DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Топот маленьких ножек

История эта началась в далеком 1988 году (а кто-то скажет, что даже чуть раньше), и она о том, как один человек оказался в нужное время в нужном месте. Этим человеком был Чарльз Бэнд, продюсер и режиссер, а нужным временем – видеобум конца 80-х, начала 90-х годов. Расцветала индустрия видеокассет и, соответственно, видеопрокатов. Количество выходящих ежегодно фильмов не могло полностью удовлетворить спрос на развлечения. Американские семьи быстро привыкли к тому, что каждый вечер их должна развлекать новая картина. И Чарльз Бэнд, только что переживший банкротство своей первой киностудии Empire Films (подарившей любителям хорроров «Трансеров», «Реаниматора» и «Извне»), понял, что «видеобум» – это новая золотая жила. План был прост, как и все гениальное – штамповать максимально дешевые фильмы в максимально короткий срок с максимально интригующими идеями и максимально завлекательными обложками кассет. Основные ингредиенты – секс, кровища и черный юмор. Казалось бы, что, кроме копеечного треша, можно создать с такими исходными данными? Для большинства кинодельцов ответ прост: ничего. Но не для Чарльза Бэнда и его Full Moon Productions. Ибо это было время чудес! Это было время культовых франшиз! Это было время «Повелителя кукол»!

Чарльз Бэнд стал, по сути, пионером в направлении, которое в наши дни популяризировал Джейсон Блум и его студия Blumhouse, а именно: берется концепт, на этот концепт выделяются деньги, и если деньги отбиваются, рождается франшиза по принципу «тех же щей – но побольше». Так что ноги у четырех «Судных ночей» и четырех «Астралов» растут из «Повелителя кукол» или, например, фэнтезийного вампирского ужастика «Подвиды». Не стоит, конечно, считать, что вся продукция Чарльза Бэнда – это чистое золото и шедевры. В погоне за деньгами он не гнушался и откровенным шлаком. Но первые части «Повелителя кукол» – это настоящий культовый феномен, и их мы сегодня будем прославлять.

Идея «Повелителя кукол» родилась из одного фильма, снятого еще на предыдущей студии Бэнда, Empire. Назывался он просто «Куклы» и мог похвастаться культовым режиссером (Стюарт Гордон), культовым продюсером (Брайан Юзна) и культовым актерским составом. Чем «Куклы» похвастаться не могли, так это успехом: они еле-еле отбили свой бюджет в 2 миллиона долларов. Но Бэнд, чувствуя, что идея «Незнакомцы попадают в жуткий дом, населенный куклами-убийцами» не исчерпала свой потенциал, решил воспользоваться ей для первого фильма, выпущенного под маркой Full Moon Productions. Чтобы избежать провала (и максимизировать потенциальную прибыль) Чарльз решил внести два изменения, которые изменят судьбу франшизы навсегда: во-первых, резко сократить бюджет (до 400 000$), а во-вторых, сделать дизайн кукол максимально интересным и привлекательным, чтобы, в случае чего, можно было изготовить на их базе серию игрушек и таким образом состричь еще больше купонов. Чутье его не подвело.

Первый «Повелитель кукол» начинается в 1939 году (но не привыкайте к этой дате), в калифорнийском отеле «Бодега Бэй». Старый кукловод, Андре Тулон каким-то образом научился оживлять свои куклы. За этим секретом охотятся (конечно же) нацисты. Предупрежденный своими маленькими друзьями, Тулон успевает спрятать кукол в чемодан, замуровать его в стене отеля и застрелиться, до того как немцы вломятся в его номер. Пятьдесят лет спустя, четверка экстрасенсов прибывает в «Бодега Бэй», чтобы встретиться со своим общим знакомым Нилом, который, возможно, открыл секрет «повелителя кукол». В полузаброшенной гостинице они встречают жену Нила, Меган, а также узнают, что их «коллега» застрелился. Конечно же, они решают остаться в отеле на ночь, чтобы разгадать тайну его самоубийства и найти-таки записки Тулона. И, конечно же, ночью по коридорам отеля начинают разгуливать ожившие куклы, убивая гостей одного за другим.

