Музыка — одна из форм искусства, с помощью которой человек отражает свои чувства, мысли, жизненный опыт. Можно ли ограничить творчество и запретить индивиду использовать определенные паттерны? Формально да. Но внутренний запрет поставить не может никто, кроме самого автора, выстроив систему личных табу. Несмотря на это, огромное число творцов с головой уходят в процесс создания, чтобы выразить себя и обойти эти самые табу, сжечь своих духовных идолов и стражей личного королевства морали.
Помимо этого, рамки бывают и внешними. В разные исторические периоды во многих странах определённые группы людей стремились проводить жесткую и не очень цензуру по отношению к творцам, особенно акцентируя своё внимание на музыкантах, чей способ самовыражения наиболее сильно влияет на людей ввиду единения в песнях и живых выступлениях музыкальной, текстовой и визуальной составляющих. Если к своему или чьему-то другому произведению искусства применять навыки маркетинга и психологии, из него можно сделать очень мощное оружие, захватив умы людей. Дуэт «Грот» в своей песне «Стирательный обряд» добавил точный скит (интерлюдия в хип-хопе):
— Музыка — это ужасная вещь. Что она такое? Что она делает?
— Она возвышает душу.
— Возвышает душу? Полная чепуха! Когда оркестр играет марш, это возвышает вам душу? Нет, это заставляет вас маршировать. Когда вы слышите вальс, вы танцуете. Когда слышите мессу — идёте к причастию. Сила её воздействия зависит от душевного состояния композитора. У слушателя нет выбора. Это как гипноз.
Касательно не использования, а просто ограничений достаточно вспомнить, как в Средневековье церковь запретила использовать музыкальный интервал (тритон), поскольку святым отцам казалось, что этот звук способен вызвать всякую нечисть или даже самого Дьявола. Тем, кто не знает, как тритон звучит, советуем послушать группу Black Sabbath, а конкретно их одноименный трек — вступительный рифф и есть тритон. Также нельзя не вспомнить нападки ревностных католиков на Led Zeppelin, Элиса Купера и прочих, обвиняя музыкантов в поклонении Сатане. Цеппелинам досталось за то, что в их песнях, проигранных задом наперед, слышны хвалебные речи Повелителю Тьмы. Кому пришло в голову крутить плёнку или пластинку в обратном направлении, непонятно, однако научный факт — человеческий мозг не в состоянии распознать инвертированную речь, так что в данном случае 1:0 в пользу науки. Но шутки ради предоставим возможность послушать эту версию прямо здесь. Элис Купер же в одном из интервью прямо говорил, что его псевдоним (настоящее имя музыканта — Винсент Фурнье) — это имя давно умершей ведьмы, с которой он заключил договор, а одним из условий стало использование ее имени. Тут стоит отметить интересный момент: Элис — это женское имя, которое на русский язык переводится как Алиса. Шутил Купер или говорил правду по принципу «хочешь спрятать — положи на самое видное место», узнать невозможно, но интересен сам факт.
Некоторые музыканты подвергались серьёзным нападкам религиозных фанатиков, поскольку использовали сатанинские символы, однако обошлось без тяжелых последствий. Например, Venom или Slayer. Последние — вообще отдельная история, поскольку басист/вокалист группы Том Арайа убежденный католик и весь этот слэеровский «сатанизм» называет элементом шоу и ничем более. По «мамкиным сатанистам» прошелся и упомянутый выше Купер в фильме «Путешествие металлиста».
Часть же групп и проектов используют музыку и стиль как способ бунта против устоявшихся общественных норм и религиозных догматов, поскольку именно через них зачастую и происходит ущемление прав и свобод. Например, некоторые течения ислама в принципе запрещают играть на музыкальных инструментах; другие же жестко карают за сочинение «темной» музыки. Такие группы как Al-Namrood, Seeds Of Iblis, Janaza выступают против этого, как и против главенства религии, порой не стесняясь сжигать Коран. И блюдут анонимность они не потому что это труЪ, а потому что реально могут лишиться головы за свое творчество, ибо живут в странах с очень жесткими законами. Или жили, поскольку в настоящее время Al-Namrood перебрались в Канаду, а «Семя Иблиса» и «Джаназа» с некоторых пор вызывают подозрения относительно того, действительно ли находятся в Ираке. Антиисламские и просто метал-банды существуют и в других странах, и лучше им не попадать в тот же Иран, ибо за любовь даже к простому хэви-металу можно угодить за решетку. Тем не менее метал-музыка там существует, хотя про местных артистов с радикальными взглядами известно немногое, поскольку сцена либо находится в глубочайшем андеграунде, либо ее не существует вовсе, поскольку вызывать таких музыкантов в суд, как пана Дарского из Behemoth, никто не будет. До сих пор, кстати, остается открытым вопрос, депортировали группу из России в 2014-м за неправильно оформленные визы (хотя паны не первый раз приезжали в РФ) или же есть религиозная подоплека, ибо тур назывался «Russian Satanist». Некоторые концерты отменили именно по второй причине, однако только концерты — самих музыкантов из городов не выгоняли. Например, во Владивостоке поляки вместо выступления провели открытую встречу с фанатами в одном из местных баров. Кстати, «Бегемот» — а именно так и нужно произносить название на русском, о чём в одном из интервью сказал сам лидер группы — почти все свое творчество строят на религиозном фундаменте, обращаясь к шумерской мифологии и тамошним богам, к Телеме, к открытому антихристианству вперемешку с сатанизмом или же к христианству гностическому. Из-за последнего едва различимый, но общий вайб ощущается как у поляков, так и у более ортодоксальных блэкеров из Mephorash, о которых немного написано в нашей статье про оккультный блэк-метал. А апогеем «темной схоластики» поляков стал невероятно популярный трек «Bartzabel».
