каждая новая игра дает пытливому исследователю некоторые ответы и намеки на смысл происходящих в предыдущих частях событий — и оставляет еще больше вопросов, заставляя сопоставлять и сравнивать, составлять разветвленные генеалогические древа и восстанавливать хронологию случайных, на первый взгляд, совпадений. И это работает просто здорово! Создается впечатлению, что нам порционно скармливают запутанный мистический сериал с нелинейным повествованием в духе «Тьмы» или недавнего «Архива 81». И вот ты с нетерпением ждешь новой серии, которая подтвердит или опровергнет выдвинутые ранее выводы и предположения и подарит еще пару часов пребывания в этом жутком, но уже таком родном мире за гранью привычной логики и здравого смысла.

Как вы уже, наверное, поняли из всего вышеописанного, раскрывать сюжетные ходы Rusty Lake — задача неблагодарная и даже вредная. Поэтому в рамках статьи ограничимся следующими общими и более-менее очевидными тезисами.

Все началось в далеком 1796 году на Райском Острове посреди Ржавого Озера, где обосновалось консервативное аристократическое семейство Эйландеров с довольно специфическими семейными традициями (Rusty Lake: Paradise). Произошедшие на острове события предположительно явились триггером для появления черных и белых кубов, которые являются неким аналогом алхимического философского камня и хранилищем памяти и души различных субъектов. Кубы впоследствии будут появляться в каждой новой части и иметь ключевое значение для общего развития сюжета. Тогда же на свет появляется главный антагонист серии.

Далее серия делает крюк в сторону другого генеалогического дерева, на этот раз семейства Вандербумов (Rusty Lake: Roots), и охватывает период с 1800 по 1935 год. Без пугающих чудес, жестоких убийств и пресловутых кубов тут тоже не обошлось. Да и связь с вышеупомянутыми Эйландерами имеется.

Эти две фамилии, особенно вторая, — альфа и омега вселенной Rusty Lake и будут встречаться вам повсеместно. А вот чтобы угадать, кто есть кто, кто кому кем является и за кого мы играем в той или иной конкретной главе, порой нужно изрядно постараться.

Новейшая же история Ржавого Озера берет начало с загадочного убийства Лоры Вандербум (потомка той самой семьи Вандербум) в 1971 году и оперативного расследования обстоятельств ее гибели детективом Дейлом Вандермером (Cube Escape: Case 23). Запутанное дело проходит красной нитью через несколько частей серии и приводит Дейла к следам того самого Ржавого Озера и построенного на месте Райского Острова отеля. А в конечном итоге — к событиям самой одиозной на данной момент игры тайтла, Cube Escape: Paradox, вышедшей в 2018 году. И она заслуживает отдельного внимания.

Все дело в том, что по мере роста популярности и возникновения устойчивой фанбазы разработчики стараются делать каждую новую часть чуть лучше и больше предыдущей. В Paradox это вылилось в неожиданную коллаборацию с независимым режиссером хоррор-короткометражек из Чехии (и другом детства одного из разработчиков), который снял по мотивам «Парадокса» 20-минутный фильм с живыми актерами, идеально попав в тягучую галлюциногенную атмосферу сериала, а также несколько видеоотрывков, использующихся в самой игре. Короткометражка не просто экранизирует события игры, но гармонично дополняет ее, давая важные подсказки и даря непередаваемый опыт погружения. Совмещение классической рисованной графики с живым видеорядом по итогу оказалось крайне удачным экспериментом, который закрепил успех серии и привлек к проекту еще большую аудиторию.

Но студия решила не почивать на лаврах и продолжила эксперименты. В ноябре 2022 года вышла последняя на данный момент часть этой сумрачной саги — The Past Within, в которым нам предлагают продолжить изучение страшных фамильных тайн семьи Вандербум в формате… кроссплатформенного кооператива! Одному игроку предстоит разгадывать загадки прошлого, а другому – тайны будущего. И только коллега из другого времени способен помочь пройти дальше. Такой необычный формат — несомненно, большой риск, что автоматически отметает часть аудитории, но при этом одновременно и позитивный индикатор того, что студия Rusty Lake остается верна себе и продолжает искать новые интересные формы самовыражения вопреки всяческим предрассудкам и формальностям, а удивительная история этой неповторимой вселенной раскрывается с новой, доселе невиданной стороны. Подробный обзор на The Past Within мы опубликуем уже в следующем выпуске DARKER, не пропустите!

А на этом мы завершаем наш краткий обзор вселенной Ржавого Озера. Мира, полного мрачных загадок, мистических откровений, пугающих существ и абсурдных деталей. Пространства фантомов и грез, где нашли воплощение гротескные фантазии в духе Дэвида Линча, со своими Черным Вигвамом и Бобом, и семейные драмы в стиле «Санта-Барбары». Само его существование — парадокс, коими в достатке изобилуют местные сюжетные повороты. Простой мобильный escape-room-квест, переросший себя и, словно следуя безумной логике своего мира, видоизменившийся в нечто совершенно иное, нечто большее. Возможно, когда-нибудь мы сможем разглядеть его истинный облик в финале этой странной саги о внутренней тьме и бессмертии души. Но это уже совсем другая история.

Помните, как говорил Бродский: «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку»? Так вот, забудьте. Пора начинать искать выход.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Тыква 05-01-2023 08:23

    Расти лейк отличная игра, даже странно что обзор на неё появился только сейчас. Фанатов у неё много. Паст вивин вот только подкачала - рушится вся атмосфера с этим соцсоревнованием.

    Учитываю...