Первый фильм, однозначно, не является лучшим в серии. Чувствуется, что авторы не уверены, как привлечь потенциальных зрителей, поэтому в итоговый винегрет летит все: и детективная составляющая, и команда экстрасенсов, и куклы-убийцы, и, конечно, обнаженка и кровища. С одной стороны, это можно списать на относительную неопытность создателей, а с другой – это относительно неплохой вариант «прозондировать почву» и определиться, какие детали вызовут наибольший отклик у зрителя.

Главным элементом, конечно же, стали куклы. Несмотря на название, маленькие засранцы появляются в полуторачасовом фильме, суммарно, минут на 10. Этого хватает, чтобы представить каждую из будущих звезд. Главный, естественно, Клинок (Blade) – символ серии, стильный готичный маньяк с ножом и крюком, щеголяющий плащом и шляпой. Остальные куклы (Женщина-пиявка, Бурильщик, силач Пинхэд), в основном, играют свиту, но каждой из них достается собственная запоминающаяся сцена убийства одного из гостей.

Когда куклы не на экране, зрителей ждет много разговоров, много хождений по коридорам «Бодега Бэй», много-много флешбэков или «экстрасенсорных» видений, и просчитываемая на раз интрига с главным злодеем. По атмосфере «Повелитель кукол» напоминает, скорее, фильм про дом с привидениями с элементами слэшера. В финале куклы обращаются против своего «хозяина», оставляя в живых двух героев. Но привязываться к ним не стоит, ибо больше мы их не увидим.

Бэнд сделал правильные выводы из внезапного успеха «Повелителя кукол». Во-первых, он доказал, что издание фильма сразу на видеокассетах не просто не подрывает его финансовый потенциал, а способно принести прибыль. Во-вторых, куклы действительно стали хитом у зрителей, а значит, на них можно строить франшизу (и клепать игрушки). В-третьих, для этого нужно вложить немного больше денег. Кроме того, внезапная популярность «Повелителя кукол» стала отличным способом продвинуть свой личный «б(р)энд» (ха-ха, каламбуры!). Поэтому режиссер оригинального фильма Дэвид Шмёллер больше ни разу не поучаствует в развитии франшизы, а вся слава «создателя» достанется лично Чарльзу.

«Повелителя кукол 2» Бэнд доверил Дэйву Аллену, мастеру кукольных спецэффектов. Бюджет картины вырос почти вдвое, до 780 000$, чтобы включить в фильм как можно больше сцен с куклами. Вторая часть привносит важный элемент в сюжетную мифологию франшизы: нам покажут жену Андре Тулона, Эльзу, а также момент, когда египетский алхимик передает талантливому кукольнику секрет оживления (который, правда, будет меняться от фильма к фильму, но такие фортели – отличительная черта «Повелителя кукол» и любой другой малобюджетной длинной франшизы).

Действие сиквела вновь происходит в «Бодега Бэй». В отель снова прибывает команда экстрасенсов. На этот раз их цель – разгадать тайну сумасшествия и гибели главных героев предыдущей части. К середине фильма, на арену выходит старый/новый «Повелитель кукол», героев изобретательно убивают одного за другим, а в финале ожившие марионетки снова обращаются против своего создателя. Ничего не напоминает? Вот уж действительно, не надо чинить то, что не сломалось!

Отличием второй части ожидаемо стало более активное участие кукол. Мы встречаем их сразу же после начала, откапывающими гроб с останками Андре Тулона. Старую добрую компанию из первого фильма разбавляет новый член – «Факел», напоминающий солдата Первой мировой с огнеметом.

