В интервью с известным американским писателем Ф. Полом Вилсоном мы, вспомнив про «пиратские» российские издания его знаменитого бестселлера «Застава», попытались узнать, каково отношение автора к проблеме копирайта в эпоху Интернета. В ответ мистер Вилсон отослал нас к своим статьям на эту тему, опубликованным в личном блоге писателя весной 2010 года. Заручившись согласием автора, DARKER представляет вашему вниманию перевод (с определенными купюрами) этих статей.
Часть 1
Какого хрена?!?!?
Именно так: жирным курсивом, с подчеркиванием, с несколькими восклицательными и вопросительными знаками.
Почему?
Потому что меня обкрадывают все, кому не лень. Я знаю это, потому что сервис Google Alert почти каждый день сообщает о том, что торренты с моими произведениями качает весь Интернет — даже в столь удаленных местах, как Вьетнам.
Гоняться за этими воришками все равно, что играть в «ударь мышку» - прибей одного и тут же появятся еще двое. Некоторые авторы считают это ценой ведения бизнеса в эпоху цифровых технологий, но я думаю, что это просто помогает им сохранить здравомыслие. Некоторые сайты берут плату за скачивание (например, N долларов за 36 часов безлимитных скачиваний), а некоторые и вовсе никакой платы не взимают.
Но как бы они ни работали — они воры. Они берут мои произведения — то, чего не существовало бы без моего труда — оцифровывают их, а затем публикуют без моего разрешения. У меня вообще-то уже есть издатель. Мой агент воюет за каждый пункт авторского договора и уделяет внимание даже тому, как там расставлены запятые — раньше, чем договор попадает ко мне в руки. Я отдаю эту часть работы на откуп агенту в обмен на проценты с моих авторских роялти, из тех средств, которыми я оплачиваю ипотеку, еду, газ и все остальное, без чего невозможно нормально жить.
А эти ребята крадут продажи моих книг, что попросту называется «грабеж». А грабежом занимаются бандиты.
Но то, что меня окончательно выводит из себя — это то, как эти воры оправдываются.
Недавно я посетил один такой сайт — для халявщиков — с сотнями, может быть тысячами (я не считал) книг, доступных для скачивания, но только две из них были мои. Я говорю «только», но на самом деле многие из файлов на этом сайте являются подборками, которые включают, допустим, все 13 моих романов из серии о Наладчике Джеке, которые собраны в ZIP-архив. Все эти книги есть в электронной форме на Amazon и других легальных сайтах, так что каждая такая халявная загрузка стоит мне кучу роялти.
Я решил написать им письмо.
«Что ж, вы хотя бы не берете денег за мои произведения, но вы все равно крадете у меня. Вы копируете мою интеллектуальную собственность — то, чем я зарабатываю себе на жизнь — и раздаете это бесплатно. Я не собираюсь вам угрожать, потому что у меня нет ни времени, ни желания, ни средств, чтобы привести подобные угрозы в исполнение, но я просто прошу вас удалить мои произведения из вашей подборки. Это будет правильный поступок»
Просто, прямо, без угроз, обращаясь к лучшим качествам этого человека, не так ли? И он отвечает... присылая мне ссылку на свой сайт, чтобы я прошел несколько этапов проверки, являюсь ли я тем, от чьего имени я пишу, прежде чем он удалит мою собственность со своего сайта.
Вот в чем проблема с этим конкретным вором и с ему подобными: они считают, что оказывают услугу интернет-сообществу, делая «литературу» (его термин) доступной. Что ж, если они хотят делать это - отлично, пусть ограничиваются наименованиями, являющимися общественным достоянием — миллионы произведений, огромное количество литературной классики является общественным достоянием — и оставят в покое труд живых, пишущих в наше время авторов.
Говорят, они используют схему, по которой работают библиотеки: покупают одну книгу и раздают ее многим читателям. Они делают то же самое.
Ах-ах-ах. Библиотека получает книгу обратно от каждого читателя, который ее прочтет. И библиотеки платят за каждый экземпляр книг, стоящих у них на полках. В отличие от воров с торрентов. Эти скачивают множество разных книг с одного сайта и помещают их на свои собственные сайты. Затем кто-то скачивает эти книги у них и раздает на третьем сайте. Я знаю, потому что я скачал одну из своих книг с нескольких разных сайтов, и все они имели одни и те же ошибки форматирования. Они там занимаются клонированием копий. И, не неся никакой ответственности, не обращают никакого внимания на права писателя.
