DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Максим Кабир: «Свет побеждает»

В декабре ушедшего года отгремела очередная «Чертова дюжина», и победил в ней, опять же, в очередной раз Максим Кабир. Третью победу в главном хоррор-конкурсе Рунета автору принесла история «Межгалактические наемники. Сага», и в традиционном январском интервью по итогам «Чертовой дюжины» Максим поведал об истории создания рассказа, ностальгии по детству, везении и молитвах.

Максим, прежде всего поздравляю тебя с победой на «Чертовой дюжине» — уже в третий раз! В этом году выиграли «Межгалактические наемники. Сага» — крайне ностальгический рассказ, способный пробудить в читателе самые уютные детские воспоминания. Поделись, какие источники тебя на него вдохновили? Что читал/перечитывал, чтобы настроиться на нужный лад?

Появление «Межгалактических наемников» инспирировал Конан-Варвар. Мне захотелось полистать перед сном один из романов о Киммерийце, издание 90-х годов, и там на последней странице читателям предлагалось вступить в клуб любителей Конана. Был изображен этот брутальный полуголый дядька с секирой, кажется. Эта реклама, и желтоватые страницы книги, и память о том, как я, школьник, покупал эту книгу на рынке, запустили шестеренки в голове. Вырисовывалась история о человеке, нарушившем правило книжного клуба, и о Конане Киммерийце, который персонажа преследует. Впоследствии космическая опера вытеснила жанр меча и магии. История придумалась быстро: Япония, как другая планета, на которую герой сбегает, убийство внутреннего ребенка в финале, неочевидный такой, не лобовой ужас. Подготовки не понадобилось, «Наемники» написались за пару дней. Потом, отбирая тексты на ЧД, я подумал, что будет забавно, если рассказ с таким дурацким названием пройдет в финал.

Признайся, сам был членом книжного клуба? В каждом квартале делал заказы?

Конечно был! Причем до прошлого года. Не знаю, исключили меня или отправили на мои поиски команду «Мельмота Скитальца».

Удивительно, но тема ностальгии по детству оказалась главной в финале этой ЧД. Она стала центральной и в «Лучшей жвачке в мире», и в «Желямбе». Как считаешь, это просто совпадение или внезапно вскрылся некий кладезь свежих идей? Не ожидать ли нам, в последнем случае, ностальгического бума, скажем, подобного тому, который наблюдался несколько лет назад, когда был вездесущ исторический хоррор?

У меня есть два ответа на этот вопрос. Простой: детство — прекрасный источник для вдохновения, а мое детство, и детство многих моих коллег, пришлось на 90-е. По очевидной причине мне легче описывать взросление персонажей в тот период, а не в 70-е или нулевые. Есть и другой ответ. Одна из задач литературы — анализировать, прорабатывать проблемы современности. Сегодняшний день не умещается в рамки развлекательной прозы. Космические пираты и лепреконы становятся нелепостью, тем, чем они и являются, — дрянными куклами, танцующими на фоне рушащегося мира. Мне кажется, 90-е или исторический хоррор — это не ностальгия, а побег от действительности, зачастую подсознательный. Единственная сегодня возможность писать беллетристику.

После победы «Курьих ножек» в 2020 году ты всерьез думал в ближайшее время отдохнуть от участия в конкурсе и понаблюдать за ним со стороны. Но все-таки вернулся — и, как обычно, сразу с тремя рассказами. Что повлияло на такое решение?

Я вполне отдохнул в жюри, а рассказы копятся. Почему бы не спустить их с поводка?

Дмитрий Костюкевич в прошлом году признавался, что перед объявлением итогов его раздирало противоречивое чувство: победить одновременно хотелось и не хотелось. Ведь победителю придется пропустить следующий сезон, став судьей финала. А ты как — рад победе или испытываешь досаду оттого, что не сможешь сразиться на ЧД-2023?

Досады не испытываю, победе рад. Понятное дело, играть интереснее, чем судить, но все хорошо в меру.

О твоей ротации с Дмитрием Костюкевичем в качестве единственных победителей ЧД уж как только не шутили. При этом мысль устроить суперкубок для вас двоих кажется как минимум любопытной, ведь на ЧД вы не соперничали аж с 2018 года, когда, собственно, началась ваша гегемония. А как ты сам для себя объясняешь это явление?

