DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Жестокий спорт

Фатальные игры / Fatal Games

США, 1984

Жанр: ужасы, слешер

Режиссер: Майкл Эллиот

Сценарий: Рафаэль Бунюэль, Майкл Эллиот, Кристофер Манкевич

В ролях: Салли Киркланд, Линн Банашек, Шон Мастерсон, Майкл О`Лири, Тил Робертс, Спайс Уильямс

Похожие фильмы:

  • «День окончания школы» (1981)
  • «Смертельная аэробика» (1987)

Ни для кого не секрет, что в 1980-е был самый бум слешеров, породивший несколько волн. Впрочем, «золотая волна» быстро схлынула, оставив на поверхности тину второсортных поделок. Большинство киноманов их, по счастью, не помнит; многие ныне ведомы только слешер-комплетистам и специалистам по американскому хоррору той поры.

Слешеры, произошедшие от итальянских джалло, не унаследовали от своего предшественника визуальный стиль или же психоаналитическую трактовку мотивов злодея. Можно даже сказать, что слешер — это дистилированный джалло, из которого отжали все, что сложно воспроизвести многочисленным ремесленникам. Тем не менее, история этого жанра любопытна и продолжается до сего дня, в то время как джалло — скорее уже факт истории.

История хоррора знает огромное количество слешеров — тут счет не на сотни, а на тысячи экземпляров. Большинство из них мало чем отличаются друг от друга в плане сюжета, но лучшие образцы содержат некие фишки, запоминающиеся зрителю. Вот и не слишком известный хоррор «Фатальные игры» не исключение. Он относится к редкому поджанру слешеров, сюжетно связанных со спортом.

Как это ни удивительно, но режиссеры и сценаристы, при всей их любви к демонстрации полуобнаженных молодых девушек, часто упускали лакомую возможность совместить маньяка со спортсменами, точнее, спортсменками и тем продемонстрировать эротическую часть женских соревнований. Душ после тренировки, массажный стол, да даже непосредственно выполнение комплекса упражнений может быть подано весьма пикантно. Главное — не забывать вовремя наводить фокус камеры на убийцу, с нетерпением ждущего в укромном углу, когда подвернётся возможность покромсать вволю...

Как немалое количество хоррормейкеров 1980-х, режиссер Майкл Эллиот так и остался ноунеймом, поучаствовав в том же году в качестве сценариста лишь в мексиканском триллере «Убить незнакомца» со звездами Дином Стокуэллом, Дональдом Плезенсом и Альдо Рэем. Очевидно, произошло это благодаря знакомству с Рафаэлем Бунюэлем, который был соавтором сценария «Фатальных игр». Это младший сын великого испанского режиссера Луиса Бунюэля, много лет прожившего в Мексике. В отличие от своего брата Хуана Луиса Бунюэля и отца, Рафаэль не стал режиссером. В основном он занимается скульптурой, время от времени сотрудничая с мексиканскими кинематографистами в качестве сценариста и продюсера. Уже этот факт может сподвигнуть многих киноманов ознакомиться со слешером, написанным Рафаэлем Бунюэлем и его другом Майклом Эллиотом. Их соавтор Кристофер Манкевич единственный продолжил карьеру как продюсер и актер в Голливуде.

Сложно сказать, как отнесся бы великий сюрреалист и сатирик Луис Бунюэль к жанровому опыту своего сына, однако классик и сам создал несколько жанровых постановок в мексиканский период, впрочем, в далеких от хоррора. Тем не менее, Бунюэль был автором «Андалузского пса» (1929), одного из тех авангардных фильмов, которые оказали решающее влияние на становление хоррора как искусства.

«Фатальные игры», пусть и не имеют никакого отношения к артхаусу, а, следовательно, и к искусству, как написали бы снобы-критики, однако, достойны возврата из небытия. История, написанная трио сценаристов, с одной стороны проста, с другой же интересна. Авторам каким-то чудом удалось не вызвать отвращение к молодым героям, выставив их озабоченными придурками. Наоборот, скабрезного контента в фильме нет, а есть эротический. Красивые и как бы между делом снятые обнаженные героини, которых словно застукали за их житейскими делами. За это стоит похвалить оператора Альфреда Тейлора, много сотрудничавшего с Джеком Хиллом — гуру грайндхаусного кино.

Отдельного упоминания заслуживает сцена преследования обнаженной чернокожей девушки по полутемным коридорам академии легкой атлетики. Не беда, что маньяк убивает одним орудием — острым копьем — что роднит этот слешер с джалло (правда, там злодеи предпочитали нож или бритву), ибо делает он это умело, а создатели легко и естественно выдают одну напряженную сцену за другой. Разговорные же эпизоды служат не только в качестве необходимых промежутков между убийствами. Умерщвлений здесь немного, зато все персонажи имеют характеры. Авторы даже не стесняются озвучивать неудобные для спортивных фанатов темы, например, напряженные тренировки, отнимающие силы и часто здоровье.

Исподволь вводится тема допинга, причем Майкл Эллиот возлагает ответственность за его применение не на самих спортсменов, а на команду тренеров и, конечно, болельщиков, которые всегда ждут результатов, превышающих человеческие возможности. Мотивы убийцы, чья личность надежно зашифрована, имеют прямое отношение к получению заветных наград и медалей. Он так и не смирился с тем, что не завоевал желанную статуэтку.

Лента Майкла Эллиота имеет некоторые черты европейской школы, например, больший акцент на драматургии, использование необычных операторских решений и, что самое главное, подтекст. Стоит ли вообще спорт тех жертв, на которые идут люди, ради достижения заветных результатов? Ведь известно, что спортивная карьера — вещь недолгая, а многие спортсмены после ее завершения не могут найти себя в чем-то другом, ибо «натаскивались» тренерской командой только на завоевание медалей, знаменующих честь и гордость страны. Таким образом, название ленты стоит воспринимать не в качестве обычной аллюзии на преступления таинственного маньяка, а как метафору спорта как жестокой игры. Стоят ли все эти медали психологических и физических травм?

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Педант 29-11-2022 20:30

    «Не имеют никакого отношения к артхаусу, а, следовательно, и к искусству, как написали бы снобы-критики»

    Ни один критик так не написал бы. Даже суперснобирующий. Предположу, что автор статьи не очень знаком с профессиональной кинокритикой.

    Учитываю...