Но что меня побудило к написанию этой статьи — шоу Колберта, которое показывали вчера вечером. Гостем передачи был балбес по имени Дэвид Шилдс, который хочет, чтобы «авторы забыли про частную собственность и создавали новые формы для 21 века».
Напыщенный клоун. Однако Колберт отличный интервьюер для такого рода людей. Одна из его ремарок была прекрасна:
«Могу ли я создать новую форму для 21 столетия, проигнорировав право на собственность и поломав дверь своего соседа? Потому что знаете, что будет отлично смотреться в моем доме? Ваши вещи»
По большому счету, это подводит итог подобным разговорам.
Можно ли прийти в студию скульптора, сделать слепки с его работ, а затем продавать их в своей галерее? Конечно же, нет. Но почему-то считается нормальным прийти к писателю, украсть его работу и дублировать ее до бесконечности.
Вас это устраивает?
Хорошо. Меня — не устраивает. Извращения морали, подобные этому, выводят меня из себя, заставляя бормотать: Какого хрена?!?!?
Часть 2
Прежде всего, посмотрите-ка вот это идиотское видео от группы, которая называется questioncopyright.org. Ролик длится всего минуту, хотя кажется более длинным:
//www.youtube.com/watch?v=IeTybKL1pM4
Это видео помогло мне лучше понять людей, ворующих файлы. Я-то думал, что это просто аморальные социопаты. Но этот ролик дает понять, что они просто не способны к критическому мышлению, что доказывают следующие строчки из звучащей в видео песенки (сочиненной кем-то по имени Нина Пэйли):
Если я украду твой велосипед, тебе придется сесть на автобус.
Но если я скопирую твой велосипед, то у каждого из нас будет по велосипеду.
Скопируешь велосипед? Каким образом, сделаешь скан, что ли? Или скачаешь? Чтобы скопировать мой велосипед, тебе придется потрудиться. А перед «копированием» тебе надо будет узнать, как варить металл, как и какие инструменты использовать. А затем (приготовь ватку с нашатырем, тебе она сейчас понадобится) придется купить (вот ведь заковыка-то!) металлическую трубу, шины и шестерни и потратить время на то, чтобы все это собрать, попутно подумав, как сделать систему переключения скоростей. Возможно, ты вспотеешь. Возможно, ты запачкаешь ручки.
И знаешь что? В конце концов, ты создашь что-то, чего раньше не было. Это не будет копией, это будет твоим. И тогда, может быть, все эти клоны с украденными дисками и книгами в конце видеоролика не будут казаться тебе столь милыми.
Делиться идеями со всеми -
Вот почему копирование это так весело!!!
Ага. Тонны веселья — когда то, что ты копируешь, кто-то другой создавал в поте лица и зарабатывает этим себе на существование.
Всякий раз, когда я говорю об этом, мне отвечают: «Эй, посмотрите на группу Grateful Dead — они разрешают людям записывать на видео свои концерты и делиться этими записями, и это только увеличивает аудиторию их шоу!»
Яблоки и апельсины. Доходы Grateful Dead идут от их выступлений, а не от продаж дисков с их музыкой. Эти так называемые «пиратские» видео (по факту, они не могут считаться пиратскими, так как сделаны с разрешения самой группы) — рекламируют их концерты, а концерты у них не бесплатные. И вам придется заплатить, чтобы увидеть живых Grateful Dead (эта непреднамеренная игра слов... ну ладно, немножко преднамеренная, конечно).
С другой стороны, для автора изданные книги — это его «концерты». Отрывки из книг, доступные всем бесплатно, могут привлечь новых читателей, но, если книги автора не продаются — автору нечего есть. Разумеется, новый (или просто бездарный) автор, не имеющий перспектив для продажи своих книг, может предлагать свои работы для бесплатного скачивания в надежде получить читательскую аудиторию для других, будущих своих книг. Но это его книги, это его дело, что он выберет, как он пожелает поступить со своими работами.
«Скачивание книг с торрента не обязательно ведет к падению продаж»
Правда, что ли? Я это слышу так часто, что уже тошнит. Не знаю как вам, но мне достаточно зайти в свою электронную почту, чтобы увидеть предложение бесплатно скачать любую книгу любого автора. Я скачал собственную книгу с пиратских сайтов, чтобы посмотреть, какое качество они предлагают (в основном это текстовые файлы). Я был вынужден их отслеживать. Я должен был гуглить пиратские сайты, чтобы отыскать там свои произведения.
