DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Роман Бубнов: «Чтобы научиться делать кино, надо кино снимать»

Роман Бубнов – писатель, сценарист, начинающий режиссер и продюсер. В 2018 году он дебютировал со своим короткометражным хоррором «Кто там?», получившим награду на международном фестивале Los Angeles Film Awards. Это была история про девушку, которую преследует странный незнакомец с непонятными и загадочными подарками. В марте 2019 года у Романа вышел второй короткометражный фильм, который называется «Кошмариум». Это история про необычную настольную игру, которая провоцирует участников на жуткие поступки. Сейчас Роман готовится представить потенциальным инвесторам свой первый большой полнометражный проект, а пока мы побеседуем с ним о короткометражном кино – как его снимать, для кого и, главное, зачем.

Роман, добрый день, для начала расскажите в двух словах о себе.

Здравствуйте. Меня зовут Роман Бубнов, я молодой режиссер и работаю в жанре хоррора. Собственно, обычный парень, который мечтает поднять российское кино с колен, снять с ограниченным бюджетом картину, которая облетит весь мир и многократно окупится в прокате. Которая принесет признание отечественной мастерской хоррор-жанра. Думаю, я не первый и не последний такой сумасшедший.

Полагаем, это вполне реально. Первая и вторая части «Пиковой дамы» – это уже заметный прорыв для российского кино. Так почему бы не попробовать превзойти успех этих творений?

А как вы пришли к созданию короткометражных ужастиков.

Все просто. Много лет назад я начал писать короткие рассказы. В основном это были триллеры. Самые известные – «Шесть дней на краю Вселенной», «Странное дело доктора Чима Холла», «290 секунд», «Пассажир 27G» и другие. Последний был опубликован в прошлом году в сборнике «Русская фантастика 2018» у Эксмо. А из «Шести дней» получился в итоге целый научно-фантастический роман «Гелиос. Жизнь после нас», который позже номинировался на премию АБС Стругацких.

Причем книгу рекомендовал лично Владимир Ларионов, создатель литературной премии «Интерпресскон». Я, если честно, до сих пор в шоке и не могу в это поверить. Жизнь непредсказуема.

А как в итоге вы пришли к кинематографу? Что вас побудило сменить профиль писательского ремесла? Вы же сами и снимаете и пишете сценарии.

Так и есть. Мне кажется, новеллизация (переделка сценариев в книги) и экранизации (переделка книг в сценарии) – это довольно схожие ремесла. Основы драматургии одинаковы везде. Дело немного в другом. Понимаете, лично для меня только сидеть и писать – это чертовски скучно. Я всегда художественно оформлял свои работы: делал к ним иллюстрации, рисовал карты, придумывал внешний вид персонажей, макетировал обложки. То есть мне одного текста всегда было недостаточно. А потом я вдруг понял, что хочу сам именно снимать свои истории. Хочу делать их еще лучше. Хочу общаться со зрителем через картинки на экране, а не через буквы. Хочу быть визионером.

И что вы сделали?

Начал пробовать. А параллельно читать различные учебники по кино. Ходить на мастер-классы. Смотреть обучающие ролики на YouTube. Цель была именно перейти на новый уровень. На профессиональный уровень. В сумме я потратил на саморазвитие наверно тысячу часов. Не меньше.

А верно, что вы уже снимали ранее что-то, причем ролики получали какое-то признание?

Все правильно. Как любитель, я снимаю с самого детства. Если не углубляться в далекое прошлое, не так давно я трижды участвовал в конкурсе Jameson Done in 60 Seconds. Дважды побеждал и ездил в Лондон от России. Это было в 2012 и 2015 годах. Возможно, вы видели мои одноминутные ролики Commando и Being Jason Bourne. Не супершедевры, но и лажей их не назовешь. Жаль, что конкурс закрыли.

Расскажите пожалуйста про вашу первую короткометражную работу в жанре хоррора.

Мой первый профессиональный короткий метр я сделал в 2018 году. Фильм получил название «Кто там» (Who's there).

Как и зачем вы его сделали?

