DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Играя в Тима Бёртона

Страшилы / The Frighteners

США, Новая Зеландия, 1996

Жанр: ужасы, комедия

Режиссер: Питер Джексон

Сценарий: Фрэн Уолш, Питер Джексон

В ролях: Майкл Джей Фокс, Трини Альварадо, Джейк Бьюзи, Ди Уоллес-Стоун, Джеффри Комбс.

Похожие фильмы:

  • «Битлджюс» (1988)
  • «Охотники за привидениями» (1984)
  • «Байки из склепа» (1972)

Режиссерская карьера Питера Джексона идеально поддается каталогизации и разделению на периоды. Вот вам трешевое новозеландское начало, вот гениальная адаптация неэкранизируемого «Властелина колец», вот чрезмерное увлечение технологиями и стерильный «Хоббит». Но между «Живой мертвечиной» и «Братством Кольца» притаились два фильма, категоризации не поддающиеся. Это на удивление мейнстримная и фестивальная психологическая драма «Небесные создания» (1994) и куда более подходящий под тематику DARKER комедийный ужастик «Страшилы», который считается творческой неудачей Джексона. О последнем мы сегодня и поговорим.

Завязка такова: архитектор Фрэнк Баннистер потерял в автокатастрофе свою жену, зато приобрел спорный дар видеть привидений. С их помощью он еле-еле сводит концы с концами, насылая своих новых друзей на доверчивых простофиль, а затем показушно их «изгоняя». Проблемы начинаются, когда в городе появляется зловещий призрак-убийца в саване Смерти, жестоко расправляющийся с ни о чем не подозревающими обывателями. Фрэнк и доктор Лински, жена туповатого качка Рэя (которому не посчастливилось стать сначала жертвой аферы Баннистера, а потом и нападения убийцы-призрака) пытаются выяснить, что это за зловещий фантом такой и как он связан с бойней в старой психиатрической лечебнице на окраине. «Перца» ситуации добавляет то, что героя быстро начинают подозревать в новой серии убийств и на него открывает охоту эксцентричный агент ФБР, специалист по паранормальным явлениям и культам.

Чего у фильма не отнимешь — так это идеального кастинга, от главных ролей до мелких камео. Майкл Джей Фокс играет, в принципе, все того же Марти Макфлая из «Назад в будущее», только изрядно потрепанного жизнью — актерская работа не сказать чтобы достойная «Оскара», но все необходимые эмоции своего персонажа он передает отлично. Трини Альварадо — идеальная экранная спутница для главного героя, отлично показывающая все этапы отношений между Фрэнком и доктором Лински, от недоверия к сочувствию и сопереживанию. Но главный «огонь» — это второстепенные персонажи. Шикарны все призраки-спутники Фрэнка, от престарелого «стрелка» с Дикого Запада до хиппового негра-гангстера с роскошным афро на голове. Отдельный привет Ли Эрми, который в очередной раз стебанулся над главной ролью своей карьеры в «Цельнометаллической оболочке».

А уж кто просто вне конкуренции — так это злодеи. Джейк Бьюзи сыграл лучшую роль за 25 с лишним лет карьеры и полностью вышел из тени своего папаши Гэри — настолько хороши его маниакальная ухмылочка, безумные глаза и зализанные назад волосы. Двух оставшихся играют закатившиеся звезды из ужастиков 80-х — Ди Уоллес-Стоун (которую любой уважающий себя фанат жанра вспомнит по одному из фильмов «Вой», «Зубастикам» или «Куджо») и Джеффри Комбс (Гербер-мать-его-Уэст из «Реаниматора» и вообще злобный ангел-хранитель хорроров категории «Б»). Уоллес-Стоун шикарно «продает» двойственность своего персонажа (особенно на фоне потрясающей Джулиан Маккарти в роли ее зловещей матери), а Комбс — это вообще лучший образ из фильма, идеальный пример «лавкрафтовского» протагониста, который слишком близко прикоснулся к тьме и на почве этого полностью съехал кукухой! То, что он при этом еще и действующий агент ФБР (возможный камень в огород Дейла Купера), делает его еще более маниакальным, опасным и... забавным!