Богоборческой позицией отличается львиная доля BM-групп, а во времена развития второй волны норвежского блэка парни отжигали в прямом смысле, спалив несколько церквей, чем нанесли непоправимый ущерб культурному наследию Норвегии. К слову, BM — аббревиатура от Black Metal, если кто не знает. Хотя в этом куда больше социального подтекста, чем религиозного, поскольку такие группы, как Satyricon, Carpathian Forest или Burzum выбрали религию мишенью и способом выразить свой протест против устоев того времени. Но есть и другие. Например, Watain, чье творчество носит более… мистериальный, нежели просто артистический характер. Группу, с одной стороны, считаю кем-то вроде клоунов среди поклонников «черного метала», а с другой… эти шведы сделали то, чего в свое время не смогли Mayhem — поставили BM на коммерческие рельсы, используя в том числе и мерч с атрибутикой. За что, собственно, и нелюбимы многими, ибо, по мнению приверженцев стиля с определенным образом мышления, быть труЪ — это когда днем продаешь хот-доги, а по ночам играешь свой блэк-метал, но ни в коем случае не зарабатываешь им. Примерно так выразился гитарист норвежской банды Keep Of Kalessin, когда его спросили, зачем группа полезла на «Евровидение».
Но вернёмся к религиозной составляющей стиля. Начинался блэк-метал (речь сейчас о второй волне, ибо первая с точки зрения музыки была обычным трэшем, пусть и грязным) как обычный подростковый бунт, на знамя которого водрузили козлиную голову и перевернутый крест, потому что «не такие, как все». Но время шло, умы зрели, и стиль преображался, обретая идеологический фундамент, в состав которого плотно вошла именно религия, став едва ли не «раствором». Живые выступления «Black Mass In Krakow» Gorgoroth, Watain’овский «Opus Diaboli» и «In Absentia Dei» Behemoth — это настоящие мессы или ритуалы, поскольку ежедневно такие мероприятия не проводятся… Хотя факт их записи на DVD и допускает возможность назвать выступления мессами, ибо есть возможность «принять в них участие» в любой момент, причастившись таким образом к музыкальному обряду. К этим группам просто по музыке, без всяких видеозаписей, можно добавить австрийский Belphegor и украинский Lucifugum, творчество которых как лента на факел наматывается на дьяволо- или бесопоклонство. Первые «работают» в классическом ключе европейской демонологии (особенно в поздний период творчества, начиная с 2014 года), где центральная роль отводится процессу одержимости человека демоном, в то время как вторые куда больше напоминают веретников от мира музыки. Веретничество — это колдовская традиция, напрямую связанная с церковью. Сместившись чуть западнее, мы попадем во Францию, где менее известные среди адептов тяжелой музыки, но не уступающие по силе исступления и экстазу живые ритуалы проводят такие формации, как Darvulia, Malhkebre и Sektarism. Эти три группы составляют ядро организации «Апостолы Бесчестья» (The Apostles Of Ignominy). Это едва ли не настоящие религиозные фанатики, проводят закрытые служения в прямом смысле, где и раскрывается вся суть их философии: самоуничижение, страдание и подчинение, т. е. чувство вины возводится в культ. Участники Malhkebre в своем интервью в честь выхода альбома Revelation сами так прямо и сказали: «Таково наше учение, цель которого — поиск возвышения и спасения через унижение и подчинение». Полную версию интервью, если кому интересно, можно найти на tumblr.com, но перевода нет — все на английском.
Если кто-то решил, что блэк-метал представлен лишь «воинами Тьмы», то это не так. Еще в 90-х внутри самого BM зародился противоборствующий подстиль под названием unblack, а по факту христианский «черный метал». Протест в протесте, так сказать. Самыми известными группами являются Horde из Австралии и норвежцы Antestor. Последние не просто умудрились сколотить группу в мировой столице блэк-метала, но еще и издать свой второй альбом на Cacophonous Records, лейбле, который работал с симфо, но все-таки блэком. По слухам, продюсер не знал об идеологической направленности группы, поскольку играли Antestor трушно, рычали еще трушнее, а что именно рычали, никто и не вслушивался. Когда же работа была готова, сотрудники «Какофонуса» таки вчитались в тексты в буклете, после чего можно было вызывать пожарных, дабы потушить горящие задницы. Группа не получила ни цента за альбом, который все-таки выпустили по экономическим соображениям, однако показала, что не пальцем делана, прославляя имя Господа среди кучи оголтелых и радикально настроенных сатанистов. Повторим, что это слухи, а как было на самом деле, знают только сами участники группы да продюсеры. Ознакомиться с творчеством норвежцев рекомендуем настоятельно, поскольку их песни не уступают идеологическим противникам по мощи и запалу, а то и превосходят и, затыкая за пояс Ildjarn’а, что в больше степени относится к Horde.
Религия является важной частью человеческого общества, влияя на все процессы жизни: политические, экономические и даже культурные, в последнем случае становясь как основой духовных ценностей музыкантов, так и просто безграничным источником вдохновения подобно истории или легендам прошлых эпох. Мы не оцениваем и не собираемся оценивать это влияние — лишь отмечаем и изучаем сам факт внутри одного конкретного стиля метал-музыки.
Комментариев: 0 RSS