DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

От рассвета до заката

Существует несколько совершенно классических для жанра ужасов чудовищ. Без них просто невозможно вообразить это направление в целом. Это как представить борщ без свеклы, томатный сок без томатов и киносагу «Сумерки» без «рофлов». Речь идет о мумии, монстре Франкенштейна, оборотнях и, конечно же, вампирах, которые оставили свой кровавый след как в книгах и кино, так и в видеоигровой индустрии.

Тянется он до сих пор, но обнаружить его истоки оказалось довольно сложно. Пожалуй, одним из самых ранних проектов про вампиров можно считать серию игр Transylvania (1983-1990). Представляли они из себя классический иллюстрированный текстовый квест с сюжетами про корону, принца, принцессу и вампиров, главный среди которых Дракул. Да, вот вам и пополнение в полку Алукарда, Драука и Драскулы. Несмотря на интересную стилизацию, Transylvania остается достаточно непримечательным проектом в рамках вампирских видеоигр, ведь эпоха текстовых квестов уже шла к завершению, и даже портированная в 1993 году на Windows версия более красивой Dracula in London не смогла изменить этого.

Пока текстовые квесты мучились, ехидно смеялись взошедшие на пьедестал аркады и платформеры в лице серии Castlevania. Забавно, но именно азиатские страны к концу восьмидесятых подхватили вампирскую эстафету и начали выдавать игры одна за другой. В рамках серии Castlevania лишь Konami с 1986 по 1990 гг. выпустила семь проектов вампирской тематики. Проникнувшись европейским колоритом, эстафету подхватили и остальные: в 1993 году выходит японская Rusty, напрямую вдохновленная похождениями Бельмонта, разве что с добавкой в виде аниме-стилистики и сексуализации персонажей. Главная героиня, вооруженная кнутом на манер главного героя Castlevania, проводит геноцид нечисти и сверкает обнаженными бедрами, стараясь вернуть похищенную сестру. Противников здесь полно, но выше всех стоит вампирский граф. В целом получился достаточно стильный в визуальном плане проект, сюжетные иллюстрации которого смотрятся неплохо до сих пор. Спустя четыре года свою Castlevania захочет корейская студия FEW, и свет увидит малоизвестная Bloody Aria. Вампирский замок, нечисть, очередной геноцид, но уже в формате полноценного 3D. На протяжении почти десятилетия Castlevania оставалась единственной по-настоящему стоящей серией о вампирах, и многие ориентировались именно на нее. Были, конечно, исключения в виде Bram Stoker's Dracula, вышедшей в 1993-м и представляющей шутер от первого лица, но игроков этим было не впечатлить.

Наконец в 1996 году состоялся релиз культовой Blood Omen: Legacy of Kain. История об убитом разбойниками дворянине, который ради мести возродился вампиром и был призван восстановить равновесие в умирающем мире, сильно полюбилась многим игрокам. Наконец-то перед ними открывалась перспектива лично примерить на себя роль вампира со всеми каноничными особенностями, которые заложил еще Брэм Стокер, – превращением в летучих мышей, волка, жаждой крови и одурманиванием людей. До кучи всю историю сопровождали прекрасный визуальный стиль и драматичная сюжетная линия об амбициях, истине и судьбе. Серия Legacy of Kain (1996-2003) насчитывает пять игр, на протяжении которых нам предстоит узнать очень многое об истории вампирской расы и их проклятии, а нить сюжета будет закручиваться все сильнее, проводя нас через столетия и эпохи, пока в итоге не приведет к эпическому финалу.

Конец девяностых и начало нулевых – это время совершенно особенное. На свет выходят культовые фильмы: «От заката до рассвета», «Другой мир», «Блэйд», «Королева проклятых». Меняются эпоха, декорации, кино и, конечно, видеоигры. В 2001 году выходит From Dusk Till Dawn — игровая адаптация культового фильма Роберта Родригеса и Квентина Тарантино «От заката до рассвета». К сожалению, проект мало кому запомнился и оказался проходным, хоть и достаточно весёлым, с возможностью вести отстрел вампирской напасти. Выходит в свет Nocturne, как бы забавно это ни звучало. Ныне малоизвестная, но оказавшая большое влияние не вампирский игропром, она давала игрокам возможность почувствовать себя в роли охотника на нечисть из секретной организации. Первым же заданием было убить вампира в немецком замке Гауштадт. Преданные фанаты BloodRayne уже наверняка заметили связь.

