DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

НЕ ГОВОРИ НИКОМУ

Школьные годы чудесные

Сентябрь — это не только горящие костры рябин, Шуфутинов день на просторах интернета и плачущий убийца, который не смог иначе. Это еще сезонный переходный период, буферная зона между ушедшим летом и наступающей осенью. Сентябрь способен как порадовать приятной теплотой бархатного сезона и бабьего лета, так и пролиться на землю грозовыми ливнями. А еще это выстроившиеся в шеренги дети и подростки, с неизменным «белый верх, черный низ» марширующие на первые звонки и первые уроки.

Школа — неизменный этап в жизни практически любого человека. Можно по-разному относиться к данному периоду, но отрицать его значимость в судьбе было бы попросту глупо. И когда, как не в сентябре, пусть даже во второй его половине, вспомнить чудесные годы, проведенные за партой, — или же фильмы ужасов, сюжеты которых вращаются вокруг скучных уроков, выпускных балов, домашних заданий, контрольных работ и прочих атрибутов школьной жизни.

Готовьтесь, звонок вот-вот прозвенит…

Кошмар на улице Вязов

Разумеется, начать тему следует с франшизы «Кошмар на улице Вязов». Главными действующими лицами этого цикла (за исключением харизматичного призрака-убийцы Фредди Крюгера, разумеется) в подавляющем большинстве случаев становятся подростки. А подростки — они не только пьют, курят, сношаются и умирают зрителю на потеху, но еще и ходят в школу.

Конечно же, сюжеты всех фильмов не акцентируются исключительно на учебном процессе, но несколько запоминающихся сцен в интерьерах класса все-таки есть. В первой части Нэнси Томпсон засыпает на уроке и видит во сне не только мертвую подругу, но и дежурного в образе убийцы из сновидений. Вторая вообще открывается потрясающей сценой поездки на школьном автобусе. В третьей акцент сместили на другое муниципальное учреждение — психиатрическую лечебницу, но уже в четвертой части герои вновь вернулись за парты.

В том или ином виде учебное заведение присутствует практически в каждой серии франшизы, за исключением разве что постмодернистски концептуальной седьмой. Даже ремейк 2010 года не избежал данной участи, не постеснявшись, среди прочего, окунуться еще и в детсадовские воспоминания.

Школьный бал (Выпускной)

Спустя два года после выхода культового уже «Хэллоуина» Джейми Ли Кертис вновь примерила на себя роль «королевы крика» в очередном подростковом слэшере. На этот раз им стал фильм «Prom Night», который локализаторы переводят то как «Школьный бал», то как «Выпускной».

Сюжет, хоть и строится вокруг важного в жизни каждого подростка события, являет собой вариацию истории, которая много позже станет известной как «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Игра в прятки на территории заброшенного здания приводит к трагической гибели одного ребенка. Оставшиеся, осознавая степень своей вины в произошедшем, договариваются молчать об этом инциденте. Но спустя несколько лет, как это обычно бывает в хоррорах, аккурат в ночь бала, кто-то начинает кровавую резню из соображений мести.

«Выпускной» хоть и не достиг запредельных высот популярности, но сумел породить несколько продолжений, а впоследствии удостоился и ремейка. Сиквелы не имели с оригинальной картиной ничего общего, кроме места действия — старшей школы имени Александра Гамильтона. Например, в четвертой части резню устраивал сбежавший из-под охраны психически неуравновешенный священник, который словом божьим и колюще-режущими предметами нес высокие стандарты нравственности и морали в массы.

Но куда как интереснее вторая и третья части, связанные общим персонажем — королевой бала Мэри Лу Малони. В сиквеле дух погибшей в результате неудачного розыгрыша Мэри Лу вселяется в тело другой девушки через проклятые платье и диадему. Но в триквеле Мэри Лу сама сбегает из ада и возвращается в мир живых, чтобы закрыть гештальт, стать наконец-то той, кем не успела при жизни — королевой школьного бала. В процессе, разумеется, появятся неизбежные жертвы из числа тех, кто стоит на пути к мечте.

