DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

«Темные медиа» Юджина Такера в контексте мирового культурно-философского дискурса

Что такое «темные медиа»? Теоретики темных медиа вдохновляются готическими веяниями в культуре, аномалиями в биологии и физике. Термин «темные медиа» уже закреплен в научном сообществе — но необходимо прояснить, в каком именно аспекте проявляется их «темнота». Этим мы и займемся.

Что такое темные медиа?

Темные медиа — это гипотетические передатчики информации, которые являются связующим звеном между реальностью и сверхъестественным. Подробно их рассмотрел американский философ, профессор Новой школы Юджин Такер. Раннее историей вопроса занимались другие философы-культурологи, такие как Вальтер Беньямин, Гарольд Иннис и другие, но классифицировал темные медиа объяснил этот феномен на популярном уровне — жанре хоррора в литературе и кинематографе — именно Юджин Такер. Именно Такер, наряду с Тимоти Мортоном их последователями, работающими в рамках спекулятивного реализма и объектно-ориентированной онтологии, по праву считаются теоретиками темных медиа. Все они, как говорилось ранее, вдохновляются готикой в культуре, аномалиями в биологии и физике. Анализ медиа здесь выступает в качестве побочного продукта работы над философскими трудами.

Классическим примером темных медиа является кассета VHS в японском «Звонке», которая является связующим звеном реального и потустороннего миров. Благодаря кассете антагонисту Садако Ямамуре удается убить тех, кто смотрел ее.

Другие популярные примеры приведены Юджином Такером в труде «В пыли этой планеты»: машина, излучающая ультрафиолетовые волны из рассказа «Извне» Г. Ф. Лавкрафта; кинотеатр «Метрополь» в фильме «Демоны» Ламберто Бавы; аудио- и видеосъёмки из фильма «Полтергейст» Тоуба Хупера.

Юджин Такер в труде «Dark Media» пишет, что цель темных медиа — посредничество в ирреальной среде, которая находится за пределами человеческого понимания. В массовой культуре это успешно реализуется в хоррор-фильмах, где темные медиа проливают свет на то, что скрыто от людских глаз. Отличительная особенность темных медиа заключается в ликвидации непреодолимого разрыва между опосредованными объектами. В качестве примеров темных медиа Юджин Такер также проводит философские учения Августина Аврелия, Иммануила Канта и Жоржа Батая; классиков литературы жанра «Ghost Stories» Элджернона Блэквуда, Шеридана ле Фаню и Уильяма Ходжсона; кинокартины режиссёров Кеннета Энгера и Киёси Куросавы. Юджин Такер считает, что мистические рассказы могут по праву считаится тёмными медиа, потому что они размывают границу между реальным и ирреальным и обнажают границу восприятия и знаний человека.

Юджин Такер предложил следующую классификацию темных медиа:

мертвые (превратившиеся в обыденные технологии; например, фонарь, ставший символом проекции)

одержимые (способные оказывать эзотерическое влияние на людей; например, виртуальные кладбища и теории заговора)

потусторонние (существующие в реальности в пассивной форме; например, философские доктрины и объекты исследован нейронауки)

Как возникают темные медиа? Парадокс в том, что они возникают в той культурной среде, где, казалось бы, все прозрачно и объяснимо. Границы темных медиа не определены. Но эта неопределённость имеет организационный, или структурный характер, потому что не позволяет закончить логическую цепочку. Ещё одним примером темного медиа является цвет как качественная характеристика предмета: цвет большинства объектов можно определить без труда, но невозможно сосчитать точное количество объектов в мире с таким же цветом.

К слову, Юджин Такер был не первым, кто исследовал данный вопрос: некоторые философы до него уже делали это, но изучали вопрос не так обширно и глубоко. Философы-культурологи изучали взаимодействие ясных и темных медиа в трех аспектах:

  1. Введение понятия контроля как посредника между ясным и темным медиа (Беньямин и Абрамс)
  2. Проблема корреляции ясного и темного медиа (Рипль, Иннис)
  3. Вопрос о позиции вненаходимости в логике культуры (Онианс и Маклюэн)

Ниже будет приведено трёхплановое видение темных медиа разными исследователями с соответствующими примерами, но следует понимать, что из истолкование вопроса более абстрактно и размыто, чем у Юджина Такера, поскольку ещё не была так, как современном мире, развита хоррор-культура, наглядно объясняющая феномен темных медиа.

Темные медиа в литературе. Вальтер Беньямин и Мейер Абрамс

Вальтер Беньямин — немецкий философ, литературный критик и эссеист, который, по словам Катрин Перре, французского философа искусства, дополнял искусства такими характеристиками, которые заменяют измерение времени. Так, человечество и до него знало, что фотография устаревает, но именно Вальтер Беньямин ввёл термин «тиражность», то есть светлое, ясное медиа, которое объясняет культурную логику.