Часть старых кукол убивают. В частности, студия Paramount, ответственная за дистрибуцию сиквела на VHS, настоятельно потребовала убрать из сюжета «Женщину-пиявку», т.к. она «слишком мерзкая», и ее игрушку нельзя продавать детям. Т.е. маньяк в плаще, здоровяк-душитель, садист со сверлом вместо головы и киборг в кайзеровском шлеме, сжигающий людей заживо, дистрибуторов не смутили. Как и обилие секса в первой и второй частях. Дети прежде всего!

Также фильм несколько изменяет каноничный образ Андре Тулона. В большинстве фильмов франшизы он выступает, как положительный персонаж, или хотя бы антигерой. Непоколебимой остается его любовь к своим создателям. Здесь же Тулон (это не спойлер, с учетом начальной сцены на кладбище, в момент появления в отеле мумиеобразного господина в бинтах не догадается о его истинной личине только идиот) становится достаточно эгоистичным уродом, готовом променять дальнейшее существование кукол на достаточно перверсивную версию вечного личного счастья. За что и получает смачную смерть в конце.

Про других персонажей фильма говорить особо нечего – их задача смачно умереть от рук кукол. В финале снова выживает парочка условно главных героев, но про них франшиза, по устоявшейся уже привычке, больше не расскажет. Финальный «твист» с ожившим трупом, направляющемся в компании кукол терроризировать маленьких детишек тоже уведет в никуда. С другой стороны, от «Повелителя кукол 2» никто и не ждал шекспировских страстей и оскароносных актерских работ. От него ждали больше марионеток-убийц, больше обнаженки и больше увлекательного «мочилова» – Бэнд и Ко организовали зрителям именно это. Они улучшили все элементы первой части и создали, пожалуй, самую удачную версию базовой концепции о куклах, терроризирующих группу незнакомцев в удаленном отеле. Этот фильм можно было бы считать венцом серии, но тут Full Moon Productions превзошли самих себя!

Третью часть «Повелителя кукол» Бэнд доверил снимать очередному старому соратнику – режиссеру Дэвиду ДеКото. ДеКото – тот еще мастер малобюджетного кино. Большинство его фильмов представляют дешевые молодежные триллеры с гомосексуальным подтекстом и множеством полуголых парней (франшиза Brotherhood, например). Семь лет спустя он привнесет свой «фирменный соус» во франшизу, сняв «Проклятие повелителя кукол», шестой и, по мнению многих, худший фильм серии. Но пока, на нашем календаре 1991 год, а значит, на экранах лучшая часть франшизы – «Повелитель кукол 3: Месть Тулона».

Действие фильма начинается в 1941 году. «Что-что? – переспросит внимательный читатель/зритель. – Тулон же застрелился в 1939 году! Как вы объясните это, товарищи создатели?». Ответ прост: никак! Вернее, они постараются сделать это в 2003 году, но потом опять забудут. Давайте лучше представим, что субтитра «1939» в начале первого фильма не было вовсе.

Нацистский ученый, доктор Гесс, ищет способ оживлять мертвецов, чтобы использовать их как «живые щиты» на войне. А тут под горячую руку гестаповцев случайно попадает Андре Тулон, устраивающий спектакли для детишек, в которых «Стрелок» (новая марионетка-ковбой) расстреливает кукольного Гитлера. При попытке арестовать кукольника и лабораторию, где он производит оживляющую кукол сыворотку, гибнет его любимая жена Эльза. Тулону удается сбежать с помощью своих кукол, и он начинает мстить всем нацистам, причастным к гибели близкого человека.