Кэрри

Неудачные розыгрыши на школьном балу заканчиваются «гибелью больших человеческих жертв» не только в «Выпускном». Аналогичная история и у первого опубликованного романа короля ужасов Стивена Кинга «Кэрри». В нем рассказывается о школьной замухрышке, воспитываемой глубоко религиозной матерью-одиночкой. В какой-то момент девушку берут под свое крыло более популярные одноклассницы, помогая ей раскрыть свою женственность и даже завести знакомство с парнями. Но истинная суть этой дружбы — жестокий розыгрыш с обливанием свиной кровью на выпускном, где Кэрри объявили королевой бала. После этого у девочки щелкает тумблер и просыпаются неконтролируемые паранормальные способности, что оборачивается натурально кровавой баней.

Роман был трижды экранизирован, включая телефильм 2002 года — первая попытка Брайна Де Пальмы даже обзавелась ненужным сиквелом, являющимся отдельным произведением, почти никак не связанным с детищем Кинга. Сама фабула прочно вошла в поп-культуру, став расхожим штампом — образ залитой кровью девушки в бальном платье в приличном обществе так же узнаваем, как японская девочка с черными волосами и в белом платьице. Учитывая хронологию выхода книги и экранизации, можно не сомневаться, что смерть Мэри Лу из предыдущего блока вдохновлена неудачной социализацией Кэрри.

Класс 1999

Проблемы отвратительного воспитания молодежи, позволяющей себе подобные розыгрыши и ни во что не ставящей традиционные ценности старшего поколения, беспокоили творческие умы уже давно. В 1990 году выходит фильм сценариста и режиссера Майкла Лестера — к тому времени он подарил человечеству еще одну экранизацию Кинга «Воспламеняющая взглядом», а также боевик «Коммандо», а позже еще и «Разборки в маленьком Токио».

Набрав таким образом творческого веса, товарищ Лестер выпускает фантастический боевик «Класс 1999» — своеобразный ремейк и сиквел более ранней своей картины «Класс 1984». В нем рассказывается об обычных школьных буднях в недалеком будущем. Подростки того времени мало времени тратят на учебу, предпочитая заниматься разборками «банда на банду» и контролировать свои районы города вместо полицейских. Чтобы вразумить нерадивых чад, места преподавателей занимают перепрограммированные военные роботы с лицами Пэм Грир, Малкольма Макдауэлла и Патрика Килпатрика. Непослушание подростков приводит ко все более серьезным контрмерам, что в итоге выливается в полноценную войну между малолетними преступниками и военными механизмами.

«Класс 1999» — это характерная для того времени депрессивная фантастика о том, как общество постепенно разваливается и деградирует. Несмотря на теплый прием, лента не стала кассовым хитом, но смогла отбить вложенные деньги продажами на носителях — запоздалый успех позволил запустить в производство очередной никому не нужный сиквел.

Виселица

В стенах одной-единственной школы развиваются события мокьюментари «Виселица». Группа товарищей отправляется ночью в актовый зал, чтобы испортить реквизит грядущей театральной постановки. К данному произведению некоторые из местных жителей испытывают крайне негативное отношения, считая его проклятым. Все дело в том, что двадцать лет назад, во время аналогичного выступления, на подмостках был по-настоящему повешен один из участников. Логично предположить, что дело в очередном неумелом розыгрыше, но официальная версия звучит иначе: несчастный случай, вызванный неисправностью реквизита.

Впрочем, суеверным горожанам на мнение экспертов глубоко наплевать. Долгое время пьеса так и пылилась непоставленной, но аккурат на двадцатилетие инцидента руководство решается дать ей второй шанс. Не всем это по нраву, поэтому часть старшеклассников желает сорвать премьеру. Разумеется, за ними начнет охоту то ли дух неупокоенного актера, то ли некто из плоти и крови, но со своими тайными мотивами.