Чтобы попробовать свои силы. Понять, что могу не хуже других, а может, даже и лучше.

С чего вы начали?

С формирования команды. Наверно, это было самым сложным. Чтобы привлечь в проект опытных талантливых людей я начал вести свой влог на YouTube под названием Crazy Buba. Именно благодаря влогу, люди смогли понять, кто я, как выгляжу, как рассуждаю, чего хочу на самом деле. Смогли мне довериться. Ведь до этого я был для них никем.

В итоге я познакомился с оператором Володей Шаповаловым, который отлично ставит кадр и делает в основном музыкальные клипы. Володя очень хотел попробовать себя в жанре хоррора, так что мы быстро нашли общий язык.

А что за красивая актриса снялась у вас в этой короткометражке?

О! Это Дарья Январина. Солистка столичного мюзикла «Анна Каренина». Выпускница Щепки (Театральное училище им. М. Щепкина – прим. ред.). Изумительная, нежная и очень общительная девушка. Просто мечта. Вы не поверите, но мы познакомились буквально за день до съемок. И специально под Дашу я даже пересмотрел результаты кастинга, отказав уже утвержденной актрисе. Кино иногда жестоко, непредсказуемо и бескомпромиссно. Но я рад, что принял то непростое решение. Оно было интуитивно правильным.

Это правда, что «Кто там» получил международную награду?

Я здесь отвечу скромно. Мы стали призерами на Los Angeles Film Awards – небольшом кинофестивале – получили регалию Honorable Mention и заветные «веночки» на превьюшку для YouTube. Это не ScreamFest конечно же. И не Sundance. Но все равно очень приятно. Особенно для ребят, которые пошли со мной в это «плавание» с завязанными глазами. Ведь когда ты делаешь все в первый раз, вполне может получиться полная ерунда, или вообще ничего – бывает и такое.

Расскажите про «масляную картину» в фильме.

С удовольствием. Картину «Фигура с яйцом» нарисовал известный питерский художник Алексей Андреев, талантливый и невероятно интеллигентный человек. Большая удача работать с ним снова и снова. Из проекта в проект. Кстати. Скоро на экраны выйдет фильм «Кома» (премьера – сентябрь 2019, прокатчик «Централ партнершип» – прим. ред.). Так вот, они вдохновлялись работами именно Андреева для своего мира. Копировали и повторяли именно его оригинальные идеи.

Первый фильм вы снимали целиком на собственные средства? Наверняка многим читателям будет интересно, на какой бюджет ориентироваться. И из каких статей складывался бюджет картины?

Да, «Кто там» был снят полностью на личные средства. Бюджет составил чуть больше 1000 долларов. Ровно половину «съел» реквизит, точнее изготовление самой картины. Премиальная багетная рама, пять разных принтов высокого разрешения на холсте с накаткой на картон, специальные движущиеся крепления для быстрой замены изображений – все это стоило денег. Я провел много времени в багетной мастерской, но оно того стоило.

Отдельно отмечу сам арт «Фигура с яйцом», он был придуман и исполнен Алексеем Андреевым эксклюзивно для фильма. Если честно, изначально на картине предполагалось изобразить обнаженную даму с вазой, но Андреев, как визионер невероятного полета фантазии, смог предложить куда более интересный вариант.

Еще четверть бюджета ушла на технику: объективы для фотоаппарата Sony Alpha, профессиональный свет. Еще четверть – на локацию, питание на площадке, оплату такси и музыку.

Удалось на чем-то сэкономить? Может быть, поделитесь какими-то лайфхаками для начинающих хоррормейкеров?

Единственный способ сэкономить – это заинтересовать. Не важно, чем, главное – искренне и сильно.

