DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

В ожидании своего часа

«Во все века рассказчики сочиняли свои истории так, чтобы угодить публике, независимо от того, насколько правдивыми выходили их повествования».

© Жуткие приключения Робинзона Крузо, человека-оборотня

Сколько вам, наш дорогой читатель, приходит на ум видеоигр, в той или иной степени вдохновленных творчеством Говарда Филлипса Лавкрафта?

Люди, которым малоинтересна эта тема, насчитают в лучшем случае штук пять, а те, кто более-менее знаком с работами знаменитого писателя, – десяток, но что скажут самые преданные фанаты?

Каждый год индустрия представляет все новые и новые проекты, активно эксплуатирующие тему непознанного космического ужаса, древних Богов и иррационального страха неизведанного, что сводит протагониста, а порою игрока в придачу, с ума. Выходят они регулярно, и стоит сказать, что их жанровое разнообразие весьма широко: пошаговые тактические стратегии, самые что ни на есть классические изометрические РПГ, интерактивные новеллы и квесты, классические детективные приключения и даже, на минуточку, шутеры.

Порою кажется, что за Лавкрафта сейчас не взялся только ленивый. И вот какой возникает вопрос: «Насколько хороши эти игры?» А причины для такого вопроса весомые. Поклонники Говарда знают, о чем идет речь: не получится вспомнить ни одно в полной мере успешное кино, ставшее бестселлером и снятое ровно по сюжету оригинальных произведений. Самодеятельность некоторых режиссеров и сценаристов не в счет. Были замечательные фильмы с соответствующей атмосферой, например «В пасти безумия» Карпентера, но об этом пусть пишут в другой рубрике, а мы с вами говорим о видеоиграх и хотим знать – распространилось ли это злосчастное проклятие на игропром?

Однако прежде чем ответить на этот вопрос и, наконец, начать непосредственное поименное представление именно тех проектов, что заслуживают особого внимания, необходимо четко понимать суть лавкрафтовского ужаса. Образы, язык, обороты в описаниях, которые детальны ровно настолько, насколько и расплывчаты. Когда ты читаешь «Зов Ктулху», «Храм» или «Безымянный город», то содрогаешься от детальности происходящего и в то же время нуждаешься в еще более ясных ответах, иначе фантазия начинает выплескивать образы, которые совсем не дают покоя. Возможно, писавшие хоррор авторы поймут это: связывается с вами человек и спрашивает: «Все изложенное в вашей истории правда?» Вы сидите и думаете, что сказать, а на встречный вопрос: «Почему спрашиваете?» - получаете одно слово: «Страшно».

Детали без деталей, простите за тавтологию, и открытый простор читательской фантазии, правдоподобность неправдоподобного и загадочный, едва уловимый, притаившийся в строках ужас – вот что делает хоррор Лавкрафта столь уникальным и чистым. В кино передать это очень сложно, с играми же должно быть в теории проще. Но предисловие чертовски затянулось, не правда ли? Мы сказали о многоликости подобных проектов, о неудачах в кинематографе и сложности передачи именно лавкрафтовской атмосферы, а это значит, что пора переходить к тому, зачем вы, собственно, и открыли эту статью.

«Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth» (2005 г.)

Упомянуть первым какой-либо иной проект нам не позволила бы совесть. Именно «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth» начала цепную реакцию и открыла перспективы всем прочим играм, чьи разработчики еще не решались идти в этом направлении.

Разработанная Headfirst Productions и вышедшая в 2005 году, она остается до сих пор одной из самых признанных и любимых фанатами видеоигр по творчеству Г. Ф. Лавкрафта. Примечательно, что она была полностью продублирована лишь на английском и русском языках.

Заигрывала «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth» с игроком очень искусно. Открытая демонстрация уязвимости главного героя — переломы, ссадины, отравления, нарушения психики, которые могут привести к самоубийству и влияют на концовку игры. Нескромный арсенал, при котором скрытное прохождение не утрачивало свою роль и смотрелось очень органично. Головоломки, погони, ужас, что преследует везде – все это сплелось в нечто уникальное, вспоминаемое лишь с теплом.

Сюжетная линия представляла собой продолжение повести «Тень над Иннсмутом» и перекликалась с рассказом «Кошмар в Ред-Хуке», а уж огромное количество материалов, отраженное в книгах, записках, документах и разговорах персонажей, отсылает ко многим произведениям в Мифах Ктулху. Игра, сделанная с любовью и прекрасно передающая, казалось бы, непередаваемую атмосферу, смогла завоевать сердца многих игроков. Рекомендуем любителям экшена, детективных историй, а также жанра survival horror.

Увы, но продолжение в лице «Call of Cthulhu: Destiny’s End» мы так и не увидели, а хорошо это или плохо – уже не важно.