Дело в том, что Nocturne разрабатывалась студией Terminal Reality, которая ответственна за создание дилогии BloodRayne. Многие элементы перекочевали именно из нее: замок Гауштадт, где начинаются события первой части BloodRayne, клинки-тонфу, которые в Nocturne использовала дампирша Светлана Люпеску, и даже артефакт «Сердце Белиара» – магический камень из первого акта Nocturne. Связано это было с тем, что Terminal Reality сильно любили свою игру, но не желали передавать авторские права издателю, в результате чего и появилась совершенно иная игровая вселенная.

Вышедшая 15 октября 2002 года BloodRayne собрала оценки выше среднего и сразу же нашла своих фанатов. В распоряжении игрока оказывалась ловкая рыжая девушка-полувампир по имени Рэйн в обтягивающем костюме, с двумя экзотичными клинками на манер тонфу, широким декольте и проработанной физикой груди. Против такого лома — нет приема, а добавьте к этому нацистов, широкий арсенал оружия, систему расчленения противников и акробатические трюки, у-уух! Сюжет тоже был на уровне и повествовал о нацистской организации по борьбе с паранормальным, которая отчаянно пыталась найти останки древнего арийского воина. Спойлер: нашли, но вместо воина перед ними оказался разъяренный демон. BloodRayne была обречена на продолжение.

А пока одной половине игроков снился образ очаровательной Рэйн, другая решила испытать себя в Nosferatu: The Wrath of Malachi (2003), что часто упоминается в нашем журнале. Классический шутер от первого лица в духе Bram Stoker's Dracula (1993) основан на сюжете одноименной кинокартины. Проект получился на удивление неплохим и даже реиграбельным за счет интересной на тот момент генерации локаций, которая делала каждое новое прохождение уникальным. Главная задача – спасти родню из лап графа, попутно зачищая замок от вурдалаков и упырей. Количество спасенных персонажей напрямую зависит на то, как сложно игроку будет вести финальный бой — неравный, но увлекательный — с порождениями ночи. Не забываем запастись распятием, мечом, колом и огнестрельным оружием!

Год спустя выходит продолжение BloodRayne. Еще более вызывающая, жестокая и стильная, игра плотно закрепилась в сознании людей. Многое осталось без изменений: клинки, костюм, элементы акробатики и возможность пополнять здоровье прямо во время боя, давая Рэйн наброситься на врага, обхватить его ногами и выпить кровь, оставляя при этом в замешательстве с немым вопросом: «Почему он, а не я?» Одной из особенностей стала возможность мгновенного умерщвления противника путем насаживания его на острые предметы или отправки в огонь, электричество и т. д. BloodRayne 2 не продолжала оригинальный сюжет, события происходили уже 70 лет спустя в современном мире. Главные противники – культ вампира Кейгана, отца Рэйн, которому она желает отомстить. Как оказалось, этого вполне достаточно для выстраивания привлекательной игры. Однако, несмотря на успехи BloodRayne и полученные киноэкранизации, игроки так и не дождались продолжения. Лишь экшен-платформер в лице BloodRayne: Betrayal, вышедший в релиз 7 лет спустя, смог хоть немного облегчить боль преданных поклонников Рэйн.

Но 2004 год подарил нам еще одну культовую вампирскую игру. Правда, прежде чем рассказать о ней, отмотаем время на четыре года назад, до выхода Vampire: The Masquerade – Redemption. Действие этой игры происходит в сеттинге настольной игры «Мир Тьмы», где есть место вампирам, оборотням и прочей нечисти. В роли протагониста – обращенный в вампира рыцарь-крестоносец, который на фоне противостояния двух кланов должен отыскать потерянную любовь. В целом игра была принято тепло благодаря продвинутой на тот момент графике и легко окупилась за счет популярности сеттинга «Мира Тьмы», а потому появление второй части серии не заставило себя ждать.

