Гнетущие, полные жутких образов картины, выдержанные преимущественно в темных тонах, отчаянно сеющие тревогу, но неизменно притягательные для всякого любителя хоррора — вот что являет собой творчество Ивана Стана, талантливого художника из Йошкар-Олы. Артем Агеев побеседовал с Иваном и расспросил о важности эмоций в творческом процессе, идеях для музыкальных обложек и пользе от работы преподавателем.
Иван, для начала поведайте нашим читателям, как вы начали свой творческий путь и в какой момент свернули на темную сторону, сосредоточившись на хорроре.
Рисовал с самого раннего детства, мать у меня художница. Будучи ребенком, очень любил фантастику, динозавров и т. д. С десяти лет ходил в художественную школу, где уже полюбил драконов. В шестнадцать поступил в художественное училище, где переключился просто на фэнтезийных персонажей. На страшилки перешел после окончания учебного заведения. Переход был резким, в то время посвятил свое творчество серии гномов и в один вечер нарисовал что-то мрачное, многорукое, сжимающее себя в агонии. Вот тогда уже не смог остановиться и погрузился с головой в хоррор.
Можете назвать мастеров хоррора, которые вас вдохновляли в начале пути и служили проводниками в этом жанре?
Безусловно, это польский художник Здислав Бексинский, мастер темного сюрреализма. Но также огромное влияние на творчество оказали отец космического ужаса Говард Лавкрафт и поэт-декадент Шарль Бодлер.
Вас, пожалуй, можно назвать универсальным художником — ведь вы не только пишете живопись, вам близки также графика и рисунок. А есть ли у вас любимые техники и приемы, которые вы могли бы назвать своей «фишкой»?
Конечно, преобладает цифровая графика ввиду своего удобства, но к живописи периодически возвращаюсь. Скетчбуков изрисованных у меня тоже много, но нужно еще больше. Недавно начал заниматься и скульптурой, но жанр хоррора пока там не особо воплотил. Даже в цифре у меня прослеживается академическая школа, традиционный колорит и ходы. Казуальная графика вызывает тошноту, почти никогда не удается воплотить яркие кислотные цвета. Продолжаю традиции мастеров, таких как Караваджо, просто в другом материале. Ну и главное — стараюсь сохранить эстетику: не люблю изображать что-то откровенное или кишки ради кишок.
В ваших работах в основном присутствуют темные тона, в них словно заключены самые тяжелые чувства. Насколько для вас важно эмоциональное состояние, в котором вы создаете свои образы?
Как и у всех, в жизни бывают не самые приятные моменты, и именно в такие моменты родились, на мой взгляд, самые удачные и цепляющие работы. А когда все хорошо, то тут уже через скилл стараюсь вызвать в себе некие эмоции, чтобы перенести их на героев своих картин. В последнее время крайне загружен работой, и трудно уложиться во время, чтобы создать что-то для души.
Может ли живопись оказывать терапевтический эффект? Случалось ли, чтобы творчество помогало вам справиться с жизненными трудностями? Помимо того, что приносило материальные блага, конечно.
Не раз искусство помогало справляться с плохим настроением. Я словно переносил свои эмоции на кого-то, появляющегося с другой стороны экрана компьютера. Когда прихожу в свою мастерскую, то отдыхаю душой, словно попадаю в другой мир. Когда работаю дома за компьютером, то полностью погружаюсь в монитор и порой не замечаю происходящего рядом. Кстати, что до материальных благ, то придумал такую фразу: «Мои черти меня кормят». Повезло, что кому-то нужно такое творчество и поток заказов не иссякает!
В вашем портфолио не столь много знакомых кино- и литературных персонажей или мифологических существ, как образов, явно не относящихся ни к одной из известных хоррор-гику вселенных. Расскажите, как вам удается придумывать собственных, оригинальных созданий?
Иногда бывает, что просто перед глазами появляются какие-то образы, в полудреме или даже во сне. Очень редко удается что-то запомнить. Чаще всего рисую, начиная с бесформенного пятна, а дальше уже сами линии начинают проявлять в себе нового персонажа. Потом это месиво просто «шлифую», доводя до нужного состояния. Главное, наделить его жизнью и эмоциями.