Главный «герой» серии, Клинок, появляется только в конце фильма, т.к. «Повелитель кукол 3» является приквелом ко всей франшизе. Используя наработки второй части, где для оживления кукол была необходима кровь и частичка мозга жертвы, ДеКото и сценарист Кортни Джойнер рассказывают, что каждая из кукол когда-то была одним из близких Андре Тулона. Всех рано или поздно убивали нацисты, но кукольник в последний момент пытался сохранить искорку их жизни и переселить душу в марионетку. Это не совсем объясняет, почему он делает из любимой жены довольно, пардон, шлюховатую куклу, блюющую пиявками, ну да оставим это на совести ДеКото (который считает «Женщину-пиявку» своей любимой героиней серии).

«Основой» Клинка становится, внезапно, доктор Гесс. Не совсем понятно, почему из всех персонажей фильма условно-положительным оказался нацистский врач-экспериментатор, создававших зомби-фашистов, но остается жить с этим фактом.

Бюджет составил 800 000$, что немало для «Повелителя кукол», но, по сути, копейки. Несмотря на это, анимация кукол по-прежнему на высоте, а декорации гитлеровского Берлина, снятые на задворках студийного городка, выглядят достаточно убедительно (особенно, если сравнивать с некоторыми последующими фильмами серии). Актерский состав тоже подобрался на славу. Гай Рольф стал самым каноничным Андре Тулоном, сыграв в четырех фильмах серии. Именно ему удалось лучше всего воплотить и даже сделать более-менее реалистичным образ кукольника, который возрождает погибших друзей в виде марионеток-убийц, привнеся в образ, в равной степени, нежность, обаяние, безумие и жестокость. Хороши «почетные злодеи категории Б», Ричард Линч и Уолтер Готелл – их нацистов легко ненавидеть, поэтому сцены, когда каждый из них получает по заслугам от марионеток Тулона, смотрятся с восторгом. Иэн Аберкромби, самый, возможно, титулованный из всего состава, хорошо сыграл доктора Гесса, но его персонаж очень слаб со сценарной точки зрения. «Повелитель кукол 3» получился менее развратным и кровавым, чем первые части, превращаясь, скорее, в фэнтези с элементами слэшера. Его заслуженно считают лучшим из всей франшизы.

Закончим наш сегодняшний разговор кратким разбором четвертой и пятой частей. Обозревать их стоит вместе, потому что, по сути, это и есть один фильм, разделенный на две части.

К 93 году рынок VHS начал потихоньку сдавать. Чарльз Бэнд решил, что нужно успеть «снять сливки», поэтому быстро подписал на работу очередного приятеля, Джеффа Барра, который до этого отметился посредственными продолжениями слэшеров «Отчим» и «Техасская резня бензопилой», зато был большим фанатом предыдущих «Повелителей кукол». Условие Бэнда было простым: приступить к съемкам сразу же, с минимальным подготовительным периодом, минимальным бюджетом и «разделить» итоговый результат на две части. Так родились «Повелитель кукол 4» и «Повелитель кукол 5: Последняя глава» – последние части «золотого века» франшизы.

Бэнд смекнул, что куклы в роли антигероев из «Мести Тулона» вызвали куда более положительную реакцию со стороны зрителей, как и более «мягкий» тон третьей части. В результате фильмы 4 и 5 в большей степени ориентированы на подростков, и ближе по настроению к жанру городского фэнтези.

Куклы снова возвращаются в «Бодега Бэй», где их находит подрабатывающий там сторожем студент Рик Майерс. По удобному стечению обстоятельств, он как раз работает в лаборатории над проектом «Омега» по оживлению неодушевленных вещей. По еще более удобному стечению обстоятельств, именно в этот момент то ли древнеегипетский бог, то ли адский демон Сутех, который изначально раскрыл секрет бессмертия алхимику из второй части, решает убить всех, кто пытается прикоснуться к этой тайне. Он посылает на Землю три монстра-Тотема. Рик и его друзья, застигнутые тварями в «Бодега Бэй» вынуждены оживить куклы Тулона, которые вступают в битву с чудовищами. Под конец первого фильма к драке присоединяется сам Андре Тулон, вселяющийся в супернавороченную куклу Декапитрона и передающий Рику формулу оживляющего эликсира.