При скромном бюджете фильм, как это иногда бывает с «найденными пленками», неплохо заработал в прокате. Тем не менее перерасти в полноценную франшизу так и не удалось — спустя четыре года вышел менее успешный сиквел. Речь в нем также шла о проклятой пьесе, но действие было перенесено в другую школу, а от подачи материала в стиле псевдодокументалистики создатели отказались. На этом, надо полагать, история неудачной постановки и закончилась — если, конечно, через двадцать лет ее не решат реанимировать ремейком.

Непристойное поведение

Тихо плещется вода,
«Голубая лента»
Принимает иногда
Нового студента.

Примерно такой перепевкой знаменитой песни «Из вагантов» можно охарактеризовать сюжет фильма «Непристойное поведение» 1998 года с Джеймсом Мардсеном, Кэти Холмс и Ником Сталом в главных ролях. После суицида старшего брата главный герой вместе с семьей перебирается в уютный городок на уединенном острове. Ученики местной школы, как водится в нормальном коллективе без четкой субординации, делятся на несколько субкультурных групп, среди которых эталонным стремлением к успеху выделяется клуб «Голубая лента».

Вольнолюбивый герой заводит дружбу с местными неформалами-наркоманами, пока однажды не становится свидетелем невообразимого и резкого изменения в поведении одного из новых друзей. Разумеется, за всем этим стоит «Голубая лента», а точнее программа корректировки поведения за авторством местного психолога. При помощи вживляемого в голову чипа подростки становятся более целеустремленными, более сдержанными и сосредоточенными, в то время как бунтарский дух полностью улетучивается.

Увы, ни добротный роковый саундтрек, ни актерский состав, ни горячая любовь некоторых поклонников жанра не смогли обеспечить картину достойными сборами и высокими оценками. Поэтому «Непристойное поведение» не получило в дальнейшем продолжения, несмотря на то, что финал вполне предрасполагал к этому. Но, может, оно и лучшему — теплую ламповую атмосферу оригинала ничем не испортить.

Факультет

Закончить обзоры школьных хорроров хотелось бы, пожалуй, самым ярким и удачным образчиком данного направления — научно-фантастическим фильмом ужасов Роберта Родригеса «Факультет». Выйдя на месяц позже «Непристойного поведения», кино отбило в прокате кассу и позволило авторам заработать, но не так баснословно, как им хотелось бы. Зато оно стало трамплином для карьеры Джорданы Брюстер и Джоша Хартнетта и укрепило позиции Элайджи Вуда как молодой звезды. Компанию юным актерам составили такие мастодонты, как Сальма Хайек, Роберт Патрик, Пайпер Лори и Фамке Янссен.

По сюжету среднестатистическая школа где-то в Огайо подвергается нашествию инопланетных монстров. Они в лучших традициях жанра подменяют настоящих людей малоэмоциональными копиями, подчиняясь единому роевому разуму. Череда загадочных событий заставляет объединиться разношерстую компанию школьников, которые в иных обстоятельствах друг с другом писать контрольную в одном классе ни за что не сели бы.

«Факультет» филигранно балансирует на грани комедии, обсуждая устами своих персонажей законы жанра — все по заветам постмодернизма и второго «Крика». Возможно, некоторая вторичность вкупе с самокритичной иронией и сгубили кассовый потенциал фильма, не позволив тому перерасти в полноценную франшизу. Впрочем, кино стало культовым, а таким продолжения зачастую и не нужны.

***

В рамках одного краткого обзора никак не получится затронуть все подходящие по теме произведения. За бортом оказались ленты и сериалы о закрытых интернатах и частных школах (вроде «Закрытой школы»), об узкоспециализированных учебных заведениях («Суспирия»), ужастики, затрагивающие тему лишь вскользь («Крик» и иже с ним). И это если не обращать взор на восток, где Обычные Японские Школьники денно и нощно сражаются против зла во всех его проявлениях, включая сверхъестественные и паранормальные (отличный аниме-сериал «Иная», к примеру).

Но это хороший повод дать читателям журнала домашнее задание: вспомнить свои любимые фильмы ужасов про школу. А на сегодня все, урок окончен, до свидания.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)