У фильма очень своеобразный стиль — он очень сильно отдает работами Тима Бёртона (путаницы добавляет еще и привычно-зловещий саундтрек от его постоянного соратника Дэнни Эльфмана). Сказать, что это индивидуальная работа именно Питера Джексона, сложно: «Страшилы» так же далеки от его ранних «Дурного вкуса» и «Живой мертвечины», как и от «Властелина колец». С одной стороны, это крайне эксцентричный фильм с дикими тональными перепадами от черного юмора к достаточно прямолинейному слэшеру. С другой, «Страшилы» очень мейнстримны и с минимальными вкраплениями треша. Вообще неровность тона — это основная претензия, высказанная фильму в 1996 году и критиками, и зрителями. И надо сказать, что спустя почти 25 лет претензия вполне актуальна. Очень похожие по стилю «Битлджюс» и «Охотники за привидениями» баланс смешного и страшного выдерживали мастерски (с уклоном в смешное). В «Страшилах» действительно жуткие и напряженные сцены (вроде той самой бойни в психбольнице) соседствуют с манерно-готичными буффонадами, а то и откровенно неудачным юмором ниже пояса (и да, это сейчас про призрак Судьи, трахающий тысячелетнюю мумию с фразой «Люблю, когда они не шевелятся»). В результате аудитория не успевает ни толком напугаться, ни вдоволь насмеяться. С одной стороны, это однозначно минус, а с другой, «Страшилы» в этом плане действительно уникальны (навскидку из реально похожего приходит в голову недооцененный «Странный Томас» Соммерса с ныне покойным Антоном Ельчиным).

Если отбросить эту непостоянность, то действительно отличных и запоминающихся моментов в «Страшилах» хватает. Тут и постоянные ложные намеки в адрес Патриции, героини Уоллес-Стоун. Тут и сразу несколько погонь за зловещим призраком. Тут и действительно жуткие черно-белые сцены с Чарли Бартлеттом. Любой эпизод, где действует персонаж Джеффри Комбса, — просто шедевр. Зловеще светятся на лбах будущих жертв вырезанные канцелярским ножом порядковые номера. В общем, своих оригинальных находок, которые абсолютно не устарели с момента выхода, тут много.

А вот что устарело — это графика. Одной из «продающих» фишек «Страшил» в 1996 году были передовые цифровые спецэффекты, которые заносили фильму в плюс большинство изданий. Сейчас они, увы, очень здорово устарели, что, конечно, вполне логично, но проблема в том, что ранние эксперименты с VFX двадцать с лишним лет спустя смотрятся в разы хуже и куда менее лампово, чем покадровые чудеса тех же «Битлджюса» и «Охотников». Привидения так вообще выглядят не лучше, чем в фильме аж 1984 года.

Но, к счастью, «Страшил» до сих пор пересматривают не ради спецэффектов. Это очень оригинальный (пусть и неровный) гибрид жанров, который регулярно подкидывает зрителям головокружительные экшен-сцены и увлекательные повороты сюжета, с симпатичными актерами, идеально вписывающимися в свои типажи, и шикарным саундтреком. Если вы успели посмотреть их за 24 года с момента релиза, то ничего нового из этого обзора вы не подчерпнете, но, возможно, решите еще разок пересмотреть «Страшил». Если же вы по какой-то причине еще этого не сделали и ищете оригинальный и незаезженный фильм на мрачный осенний вечерок, то эта работа Питера Джексона может прийтись вам в самый раз!

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 2 1010011010 20-11-2020 21:15

    >>Это на удивление мейнстримная и фестивальная психологическая драма «Небесные создания» (1994)

    Так мейнстримная или фестивальная? Уж определитесь. Фильм-то роскошный. Одна из самых классных психо-драм о безумии, с роскошным гомоэротическим накалом страстей.

    Учитываю...
    • 3 1010011010 20-11-2020 21:18

      1010011010, но «Страшилы» — отличный развлекательный фильм, да. Вообще, конечно, любовь Джексона к кино, его страсть впечатляют. Это уже по «Дурному вкусу» видно, а уж «Мертвечина» прекрасна тем, что в разном возрасте очень по разному смотрится. Чем старше, тем сильнее подмечаешь именно все синефильские моментики.

      Учитываю...
    • 4 Игорь 23-11-2020 20:12

      1010011010, одно другому не мешает. И Канны, и Венеция - это вполне себе мейнстрим.

      Учитываю...