Вторая часть начинается сразу после битвы за «Бодега Бэй». Все убийства вешают на Рика, но его освобождает из тюрьмы босс проекта «Омега», доктор Дженнингс. Ученый решает завладеть формулой, поэтому в компании своих приспешников отправляется в «Бодега Бэй» на поиски чемодана Тулона. Туда же прибывают выжившие герои четвертой части, а затем и вселившийся в куклу-Тотема Сутех. В результате опять начинается мочилово, все плохиши получают по заслугам, а Тулон окончательно признает Рика новым «Повелителем кукол» и поручает ему заботу о своих куклах, завещав «использовать их во благо».

Заметно, что оба фильма снимались одновременно, а авторы ухищрялись как могли, чтобы разделить их на две части. В результате, если сложить «Повелителя кукол 4» (79 минут) и «Повелителя кукол 5» (83 минуты), выкинуть все флешбэки, повторы, затянутые бессмысленные хождения по отелю, длинные титры и унылые диалоги, то может получиться вполне неплохой фильм продолжительностью в 100 минут.

У 4 и 5 частей есть положительные стороны. Главные герои, Рик, его девушка Сьюзи и их экстрасенсорная подруга Лорен, получились вполне симпатичными, особенно в сравнении с персонажами первых двух частей. Смотреть на превращение кровожадных кукол во вполне положительных защитников нашего мира от потустороннего зла (и жадных корпоративных дельцов) очень даже забавно. К тому же, несмотря на использование кадров из предыдущих фильмов, части 4 и 5 стали последними, над которыми поработал бессменный аниматор (и режиссер второго фильма) Дэйв Аллен. Финал оставляет задел на продолжение, в котором Рик, Сьюзи, Лорен и куклы превращаются в эдакую «Команду Скуби» и расследуют паранормальные происшествия. Но этому, увы, не суждено было случиться.

«Видеобум» громко лопнул к середине 90-х годов. Продукция Full Moon Productions, когда-то качественная и оригинальная, несмотря на ограниченные бюджеты, быстро начала деградировать. В 1998 Бэнд и ДеКото снимают копеечный «Проклятие хорзяина марионеток», худший фильм франшизы, не имеющий вообще никакого отношения к предыдущим частям (кроме, собственно, кукол). В 1999 вышел «Повелитель кукол 7: Ретро», в котором старого Тулона в последний раз сыграл Гай Рольф, а молодого – Грег Сестеро (Марк из ныне культовой «Комнаты»), но приключения создателя кукол в Париже 1920 года вышли скучными, а антураж – неубедительным.

Затем, уже в 2000-х, последовали еще более унылый «Повелитель кукол: Наследие» (в очередной раз крутящийся вокруг «Бодега Бэй») и кроссовер «Повелитель кукол против Демонических игрушек» для канала SyFy. Более-менее смотрится трилогия «Ось Зла», «Становление Оси» и «Уничтожение Оси», где оставшиеся без Тулона (который опять стреляется в 1939 году) куклы воют с немцами, но и ей далеко даже до «Повелителей кукол» 4 и 5.

Первые пять фильмов (или, уж точно, первые три) – это памятник той эпохе, когда нельзя было заткнуть все дыры в бюджете убогой компьютерной графикой, а даже самые дешевые фильмы, за которые берутся талантливые энтузиасты, могут выдержать проверку временем и оставаться интересными по прошествии десятилетий. В октябре 2019 года исполниться ровно 30 лет с момента выхода первого «Повелителя кукол». Кажется, это неплохой повод вернуться к данной франшизе, а затем, если процесс затянет, переключиться на другие классические серии Full Moon Productions, вроде «Подвидов» или «Трансеров». Остается только запастись чаем/печеньками/бутербродами/алкоголем, выделить пару вечеров и устроить ностальгический трип по волнам «хорошего плохого кино».

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)