Но уже в диссертации “Происхождение немецкой барочной драмы» (1928) философ писал о том, что, в отличие от драмы классицизма с конфликтами чувства и долга, в драме барокко есть конфликт власти и природы. «Темнота» заключается в том, что конфликт чувства и долга объясняется поведением действующих лиц, в то время как конфликт власти и природы до конца не определен, так как власть создаёт иллюзию контроля всего сущего, которую разрушает природа, создавая новые формы.

Мейер Абрамс, американский историк и теоретик литературы, в труде “Зеркало и лампа„ (1953) детально изучал поэзию XIX века и пришёл к выводу, что в поэтическом искусстве романтизма постепенно произошло смещение центрального образа. Вместо зеркала, обличающего действительность и требующего от автора творческого подражания, появилась лампа, которая превращает поэта в культурного предводителя и освещает путь. «Темнота» в данном случае связана с установлением связей между объектами и выражением собственного опыта.

Юлия Владимировна Иванова, доцент кафедры истории и методологии исторической науки, работала над коллективной монографией, посвящённой литературе эпохи Возрождения, где предложила рассматривать каждый важный культурно-философский период как темное медиа. Так, учение Платона «мертвое» с точки зрения современной эзотерики, труды Цицерона «одержимое» в контексте организации политических конфликтов, а «Библия» — «потусторонняя», явно проявляющаяся лишь в вопросе Божьего суда. Как получилось так, что главное медиа стало тёмным? Дело в том, что человек в стремлении сделать ясным главное медиа и превратить его в рациональный инструмент создаёт поле наивных и непредсказуемых интерпретаций, размывающее границы медиа.

Корреляция ясного и темного медиа. Вольфганг Рипль и Гарольд Иннис

Вольфганг Рипль, немецкий журналист и филолог, в 1913 году установил корреляцию ясного и темного медиа. Его тезис был поддержан Гарольдом Иннисом, профессором политической экономики Университета Торонто. Согласно теории Вольфганга Рипля, никакое постоянное средство сообщения информации не может обойтись без вспомогательного компонента. Отсутствие ассистирования влечет за собой искажение коммуникации. В широком смысла слова сообщением можно считать и космогонию, и денежный оборот. Тогда отсутствие банковской системы или энергии приведет к коллапсу в этих сферах.

В качестве примера Вольфганг Рипль приводил регулярную передачу сообщений в Древнем Риме, которая обеспечила стабильность в государстве на долгие годы. Реализовано это было в неоспоримой важной роли статуй и авгуров-жрецов при нарастающей популярности книг, то есть еще одного медиа. Гарольд Иннис предположил, что взаимодействие ясного и темного медиа поддерживает существование крупных коммуникабельных общностей, тоже приводя в пример Римскую Империю, имевшую развитую сеть дорог, которая поддерживала гражданское общество и военное преимущество страны. Однако в двух описанных позициях прослеживается противоречие: если для Вольфганга Рипля ассистирующее медиа ясное, способное поддерживать фунциональность главного, то для Гарольда Инниса оно темное, механизм работы которого трудно отследить.

Мир телесности и позиция вненаходимости. Ричард Онианс и Маршалл Маклюэн

Ричард Онианс, профессор латыни Лондонского университета, в труде ”О происхождении ментальных понятий„ (1935) исследовал телесный мир произведений Гомера и пришёл к выводу, что неидеальный поэтический язык не затруднял функционирование ясного и темного медиа. Ричард Онианс в качестве примера приводил два слова, которые гомеровские герои использовали для медиа мысли, — френ (грудная клетка) и тюмос (дым или некая жидкость). Их взаимодействие таково, что дыхание воздуха оживляет мысль, которая переходит в действие благодаря дыму или жидкости, дающей человеку силу сражаться и возводить города. Маршалл Маклюэн, канадский культуролог и философ, предполагал, что поэмы Гомера создаются импровизированно, потому что полотно текста напоминает совмещение эпических отрывков, поэтических строк и литературных клише, таких как «Одиссей богоравный» или «добрый молодец».

Таким образом, разница между ясными и темными медиа подвижна: можно менять местами главные и вспомогательные медиа, но границы между ними все равно остаются размытыми, какой бы компонент ни оказался «тёмным». Зарождение тёмных медиа можно проследить при диахроническом исследовании культурно-философских явлений от эпохи Гомера и Римской империи до XXI века. Возникнув в Античность, темное медиа развивается и адаптируется под окружающую действительность, но никуда не исчезает как незыблемый компонент мира телесности.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Karmotrin 22-09-2023 12:44

    Самая распространенная ошибка русскоязычных исследователей: отождествлять понятие медиа и понятие СМИ smile

    Учитываю...