Так что лично для меня очевидно, что вы не можете незаконно скачать какую-либо книгу, если не предпримите для этого определенный поиск. И вы не пойдете на поиск, если вам это не интересно. Ну а если вы заинтересованы в достаточной мере, то, не найдя халявы, вы с большой долей вероятности пойдете и купите нужную вам книгу за несколько долларов.
Так что - да, это потерянные продажи. Может, и не на 100%, но кому-то легче от того, если это потеря 75% продаж? Только с четырех пиратских сайтов - 4shared, scribd, wattpad и docstoc — более трех миллионов скачиваний, и еще больше с крупнейшего пиратского сервиса rapidshare. Мы говорим об очень серьезных кражах.
«Пиратские скачивания позволяют людям знакомиться с книгами и генерируют в итоге больше продаж»
Какая наивность. Люди действуют согласно определенным моделям поведения. Люди, которые крадут без негативных для себя последствий — продолжают воровать («вор» - это правильное слово, потому что те, кто это делают, прекрасно понимают, что у них нет на это права). Если вы украли мой роман «Могила» и он вам понравился, вы тут же побежите в Amazon, чтобы купить за деньги «Заставу», «Наследия», «Заговоры» и другие мои книги? Вы собираетесь заплатить даже те жалкие 2, 99 доллара, которые я указал на ценнике для своих старых произведений? Когда почти каждое долбаное слово, которое я когда-либо написал, свободно доступно для бесплатного скачивания?
Не знаю, как на вашей планете, но на моей подобного не происходит.
1 Zлыдень 04-08-2013 11:11
Как мне кажется, пример с группой Grateful Dead не очень удачен. Группа Radiohead, к примеру, в 2007 году выложила в Интернет для свободного скачивания свой альбом In Rainbows, позволив желающим самим определить цену. Кто-то качал бесплатно, кто-то переводил деньги - в итоге музыканты не остались в проигрыше. Однако, оговорюсь, что со следующим альбомом они поступили иначе, отказавшись от схемы свободной оплаты. Впрочем, и альбом признали не особо удачным, в отличие от In Rainbows.
Но прецедент существует. Во всяком случае, в музыкальной среде. Возможно ли, что писатель, выложив свой труд и предложив людям самим оценить этот труд, не потеряет в выгоде? По-моему, вполне.
2 Парфенов М. С. 04-08-2013 18:14
Это мне подсказывает, что в этой связи слова о том, что
не соответствуют истине.
И еще, надо понимать, что когда они выложили свой альбом, это сослужило им большую рекламу именно в качестве прецедента. В дальнейшем такого рода реклама в таком масштабе была невозможна - случай был бы уже не первый, эффект новизны, "революционности" значительно снизился.
Ну и вообще не стоит путать разовые акции с общей практикой.
->
3 Мельник 21-07-2013 20:14
По делу сказано, чего уж. Воровство оно и есть воровство, какими бы понятиями его не пытались подменить.
4 Tina 21-07-2013 18:40
Покупать в интернете не всегда удобно.
Приведу пример. Я вот очень полюбила Гиллиан Флинн. Недавно вышел перевод её последнего романа, у нас в интернет-магазинах книги долго не было (только вчера появилась вот, но мне без толку - я книгу уже дочитываю). Я хотела её купить, но негде было. Я пошла на литрес. На литресе, как обычно - Донцова, Акунин и прочее дерьмо. Там не было Флинн вообще - ни старой, ни новой. Я искала возможности КУПИТЬ книгу по всему интернету - единственным критерием было наличие перевода или возможность заказать в бумаге на украинском сайте. Не нашла. Плюнула на всё и скачала.
Для того, чтобы я покупала электронные версии, у сайтов, их продающих, они должны появляться в первую очередь, раньше, чем у пиратов. Но это большая редкость.
5 Парфенов М. С. 20-07-2013 17:18
Я еще замечу, что Вилсон, не разбираясь в деталях технических, ошибается немного насчет "бесплатных" и "платных" пиратских сайтов. Типичная схема по которой пиратские сайты сейчас монетизируются - это за счет наращивания посещаемости (а когда они дают людям халяву, то посещаемость, само собой, растет) и размещения на самом сайте рекламы за деньги (рекламируют все что угодно при этом - от вирусных сайтов до порнографии). Т.е. они раздают да, бесплатно, но выгоду получают вполне конкретную. Это не "из любви к ближнему" делается и не "ради свободы литературы", отнюдь. Что еще раз подтверждает правоту автора в оценке деятельности пиратов как воровства.