У вас среди работ немало обложек к альбомам тяжелых групп. Расскажите, как у вас организована эта работа? Чьи идеи чаще воплощаются на этих обложках — музыканты сами знают, что им нужно, или обращаются за помощью к вашему воображению?
Обычно заказчики приходят с готовыми идеями. Делаю эскизы, они выбирают, и нужный потом дорабатываю. Бывают случаи, что ТЗ очень размытое, приходится фантазировать. Но самое любимое задание: «Нарисуй что-то страшное, чтобы прям мрак».
Есть ли у вас среди своих обложек любимые?
Уже сбился со счета, и даже не вспомню все, которые рисовал, но с уверенностью могу сказать, что любимые — это те, в основе которых лежат мои творческие рисунки. В тот момент чувствую, что не зря вообще творю и это кому-то нужно.
А есть ли такие, при взгляде на которые вам жаль, что их создали не вы?
Ну, чувства зависти, наверное, не возникало. Возникает только желание подглядеть какие-то «фишки» и взять их на вооружение.
Злободневный и, возможно, уже набивший оскомину вопрос, но все же интересно ваше мнение: что думаете об использовании ИИ в живописи? Не опасаетесь ли, что нейросети заменят художников, в том числе работающих в жанре хоррора?
С появлением ИИ стало чуть сложнее, так как подобные произведения заполонили Сеть, подвинув художников. Это событие меня не расстроило, а только простимулировало стать лучше, развиваться дальше. Считаю, что ИИ — это просто инструмент, который позволяет художникам делать работу быстрее в той или иной сфере.
Не уважаю, правда, тех, кто просто генерирует картинки и выставляет их как свою работу. Ну или тех, кто просто добавляет пару мазков к готовой картинке. Сам ни разу не пользовался ИИ в таком виде, только в качестве референсов. Очень часто в них хорошо поставлен свет, цветовые решения и даже какие-то композиционные ходы можно подглядеть.
Известно, что вы — опытный преподаватель, а продолжаете ли учиться сами? Можете вспомнить, что из недавнего открыли для себя в своей профессии?
Преподаю в художественном училище больше пяти лет, и за это время открыл для себя больше, чем за все время учебы. Преподавание заставляет полюбить тот материал, который подаешь ученикам, вникнуть в него. Когда работаешь с этим каждый день, то трудно запомнить, что новое узнал, это кажется сплошной рекой информации, которая тебя затапливает.
Очень полезен опыт общения с детьми и студентами, у них тоже можно многому научиться, каждый из них индивидуален и видит мир по-своему. Пару лет назад решил на занятиях по рисунку ввести работу со скульптурой, в итоге сам увлекся этим видом искусства. Спасибо детям!
Наверняка у вас припасено немало советов и наставлений для молодых художников. А что бы вы посоветовали тем из них, кто делает первые шаги в хоррор-жанре?
Даже не знаю, с чего начать. Наверное, с себя — нужно понять, что беспокоит больше, что нравится, в чем можно проявиться. Потом поизучать аналоги, просмотреть классические работы, фильмы ужасов, почитать книги. Нужно погрузиться в само понятие хоррора.
В своих работах использую часто эффект «зловещей долины». Не люблю ужас подавать как-то напрямую, должно быть что-то таинственное, вызывающее легкий дискомфорт. Рогатые зубатые тролли никого не пугают, а если изобразить лицо с неправильными пропорциями или пальцами, торчащими из челюсти, то это совсем другое дело. Вот игра Dead Space — хороший пример.
Ученикам советую не переходить сразу же в мрачное направление искусства, чтобы случайно резко не уйти в безвкусицу. Нужно сперва изучить основы традиционного и академического искусства, познать эстетику и потом только решать, куда двигаться. Сначала все познается в академизме.
Группа художника в VK
Портфолио художника на ArtStation
Комментариев: 0 RSS