А’йа Дагон! А’йа Гидра!

Ктулху Фхтагн!

«Call of Cthulhu» (2018 г.)

В порядке убывания в плане актуальности и атмосферы следующим наиболее достойным упоминания после «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth» будет являться, как ни странно, тоже «Call of Cthulhu», но уже без подзаголовка.

Данный проект ожидало большое количество фанатов, и на ранних этапах разработки каждая новость ловилась едва ли не с благоговейным трепетом. В момент же релиза многие… просто забыли? Очень странная ситуация и очень странные отзывы: кто-то был в восторге и вовсю нахваливал игру, кто-то оказался очень недоволен и шептал под нос: «Прости нас, Говард, мы все упустили», а мы скажем, что это один из самых недооцененных проектов 2018 года, и то, что он оказался так быстро забыт – несправедливо!

Да, «Call of Cthulhu» вышла не без изъянов, зато с отличной оптимизацией! События в игре происходят в 1920-х годах. Главным героем является ветеран Первой мировой войны, частный детектив по имени Эдвард Пирс. Получив необычное задание и прибыв на остров Даркуотер, Пирс должен будет разгадать обстоятельства загадочной смерти семьи Хокинс. В отличие от «Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth», которая быстро скатывается в шутер, практически до конца этой игры придется именно вести расследование, разгадывая загадки и открывая истину, которую лучше бы и не знать…

Спустя два года «Call of Cthulhu» смотрится достойно и ярко, уникальный игровой процесс и четыре разных концовки добавляют реиграбельности, и с каждым новым прохождением игрок складывает все детали пазла в новую картинку. Более глобальную и пугающую…

«Conarium» (2017 г.)

По нашему мнению, это очень уж неоднозначный проект, который выгодно выделяется на фоне остальных работ по Лавкрафту. Игровой процесс существенно отличается от двух предыдущих примеров – это не экшен в привычном понимании, хоть побегать и придется, это… Медитация?

Да, пожалуй, так. Лучше и не скажешь.

«Conarium» – медитативная история, основанная на повести «Хребты безумия», в которую нужно погружаться с головой. Здесь нет противников в привычном понимании, лишь большое количество детально проработанных до мелочей локаций и простора для исследования. Совершенно иной игровой опыт, более глубокий и цепкий, требующий собранности и, можно сказать, фанатичной стойкости.

Необыкновенная атмосфера одиночества в снегах полярной станции, прекрасная графика и музыкальное сопровождение, декорации пещер и хтонических строений с барельефами на языке Древних и образами из давно канувших в забытье существ. Все это «Conarium». Включите ее одиноким зимним вечером, выключите свет - и вы уже не сможете отличить, где реальность, а где лишь ее отпечаток. Тем временем идущий за окном снег унесет вас в сказочно-пугающий и дико притягательный мир.

В чем же неоднозначность проекта?

Все это понравится далеко не каждому.

Дело в том, что за красивыми словами скрывается бродилка без связного сюжета и направления. Как игра она крайне примитивно построена, но такой ли это большой минус? «Conarium» является проектом, сделанным своими и для своих. Иными словами, если вы почитатель творчества Говарда Лавкрафта, то эта игра для вас. Если вы любитель медитативного погружения и исследования, то эта игра, опять же, для вас. Если вы хотите просто весело и увлекательно провести время – обходите ее стороной.

Тем не менее «Conarium» определенно является одним из самых ярких примеров качественных и достойнейших проектов, вдохновленных произведениями Говарда Филлипса.

«Edge of Nowhere» (2016 г.)

Еще одна история, вбирающая в себя «Хребты безумия». На этот раз экшеном нас не обделили, да еще грамотно приправили его добротными триллером и головоломками.

Разработана игра была в 2016 году и, к сожалению, является эксклюзивом для Oculus Rift, а потому, возможно, не на слуху у массового игрока, так как даже сейчас не каждый может позволить себе это удовольствие. Однако используемая технология Oculus в игре не то чтобы важна: камера выполнена с видом от третьего лица, что априори снижает степень погружения. Но все-таки атмосфера и качество потрясают воображение.

Возможно, лавкрафтовский хоррор найдет свое абсолютное воплощение именно благодаря шлемам виртуальной реальности, и это еще один повод упомянуть «Edge of Nowhere» уже как один из первых шагов в этом направлении.

Сюжет завязан на том, что Виктор Говард, в прошлом исследователь, отправляется в Арктику за пропавшей женой, которая вместе с его бывшим наставником искала там следы давно исчезнувшей цивилизации. Потерпев крушение самолета, Виктор обнаруживает, что в этих снегах есть что-то еще, не исчезнувшее, а вполне реальное, ощутимое и способное убить. Двигаясь по следам экспедиции вместе с главным героем, все больше погружаешься в сходящий с ума мир, и если встречающиеся поначалу паукообразные существа не вызывают особых проблем, то пришедшие словно из других измерений многометровые исполины начинают потрясать разум, а точнее – сводить с ума.

