DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Наедине с трупом

Зловещие похороны / Funeral siniestro

Колумбия, 1977

Жанр: триллер, мистика

Режиссер: Хаиро Пинилья

Сценарий: Хаиро Пинилья

В ролях: Констанция Ринкон, Дерли Диаз, Мириам Маргарита Фаджардо, Глэдис Лопез, Антонио Кардона Миллан, Луис Гонзало Пенья

Похожие фильмы:

Хоррор Латинской Америки и, в частности, Колумбии, к сожалению, весьма редко попадает в международный прокат. Хоррормейкеры оттуда, едва став известными, сразу же мечтают перебраться в Голливуд и снимать большое студийное кино. Иным это удается: Федерико Альварес и его друг Рудольфо Саягес переехали в США, где стали авторами ремейка классики их патрона Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы» и собственной франшизы «Не дыши». Однако многие остаются знаменитыми в узких кругах, и их фильмы усилиями киноманов со временем получают культовый статус.

«Зловещие похороны» не только признаются обозревателями лучшим фильмом «колумбийского Хичкока» Хаиро Пинилья, но и чуть ли не первым саспенсом этой страны. Последнее утверждение спорно, но проверить мы не можем — едва ли в России есть хоть один специалист по колумбийскому киноискусству. Тем не менее на этой территории фильмы начали снимать еще в начале XX века. Особую роль сыграли итальянцы братья Ди Доменико, которые приехали в Боготу в 1909 году и основали там первую кинокомпанию.

Хаиро Пинилья не сразу пришел в кинематограф. Он изучал электронный инжиниринг в Промышленном университете Попаяна и одно время работал в Мексике, где как раз и заинтересовался кино. По сравнению с колумбийским, мексиканский кинематограф более известен. В середине XX века там уже активно снимали жанровое кино, так что Пинилья вернулся в Колумбию с определенным багажом знаний и с техническими умения благодаря своей профессии инженера-электронщика. Первые его работы были документальными короткометражками, о которых практически ничего не известно. Зато его игровой дебют стал самой известной работой режиссера и единственный переведен на русский язык.

«Зловещие похороны» напоминают «Вия» Н. В. Гоголя. Возможно, Пинилья читал повесть русского классика или видел советскую экранизацию, тем более что СССР неоднократно сотрудничал с Колумбией в сфере кино («Кентавры», «Избранные»). Бюджет у постановщика был крайне скудным, так что никаких монстров здесь нет. Собственно, с повестью Гоголя эту картину роднит лишь последняя треть, где 13-летняя девочка должна провести ночь в компании гроба с телом мачехи, которая изводила ее при жизни и которую местные жители не без оснований считали ведьмой.

В фильме также очевидны отсылки к другой знаменитой сказке — «Золушка». Вредная мачеха, добрая в присутствии дяди, но безжалостная к девочке, когда никто не видит, — вам это ничего не напоминает? Смерть отца, с чьих похорон начинается фильм, наверняка тоже произошла по ее вине. Дело в том, что мачеха весьма искусна в черной магии — именно за этим страшным занятием ее и застает садовник, ставший ее следующей жертвой.

Первая половина фильма не кажется такой уж интересной. Повторимся, денег у режиссера не было, поэтому все действие происходит в пределах одного строения. Однако во второй половине колдунья неожиданно погибает в погоне за девочкой, и вот тут-то начинается тот самый саспенс. Пинилья соединил мотивы Шарля Перро с ночным бдением у гроба, чем сумел нагнать жути. Девочка боится даже мертвую мачеху, ей все время кажется, что она вот-вот очнется, и это тревожное ожидание режиссер сумел передать зрителю. Из второй половины фильма постановщик почти полностью убрал диалоги, сопроводил тревожной эмбиентной музыкой, применил контрастное освещение, словно в фильмах эпохи экспрессионизма, да еще вставил эпизод жуткого сна, как будто снятого Луисом Бунюэлем и Сальвадором Дали для «Андалузского пса», но не вошедшего в итоговый фильм.

Избегая явной мистики, постановщик здорово играет на нервах зрителя, заставляя гадать, очнется или нет мачеха. Фактически вторая половина ленты балансирует на грани сна и яви, так что даже финал можно трактовать неоднозначно. Возможно, все события — всего лишь отражение страха девочки перед усопшей мачехой-тираном. Она не верит в ее смерть и боится, что мачеха вот-вот оживет. Дети нередко боятся мертвых тел, в их сознании еще нет понимания, что смерть — это естественная часть жизни. Об этом героине фильма как раз и говорит в финале дядя, как бы открывая неопытному сознанию, пребывающему в фантазиях, одну из истин бытия. Столкнувшись со смертью, девочка прошла инициацию и уже готова вступить во взрослый мир.

«Зловещие похороны» можно сравнить с шедевром испанца Виктора Эрисе «Дух улья», в котором девочка Ана, также живущая в деревне, находилась в плену своего воображения после просмотра классического хоррора «Франкенштейн» (1931). Пинилье, без всяких монстров и насилия, удалось во второй части то, что выходит нечасто и у более знаменитых хоррор-фигур, — уловить и передать чистую эмоцию детского страха перед обычным хладным телом мачехи-тирана, которое в ее детском воображении предстает готовым ожить монстром. Саспенс, продемонстрированный Пинильей, вполне сопоставим с образцами стиля Альфреда Хичкока, Дарио Ардженто или Джона Карпентера, но вот их-то знает каждый образованный кинозритель, а кому ведом один из основателей колумбийского хоррора?

В дальнейшем режиссер снял «Золотую пирамиду» (1984) — свой самый коммерчески успешный фильм, во многом благодаря экшен-сценам и сюжету, напоминающему франшизу «Индиана Джонс». Однако в целом Хаиро Пинилья и в 1980-е гг. работал в жанрах триллера/ХОРРОРА. Вот только эти фильмы, в отличие от «Зловещих похорон», мало кому известны, хотя их постановщик — безусловно значимая фигура на небосклоне латиноамериканского хоррора. Он заслуживает, чтобы его имя помнили потомки.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 katarina 22-01-2022 21:05

    Спасибо за рецензию, давно искала этот фильм, но забыла название)

    Учитываю...