Предложить что-то, что будет ценно и нужно людям, с которыми вы будете работать. Начинающим актерам интересны новые яркие образы, возможность как-то по-новому раскрыться, ну и просто опыт для портфолио. Локация может пустить вас на одну-две смены для самопиара и публичной демонстрации своих возможностей, особенно если это кафе, клуб или т.п. Операторы, если они не заняты, уступят вам, если будут иметь простор для реализации своих собственных идей, то есть смогут попробовать что-то новое, внесут частичку себя в проект, попробуют себя в роли второго режиссера. Сценаристы очень часто готовы уступить историю бесплатно при условии, что она обязательно будет снята. Слишком много у них лежит «в столе» и ждет своего часа. Покажите им, что вы их цените и что в восторге от их замысла, от их истории.

А что было дальше? Вот сняли вы этот фильм, «и чего»?

Первым человеком, которому я показал final cut, был Владислав Северцев, продюсер студии 10/09. Владислав прокомментировал: «Хорошая работа. Хороший средний уровень».

И что?

И ничего! В том-то и дело! Это было для меня потрясением. В тот момент я понял, что оффера на площадку мне не видать. Никто мне не даст снимать большое кино. Было грустно.

А вы хотели именно оффер?

Конечно! Мы же все мечтатели. Я почему-то думал, что сниму короткий метр, и меня сразу все с руками-ногами оторвут. Поймут, какой изумруд они вдруг обрели.

Наверно, все-таки не все сразу.

Разумеется. Тот же Илья Найшуллер много лет нащупывал свой почерк, пробовал разные формы, прежде чем его заметили по-крупному. Он для меня пример. И еще Леша Нужный. Я был на его мастер-классе в киношколе Митты. Потрясающий парень.

Здорово, что вы так спокойно и рассудительно относитесь к своей неудаче. Что смотрите на опыт коллег и готовы трудиться дальше. А что было потом?

Потом со мной связались ребята из CryptTV. Им мой фильм очень понравился. Но ничего конкретного мы до сих пор не решили. Далее «Кто там» взял для себя телеканал «2X2». Его показали на большом экране на «Ночи реанимации» в ноябре 2018 года перед «Оверлордом» и совсем недавно – перед спецпоказом «Кладбища домашних животных».

А что вы поняли, сняв свой первый короткометражный хоррор?

Я понял главное. Чтобы научиться делать кино, надо кино снимать. Любить и снимать. Не учиться и учиться. А снимать и снимать. Книги можно читать во время девелопмента, смотреть ролики между репетициями и читками. Но главное – снимать. Монтировать. Собирать в продукт. Ведь на старте вы сам себе еще и продюсер. И кстати, очень здорово общаться с людьми, с практиками. Обмениваться опытом, контактами. Это бесценно.

То есть с такими же начинающими как вы или уже опытными?

Да без разницы. Понравился ролик на YouTube – напишите режиссеру. Пообщайтесь. Спросите совета. Я так нашел Влада Евдокимова, автора короткометражки Drawing и Арсения Сюхина, создателя хоррора «Переход». С Владом мы активно сотрудничаем по CG-эффектам. В обоих моих фильмах он выступил супервайзером.

Была ли заложена в вашей короткометражке идея на полный метр?

Конечно. Была разработана целая история. Про загадочного коллекционера, в комнате которого находят кучу необычных предметов. Этой идее наверно суждено пылиться в столе. Возможно, вечно. Такое тоже бывает.

Что вы посоветуете молодым писателям, сценаристам, начинающим режиссерам, кто собирается сделать свою первую короткометражную работу?

Будьте реалистами. Прежде чем приступить, уравновесьте в себе творческую косточку с бизнес-дисциплиной. Подумайте о зрителе. О том, чтобы его порадовать. Оставайтесь в жанре. Держите на контроле свой «полет креатива». Не бойтесь снимать за личные деньги свои первые работы. Научитесь бухгалтерии и экономности.

Что еще вы сняли? Расскажите про новую короткометражку.

Недавно у меня действительно вышла на YouTube новая работа в жанре хоррора – «Кошмариум». Это не просто художественное высказывание, но и интеграция с реальным продуктом. Я пока не знаю, чем эта затея закончится, но первые оценки и комментарии не такие жуткие, какими могли бы быть.

Наш зритель самый суровый, это правда?