Итак, проходящая через производственный ад и замахнувшаяся на высокие горизонты, Vampire: The Masquerade – Bloodlines вышла из тьмы в 2004-м. Мало можно вспомнить настолько спорных проектов, которые одновременно поражают воображение задумками с геймплейными особенностями и портят все впечатление огромным количеством багов. Прямо как Cyberpunk 2077! Тем не менее Bloodlines можно назвать четвертой культовой вампирской игрой: выбор кланов с уникальными особенностями, продвинутая ролевая система, приятная боевка, графика, механика магии, взаимодействие с компьютерами, почтой, магазинами и многое-многое другое. GTA от мрачного «Мира Тьмы», в которой игроку придется пройти нелегкий путь новообращенного вампира. Можно сказать, что феномен Vampire: The Masquerade – Bloodlines заслуживает отдельной статьи, ведь её история по-своему актуальна, сродни провалившемуся на старте фильму Карпентера «Нечто», в итоге ставшему культовой классикой.

BloodRayne и Bloodlines ознаменовали собой рассвет вампирских игр и, истлев в его же лучах, отправили игроков к закату. За весь период с 2004 до конца 2021 года появился лишь один действительно примечательный проект – Vampyr (2018). Замечательную РПГ с открытым миром в охваченном эпидемией Лондоне, где нам, обратившись в вампира, нужно найти ответы на вопросы: откуда взялась болезнь, почему мы обратились и что делать дальше – спасать людей, как поступил бы врач, или убивать их, став охотником? Прекрасная графика, драматичная история и нелегкие моменты морального выбора. Влияние на судьбы персонажей и сеттинг чумы создают небольшое послевкусие отечественной Pathologic.

Конечно, были и другие видеоигры: Vampire Rain (2007), Blood Knights и DARK (2013), да и… в общем-то, все. Разве что эксклюзивная для PS3 Infamous: Festival of Blood (2011) может считаться неплохой игрой и визуальная новелла Vampire: The Masquerade – Shadows of New York. По-настоящему эффектный след вампиры оставили в DLC к «Ведьмаку 3» – «Кровь и вино», а также дополнению TES: Skyrim – Dawnguard.

Этот кровавый след тянулся с восьмидесятых годов прошлого века, давая нам увлекательный опыт взаимодействия с одним из самых легендарных мифических образов в искусстве и фольклоре. К сожалению, мы прошли по нему от рассвета до самого заката и стоим посреди ночи, в которой не сверкают огоньки хищных глаз. Однако у вампиров есть ещё одна особенность – их нельзя убить наверняка. И кто знает, может, находящаяся в разработка Vampire: The Masquerade – Bloodlines 2 однажды выйдет в релиз и продолжит этот кровавый след…

Комментариев: 2 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Используйте, пожалуйста, нормальные имена и ники.
Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии не анонимно.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Eucalypt 23-11-2021 13:00

    Маскарад — великая игра. Как и все игры Тройки ))) действительно, заслуживает отдельной большой статьи. Очень обиден её провал. Я играл уже в чуть более позднюю и более пофиксенную версию, и это было огромное наслаждение. НО! Ведь ее фанаты до сих пор чинят, восстанавливают вырезанный контент и прочая. И версия, доступная сейчас, даже ещё круче чем та, в которую я лет десять назад играл.

    Учитываю...
    • 2 Мустафин Т. Р. 23-11-2021 14:01

      Eucalypt, да, удивительно что спустя даже столько лет Маскарад сохраняет свою базу.

      Два года назад знакомился с фанатским изданием, куда внесли большое количество исправлений и улучшений. Играть стало гораздо комфортнее, если сравнивать со временем первого знакомства с игрой. Но оказалось неофициальный патч расширяется и обновляется до сих пор.

      Думаю, придется вскоре еще разок погрузиться в мир игры и надеюсь на то, что вторая часть сможет вызывать не меньший восторг в момент своего релиза.

      Учитываю...