6 delfin-mart 20-07-2013 19:24
Вот поэтому меня так взбесил Либрусек - мало им рекламы, они еще и абонентскую плату теперь берут, а авторам как не платили, так и не платят. Хамство вообще-то.
7 Eucalypt 21-07-2013 02:07
Сотрудничали ли вы с букмейт?
//publisher.bookmate.com/
8 delfin-mart 21-07-2013 12:42
Нет, а вы? Посмотрела - интересно. Технология, похоже, другая. Не та, что на Публиканте.
Если книги будет невозможно украсть - тогда и пиратства не будет ))
Я это так вижу в будущем: автор делает е-книгу (сам или через изд-во), выкладывает в публичную е-библиотеку. Собирает денежку. А читатели, которым страсть как захочется иметь эту книгу всегда у себя, на полочке - может там же, в библиотеке или издательстве заказать копию книги на мат.носителе - скажем, на 3D принтере. При попытке скопировать эту мат.копию на сканере - копия рассыпается обратно в тот целлюлозный порошок, из которого ее напечатали.
И все! Никаких пиратов. ))
9 Парфенов М. С. 21-07-2013 12:59
Технология заимствована зарубежом, разумеется. Формат плата за "подписку". Но реализовано лучше, конечно, чем то, что обсуждалось ниже.
10 saga23 21-07-2013 09:20
Еще есть Литмаркет. Цену ставь любую. Но условия - объем не менее 3 алок, минимум ошибок (проверяют), сам верстаешь, ну, и могут отказать, мол, это не реализация книги, а самопубликация (чего устроителям площадки не надо, для этого СИ).
Всякая помощь - верстка, редактура, оформление возможна за отдельные деньги.
Я вот хочу сам всё сделать.
11 delfin-mart 21-07-2013 12:24
Мне нравился проект Литмаркета и я его поддерживала в самом начале, но потом рассорилась с владельцем и организатором по причинам, не относящимся к торговле. И с тех пор не имею с ним дела.
12 Парфенов М. С. 21-07-2013 12:38
Такого рода проекты не так должны реализовываться, имхо.
13 delfin-mart 21-07-2013 12:55
Да, собственно, там всего лишь торговая площадка для файлов. Нормального е-магазина не было и, кажется, нет.
Ну, может, что-то в будущем планируют...
14 Парфенов М. С. 21-07-2013 12:58
Я имею в виду, что там какой-то нулевый пиар, нулевый ассортимент... Статистика посещаемости отсутствует, но что-то подсказывает, что она минимальна.
15 saga23 21-07-2013 16:21
Его смысл, как я понимаю, дать авторам возможность что-то свое предложить к продаже.
Сейчас многие кричат, что денег нет за мои гениальные файлы, вот кошелек прилеплю. Но это наивно, хотя и показательно: у многих нет читателей.
Поэтому и нужны пробные площадки, без мусора.
А нет рекламы, так он еще толком не заработал. Чего шуметь в пустую?
16 delfin-mart 21-07-2013 13:04
Михаил, вы как всегда, в корень глядите
Эта же проблема - рекламы, продвижения и ассортимента всегда была в книжных (бумажных) магазинах. Драки между оптовиками и изд-ми за полки, плата за вхождение на рынок и пр. И вот на электронных площадках то же самое и даже острее!
На том же букмейте, который указал Сергей, я заметила фразочку типа - мы подскажем вам, как выводить книгу на первые места - что-то вроде этого. Я так понимаю, это способ монетизации услуг владельца по типу Прозы ру )) Я детально не разбиралась пока, но тенденция понятна ))
17 Парфенов М. С. 21-07-2013 15:26
Подобным стартапам было бы легче развиться до чего-то серьезного, находись они в равных условиях, у пиратов же заведомое конкурентное преимущество, которое убивает любое начинание. ЛитРес смог продвинуться, но в это очевидно были вложены серьезнейшие средства. Плюс они были созданы изначально несколькими крупнейшими пиратскими библиотеками, то есть имели базу для развития большую, чего у большинства стартапов нет и не будет.
18 Eucalypt 20-07-2013 11:17
Текст хороший и правильный.