Истинная правда. Парадокс в том, что наш зритель, если ему нравится ролик, редко напишет хоть одно доброе слово, зато если не нравится, он обязательно оставит целое эссе, постарается унизить автора, актеров, оператора. Западный зритель – наоборот, если ему не нравится, промолчит. Просто промотает вперед. А если нравится, обязательно оставит положительную короткую ремарку, причем от себя лично. Например, «мне понравилось», «спасибо за эти эмоции» и т.п. Нам, безусловно, есть, куда расти.

В новой короткометражке актеров задействовано уже больше, чем в "Кто там?". Расскажите о них поподробнее. Это их первый актерский опыт?

И как вообще проходит кастинг в такие малобюджетные короткометражные проекты? Где вы ищете потенциальных исполнителей?

Во второй работе главной задачей я для себя ставил учебу в съемке диалога и работу со звуком, поэтому актеров было много. Сразу четыре. Плюс на площадке был опытный профессионал с «пушкой», который записывал звук.

Для всех ребят: Тани, Ани, Назара и Алексея эти роли дебютные. Мне вообще нравится искать новые лица, «открывать» людей. По моему мнению, Назар в свои 17 лет прекрасно играет, и у него будет большое будущее в кино, если он захочет.

Алексей Константинов – известный иллюзионист (фокусник). Я нашел его через знакомых, чтобы попросить помочь поставить трюк с вилкой. Но в итоге был так впечатлен его харизмой и мимикой, что решил сделать его главным злодеем. Леша здорово вписался в роль, и плюс ко всему, я не переживал на площадке за трюк, что мы проткнем Тане рот, раним ее и т.п. В каком-то смысле я убил сразу двух зайцев.

Что касается кастинга, я всегда делаю объявление у себя на страницах в соцсетях, информация мгновенно расходится. Люди видят, что я делаю, как я делаю и у кого-то появляется желание «попробовать вместе». Это очень приятно. На «Кошмариум» я получил около 90 писем с актерскими заявками.

Пробы проводились по-разному. Всех собрать в одном месте в одно время невозможно. Я арендовал за 400 рублей в час фотостудию на Добрынинской, приглашал пообедать к себе в офис, встречался вечером в кафе, общался по скайпу. Дилемма была непростая: мне понравилось несколько человек, кому-то пришлось отказать. На моем канале есть ролик The Making of Nightmarium – там есть кадры с проб и первой читки.

Кошмариум – это ведь реальная настольная игра. Фильм снимался при поддержке ее создателей? Как вообще пришли к такому сценарию? Сначала узнали о существовании игры, а потом решили снять фильм или сначала была идея, а про игру узнали в процессе?

Все верно. Кошмариум – это настоящая настольная игра. Я задумался об интеграции в свой короткий метр еще до выхода «Кто там?». Когда посмотрел хоррор Z про ЖК Зиларт, триллер «Алиса» про Яндекс Такси, «Первую женщину-водителя» про Мерседес. Хорошая интеграция всегда получается на стыке искусства и коммерции. Мне повезло, что руководители «Мосигры» позволили мне не ограничивать фантазию и не судили на каждом этапе мои творческие решения. Поэтому фильм получился именно таким, каким я его задумал. Это очень здорово. С финансовой точки зрения, любая интеграция – это возможность полностью или частично отбить бюджет. Всегда. Все зависит от того, о чем вы договоритесь.

Расскажите про свой будущий проект.

О нем могу сказать лишь немного. Я заканчиваю разработку презентации и расчет экономики очень перспективного, на мой взгляд, проекта в жанре хоррора. С апреля начинаю ходить по продюсерам, привлекать инвестиции, собирать команду.

Надеемся, вам повезет и искренне желаем удачи.

И, по традиции, что вы можете от себя пожелать читателям нашего журнала?

Спасибо огромное! Я желаю вашим читателям не бояться экспериментировать. Не бояться ошибаться. Если вы хотите не только писать, но и снимать – сделайте первый шаг прямо сегодня. Объявите друзьям и знакомым, что делаете свой первый фильм. Уверен, вас многие поддержат и всячески вам помогут. Удачи!

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)