Геймплей представляет собой грамотный микс из полезного и напряженного стелса, а также имеющего мощь, но привлекающего врагов огнестрельного оружия, качественных головоломок и активного перемещения по отвесным ледяным скалам с помощью ледоруба, прыжков и прочей акробатики.

Получилось – достойно.

«Lust for Darkness» (2018)

Нельзя обойти стороной один из самых нашумевших в свое время проектов, который известен едва ли не на уровне скандальной «Agony». Благо «Lust for Darkness» в большей степени оправдала возложенные на нее ожидания и получила неплохие отзывы игроков.

Скандальность ее заключается в выборе сеттинга: путешествовать придется не только в особняке извращенцев-культистов, но и по порочным землям Лусст’гхаа, чьи прежние обитатели деградировали в попытке достигнуть непрекращающегося плотского наслаждения. Отсюда и все вытекающие… Бр-р-р, если честно, то даже употреблять слово «вытекающие» в контексте этой игры весьма вульгарно, ведь эротические образы и самые темные грани соблазнов исполнены просто на потрясающем уровне.

В плане геймплея большое сходство имеется с тем же «Conarium», но в отличие от него здесь уже не до медитативного погружения. «Lust for Darkness» – это приключенческий экшен с элементами ужасов и детектива, в ходе которого нужно не только попытаться спасти пропавшую жену, но и не поддаться своим самым примитивным желаниям.

Проект и его история активно развиваются даже на настоящий момент – осенью ожидается самостоятельное продолжение, не требующее прохождения оригинальной игры «Lust from Beyond», а в прошлом году вышла бесплатная «Lust from Beyond: Prologue», являющаяся вводной в сюжет готовящейся к релизу игры.

Рекомендуем:

«Lust for Darkness» (2018 г.)

«Lust from Beyond: Prologue» (2019 г.)

«Lust from Beyond» (2020 г.)

«The Sinking City» (2019 г.)

Это шестая, заключительная игра в нашем небольшом списке. Вышла она в прошлом году, разработана украинской компанией Frogwares, известной в первую очередь серией квестов про приключения Шерлока Холмса. К слову, был небезызвестный и вроде даже обласканный кроссовер под названием «Шерлок Холмс и секрет Ктулху».

А вот что касается самой «The Sinking City», то тут… все непросто. Позиционируемая как детективная история, она имеет предельно мало общего с самим жанром детектива. Больше напоминает песочницу с весьма примитивной системой крафта, неадекватными чудовищами и жителями. Вот мы достаем пистолет, чтобы отстреляться на пляже от чудовищ, а вот нам в спину стреляет господин полицейский — ведь мы якобы нарушаем общественное спокойствие, а то, что за бордюром толпа гротескных уродцев – не имеет значения, полномочия окончены.

Несмотря на множество изъянов, получить от игры удовольствие вполне возможно. Прекрасная локализация, большое количество качественных диалогов и обширная ветка прокачки персонажа. Добавьте к этому интересные второстепенные квесты, которых, увы, мало — и получите то, что займет вас на пару уютных вечеров. В «The Sinking City» присутствует и вариативность прохождения, хотя однозначно линейных игр по Лавкрафту нет в принципе.

Видно, что разработчики подошли с душой, создавая мир, который было бы интересно исследовать. Но то ли не хватило времени, то ли запал в какой-то момент иссяк... В общем, получилось сыро – в буквальном и переносном смысле.

Мы рассказали о шести самых известных и качественных видеоиграх по творчеству Говарда Филлипса Лавкрафта за последние пятнадцать лет. На их основе можно выработать примерное понимание того, как разработчики видят концепт лавкрафтовской видеоигровой адаптации сейчас. И если сравнивать с кинематографом, то здесь вышло гораздо удачнее.

Помимо представленных игр, существует огромное количество самых разношерстных проектов. «Abandon Ship» — roguelike от мира пиратства, морских чудовищ и корабельных боев в духе мрачной атмосферы произведений Говарда, или «Achtung! Cthulhu Tactics» — пошаговая тактическая стратегия, вдохновленная «X-COM», да и сам «X-COM», а вернее — одна из игр серии, но об этом позже. Среди оставшихся хотелось бы выделить «Lovecraft Quest – A Comix Game», «Chronicle of Innsmouth», «Stygian: Reign of the Old Ones» и «Lovecraft's Untold Stories». Каждая из этих игр, несмотря на специфику, может считаться полноценным произведением в духе Лавкафрата, знакомство с которым не всем придется по душе, но свои игроки определенно найдутся, как и у адаптации бесчисленного количества настольных игр, говорить о которых нет особого смысла.