Однако стоит признать, что мир изменился, и писателям то же надо трудиться над стимулированием продаж: встречи с читателями, выступления за гонорар (практика в США, почти не бывает у нас), коллаборацииъ, участие в самоорганизованных ярмарках, издавать самим книги, без посредничества (и опыт амазоновской платформы показателен).
19 saga23 20-07-2013 10:38
Мне вот лень. Могу и не читать. Легко. Если на то пошло. 90% современных писателей можно смело не читать, а уж качать...
А на остальные, может, наскребу, а может, и нет.
20 delfin-mart 20-07-2013 01:14
Мне кажется, это все вопрос технологий. Люди не хуже, и не лучше в разных странах, все примерно одинаковы. И главное: склонны делать так, как им удобно.
Если за книги любимых авторов будет платить так же просто, как скачивать их бесплатно в сети, люди будут покупать электронные книги.
И сами же пираты, желая нажиться с каждой скаченной книги, в итоге эти технологии создадут. (Капиталисты сами продадут нам веревку... (с)перто у классиков марксизма ))
Либрусек сейчас вводит какие-то новые фишки, чтобы получать деньги с клиентов. Так что - все будет со временем. Жадность фраера погубит ))
21 Парфенов М. С. 20-07-2013 07:05
Бесплатно - всегда удобнее, чем за деньги.
Они просто перестали ("их перестали") быть пиратами.
22 delfin-mart 20-07-2013 13:05
Не перестали. Авторам они как не платили, так и не платят ничего. И заливают им тексты все так же кто попало.
И все-таки пиратство - вопрос технологий в первую очередь. Простоты оплаты и простоты закрытия пиратских сайтов тоже. Нужны международные соглашения, нужны более совершенные технологии.
А еще хорошо бы, чтоб у нас побольше было торговых площадок для е-книг. Для оздоровления конкуренции.)) Литрес - не знаю, как сейчас, но раньше у них договора с авторами были весьма кабальными. Что-то вроде 40% от продаж они хотели. Но точно не помню, я с ними не работала.
23 Парфенов М. С. 20-07-2013 17:08
Ну если не перестали, то значит вот прямое доказательство того, о чем я давно везде говорил. Пиратство - это бизнес, а вовсе не "ради свободы информации". Причем бизнес поганый.
24 delfin-mart 20-07-2013 19:21
Конечно.
25 Eucalypt 20-07-2013 11:12
Соглашусь с Михаилом, что бесплатно - невероятный конкурент. Ведь дело в том, что сейчас платить за электронные версии ОЧЕНЬ удобно. Посмотрите на литресе: там десяток, если не больше вариантов оплаты. Года четыре назад я так же приводил аргумент с технологией оплаты, но сегодня - это больше не аргумент. Тем более, что мы все больше и больше используем безналичный расчет, привязываем карточки к гаджетам и тп и тд.
26 delfin-mart 20-07-2013 13:08
Я отсталое существо. )) Ни гаджетов у меня нет, ни карточки я никуда не привязываю, потому что опасаюсь, что деньги свистнут. Был у меня Сбербанк-онлайн - так их грабанули нехило, причем свои же сотрудники, и я эту тему прикрыла для себя.
Почему-то все цифровые легкости - они как-то в первую очередь облегчают жизнь ворам )))
27 Парфенов М. С. 20-07-2013 17:13
Ну если руки кривыене обижайтесь, но ничего сложного в электронных валютах нет. Тем паче, что даже нет нужды заводить электронную валюту, уже давно на том же Литресе есть оплата смс-ками. Уж смс отправить с мобильного сейчас любой подросток может.Проблема в том, что:
а. бесплатно ВСЕГДА лучше, чем платно. Это нормально, что большинство выбирает бесплатность. Тем более, что это ничем ведь не грозит потребителю.
б. пиратских сайтов в сотни раз больше чем не-пиратских. То есть какой-нить легальный магазин еще искать надо, а по пути попадешь на десяток-другой пиратских сайтов.
Так что посмотрим, как с антипиратским законом будет. По идее, должно привести к сильному снижению по пункту б. Но там сначала по видео-контенту будет идти, до книг когда доберутся - неясно.
28 delfin-mart 20-07-2013 19:27
Я надеюсь, что легальные продажи будут расти. И ситуация будет меняться. Так что магазин при Даркере - это хорошая штука на будущее.