Увы, у меня нет ответа. Если говорить о Диме, я объясняю его победы тем, что «Шуга» и «Морские пейзажи» — прекрасные образчики хоррора. В моем случае, полагаю, это везение и молитвы.

Удивительно, но в этом году тебе пришлось соревноваться с самим собой: другой твой рассказ, «Лепра», совсем немного уступил «Наемникам», заняв второе место. А окажись ты сам в жюри, который из них поставил бы выше?

Наверное, «Лепру». Было приятно придумывать ее и писать. Она сложнее, на мой взгляд, страшнее. Пришлось урезать ее на треть для ЧД, и рассказ лишился воздуха, но он все же мне нравится.

Вынес ли ты что-нибудь полезное из отзывов на свои работы? И вообще, будучи автором, без сомнения, состоявшимся, насколько серьезно воспринимаешь критику других участников или членов жюри?

Состоявшиеся авторы не застрахованы от написания чуши, и критика очень важна. Я многое почерпнул, читая отзывы судей. К сожалению, мой мозг отказывается воспринимать критику анонимных пользователей, даже если эта анонимность предписана правилами конкурса. Мне кажется, анонимность — это очень дурно.

Какие из рассказов остальных участников тебя больше всего впечатлили?

«Жвачка», безусловно. Я был счастлив, пока ее читал. Нет ничего глупее фразы «этот рассказ мог бы быть романом», но я правда не хотел, чтобы приключение заканчивалось. Очень симпатичный рассказ «Золото лепрекона» — лепреконы тоже тренд ЧД-2022. «Зв. тропического леса» хорош. И еще мне по душе рассказ про машину-убийцу.

Чем вообще запомнилась ЧД-2022? Следил ли за ее ходом, за прениями в комментариях?

Не следил, не было времени. Заходил в комментарии только когда друзья указывали, что там происходит особо богомерзкий треш, и после конкурса. Для меня мораль этой «Дюжины» очень оптимистична. Порой кажется, что нас окружает тупая, кровожадная, завистливая толпа, чей хор заглушает другие голоса. Но стоит направить на толпу луч света, и мы видим кучку запутавшихся людей, а то и всего одного неприкаянного человека. Свет побеждает.

Какие ожидания от следующего захода? Дашь напутствие участникам ЧД-2023?

Ожидаю экспериментов и нового, пока неизвестного нашему хоррору тренда. Посоветовал бы читать больше современной жанровой литературы и писать под маской анонимности только то, что вы написали бы под своей фамилией. Удачи!

Комментариев: 4 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 Мирон Высота 20-01-2023 04:59

    Идея провести Суперкубок среди всех победителей ЧД очень интересная

    Учитываю...
    • 2 Аноним 20-01-2023 11:21

      Мирон Высота, это слишком мало будет участников (всего 6 человек, но Мордас закончил писательскую курьеру, поэтому вообще всего 5), а вот если Суперкубок с участием именно призеров всех лет, тут уже можно было бы мощную движуху замутить. Осенью - дюжина, весной, например, Суперкубок. Читатели голосованием определяют тему, участники (те, кто занимали призовые места на любых ЧД) пишут за какой-то короткий срок рассказ (причем именно на строго заданную тему, чтобы дифференцировать с ЧД). Было бы суперинтересно за этим понаблюдать и рассказы почитать. Заодно дополнительная мотивация на каждой ЧД попасть в тройку призеров - право выступать в Суперкубке. Можно было бы собрать донат на приз победителю с читателей и подписчиков (я бы точно пару тысяч внес). Жаль, что это все сложно и трудоемко организовывать...

      Учитываю...
    • 3 Аноним 20-01-2023 11:38

      Мирон Высота, особенно сурова будет битва Кабир 2020 против Кабира 2022.

      Учитываю...
    • 4 Аноним2 20-01-2023 13:55

      Мирон Высота, можно не только первых призёров брать, больно мало людей будет, а первые три с каждого года или первые пять -- тогда уже и кучно, и плотно, и высоко.

      Учитываю...