Об играх же не имеющих прямого отношения к канонам Мифов Ктулху даже заикнуться страшно… «Bloodborne», «Amnesia», «Penumbra», «Hidden», «Egress», даже «Darkness Within» и «Dead Space» – все в той или иной степени черпали вдохновение из работ Лавкрафта, и геймплейные параллели очевидны. Однако, если честно, цель этой статьи — не просто рассказать о том, как отец космического ужаса вдохновил разработчиков видеоигр, а упомянуть проекты, базирующиеся на его мотивах твердо, цепко.

Одной из первых игровых адаптаций Лавкрафта является «The Lurking Horror» 1987 года выпуска. Будучи совершенно обычным текстовым квестом, особенностью которого можно считать звуковое сопровождение и сюжет, вобравший в основу рассказы о Мискатонике, проект считается культовым и ценится многими поклонниками жанра. Уже спустя два года, в 1989-ом, на платформе DOS выходит «The Hound of Shadow» — и по сравнению с предыдущей игрой она вобрала в себя куда больше. Была реализована интересная система создания персонажа с обширными навыками и собственным именем, что позволяло игроку ассоциировать себя с протагонистом. От действий игрока при этом зависело место старта, но так или иначе все приводило к тому, что главный герой оказывался под действием проклятия и его начинала преследовать Гончая Тени. Дальнейшая задача состояла в том, чтобы, посещая библиотеки, музеи, встречи и лекции, найти способ спасти себе жизнь, применяя обширный спектр доступных навыков вплоть до верховой езды. В итоге вышел прекрасный текстовый квест с уникальной и качественно проработанной системой создания персонажа, EGA-вставками и окутывающей с головой атмосферой.

Время шло, эпоха текстовых квестов в каком-то смысле подходила к концу, но так казалось лишь на первый взгляд. Новые технологии позволили работать с 3D, создавать игровое пространство и персонажей. В 1992-ом выходит игра, которая без преувеличения достойна отдельной статьи – «Alone in the Dark». Частный детектив, странная смерть владельца особняка, загадка и мрак… Все это ожидало в первой части будущей серии игр с весьма непростой судьбой. Связь с Лавкрафтом была непрямая, разработчики старались зайти издалека, лишь косвенно связывая истории и оставляя при этом общим тематическое звено повествования. Тем не менее многими она считается одной из первых игр, вдохновленных творчеством любимого автора.

Спустя три года выходит «XCOM: Terror from the Deep» — всем знакомый олдовый «XCOM», но вместо пришельцев из космоса здесь пришельцы из глубин. Подводный город, вокруг которого крутится сюжет, носит название T’leh. От прелыдущих частей серии эта игра отличается усложненным геймплеем, более мрачной и затягивающей атмосферой. Время двигалось к новому тысячелетию, но входили в него не только старые общечеловеческие проблемы, но и страхи. Так свое воплощение в индустрии видеоигр нашел проект с названием «Necronomicon: The Dawning of Darkness» 2001 года. Мистический квест, головоломка, приключение, что направлено на медитативное (да, как и «Conarium») погружение, а главный инструмент страха – саспенс. Сейчас в интернете можно найти неоднозначные отзывы: одни описывают «Necronomicon» как нечто потрясающее, а другие, наоборот, смотрят через призму эпохи и ругают игру за разрешение, графику, ошибки и прочее.

Справедливо это или нет, пусть каждый решает сам, благо ознакомиться с историей можно без проблем.

Перечисленные выше видеоигры внесли существенный вклад в адаптацию произведений Лавкрафта под развлекательные платформы. Герои стали осязаемыми, а ужас — более хлестким. Конечно, меняется время, меняется и образ этих произведений, разработчики подстраивают их под свой вкус, либо стараясь соответствовать канонам, либо вводя отсебятину, за которую, однако, мы не можем их в полной мере ругать. То, что вошло в первую шестёрку, – наиболее качественные на данный момент и различающиеся в игровом процессе проекты. Они говорят о том, что произведения Лавкрафта столь же многолики, как и ужас в них, а в руках талантливых и вдохновленных разработчиков они обретают новые формы. Либо истязают страданием, как физическим, так и психическим, либо преисполняют внеземным наслаждением. Бросают то в холод Арктики и одинокое медитативное путешествие, то в перестрелки и напряженную борьбу за свою жизнь в затопленном и полном чудовищ городе.

И как бы ни было смешно, можно с уверенностью заявить, что эти видеоигры успешно взращивают ужасающие образы и материализуют их в нашем представлении.

Эти образы – наследие Говарда Филлипса Лавкрафта.

Они не забыты.

То ли в наших головах, то ли в других измерениях – они спят, переплетаясь тысячами щупалец, и ждут своего часа…

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)