DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Киллджой: цирк сгорел, а клоуны остались

Клоуны. Эти забавные и странноватые парни в белом гриме и нелепых нарядах — частые персонажи фильмов ужасов и черных комедий. Даже зрители, слабо знакомые с жанром, как правило, знают, кто такой Пеннивайз. Ну а любой уважающий себя фанат хоррора наверняка сможет составить собственный топ смертельно опасных комедиантов — от «Клоунов-убийц из космоса» до Капитана Сполдинга. Кто-то, возможно, вспомнит мрачноватого симпатягу Арта из «Ужасающего» или беглых маньяков из «Дома клоунов». Но почти никому не придет на ум имя демонического Киллджоя (он же Обломщик™). А ведь про этого любителя неудачных острот снято — страшно подумать! — ШЕСТЬ фильмов. Как же так могло получиться?

В 2000 году продюсеры Full Moon Entertainment («Повелитель кукол», «Подвиды») решили скрестить blaxploitation с хоррором и выпустили на большие экраны — шутка-шутка, разумеется, только на DVD — фильм ужасов Killjoy, который русские переводчики-любители не очень удачно перевели как:

Убивать шутя, 2000

Две девушки, Моник и Джада, под энигмоподобную музыку ведут разговор о парнях. Тест Бекдел можно считать проваленным (тест Бекдел — тест на проверку художественного произведения на гендерную предвзятость. — Прим. ред.). Неподалеку маячит очкастый ботаник Майкл. Он влюблен в Джаду, но они не могут быть вместе, потому что у нее уже есть парень, местный криминальный авторитет Лоренцо. Стоит упомянуть это имя, как по всем законам плохой драматургии бандит материализуется вместе со своей шайкой. Выглядят эти ребята так, будто только что вернулись из Сан-Андреаса — не реального, а того, что в игре. Выясняется, что Лоренцо уже не раз предупреждал Майкла, что не стоит подкатывать к Джаде. Очкарик отделывается легкими побоями.

Кстати, за исключением одного латиноса из банды Лоренцо, все персонажи — черные. И это за 17 лет до фильма «Прочь!». Учись, Джордан Пил, как снимать кино про «братьев».

В следующей сцене Майкл сидит на полу в окружении свечей, аки Фрэнк из «Восставшего из ада», и взывает к злому духу Киллджою, который по какой-то причине не спешит отвечать. Внезапно с улицы слышится крик: это один из дружков Лоренцо пришел с предложением выкурить косячок мира. Майкл выходит из дома, и — кто бы мог подумать! — его заталкивают в машину и увозят в лес. Лоренцо ставит горе-любовника (и горе-колдуна) на колени, проводит воспитательную беседу, а потом «случайно» пристреливает его.

Проходит год. Джада теперь с другим, Лоренцо и его дружки почему-то разгуливают на свободе (хотя ни у кого нет сомнений, кто именно убил Майкла), и кажется, что в черном гетто жизнь идет своим чередом... как вдруг на его пыльных улицах появляется старенький фургон с мороженым, которым заправляет какой-то клоун. Подручные Лоренцо спешат разобраться, «что этот ниггер себе позволяет», и проваливаются в адский мир Киллджоя.

Что же это за мир? Да так, ничего особенного. Не то заброшенный склад, не то захламленный гараж — на преисподнюю не похоже от слова «совсем» (бедный район, в котором разворачивается действие фильма, выглядит куда более инфернально). Что можно сказать о самом Киллджое? Ну, у него самая креативная прическа среди всех злых клоунов. Он не похож ни на Пеннивайза, ни на «Могильщика Гейси» — скорее, это плод греховной связи Лепрекона и Джокера Сесара Ромеро из сериала 60-х.

Как и ожидалось, монстр сначала стращает, а потом убивает мерзавцев. После принимается за Лоренцо. Тот отстреливается из своего волшебного шестизарядника, патроны в котором никогда не кончаются, но в итоге тоже гибнет. И, казалось бы, «тут и сказке конец», но ненасытный Киллджой отправляется на поиски остальных персонажей, которые, объединившись с бомжом-чародеем, дают злу достойный отпор. Поразительным образом во второй половине сюжет только начинает закручиваться, причем чем большую сложность он приобретает, тем меньше в нем остается логики и здравого смысла.

Сцены убийств смотрятся откровенно убого. Грузовичок с клоуном преследует бандюгана. Тот вжимается в стену. В следующем кадре клоун дает по газам. Бандит медленно сползает по стенке. Неясно даже, действительно ли он умер. Преследуемый и машина ни разу не появляются в кадре одновременно. И все это «великолепие» щедро приправлено дешевейшим CGI. Впрочем, на что еще можно было рассчитывать при бюджете $150 000?

Бывают франшизы, которые протухают с первым же продолжением. Но «Убивать шутя» идет дальше и сразу устанавливает настолько низкую планку, что надо еще постараться, чтобы снять хуже. Про такие фильмы обычно говорят: так плохо, что хорошо. И снимают их «шутки ради». Посмеяться — и забыть. В кадре периодически мелькают косяки. Возможно, трава была настоящая. Возможно, ее курили не только актеры, но и вся съемочная бригада во главе с режиссером и особенно сценаристом. В любом случае получилось весело.

Не до смеха было только продюсеру Чарльзу Бэнду, который поглядел на все вот это вот, подумал: «На что, черт возьми, я трачу свои деньги?» — и урезал бюджет сиквела в 5 раз, до совсем уж скудных $30 000. Поэтому, если вам показалось, что первый «Убивать шутя» снят СЛИШКОМ хорошо, обязательно посмотрите:

Убивать шутя 2, 2002

Пятерых несовершеннолетних заключенных конвоируют в глухомань, где им предстоит заняться общественно полезным трудом. Среди них как минимум один невиновный, которому полицейские подбросили наркоту. По дороге автобус ломается, и офицеры вместе с нарушителями порядка рассыпаются по округе в поисках помощи. Проникнув на участок перед домом, один из ребят получает пулю в живот от местной активистки славного американского движения white trash. Поддатую деревенщину усмиряют пулей в голову, но вдалеке уже слышатся разъяренные голоса других защитников частной собственности, и группа вынужденно ретируется куда подальше. Больше реднеки в фильме не появляются.

Вскоре герои находят другой дом, где по счастливому совпадению обитает настоящая жрица вуду, готовая исцелить раненого подростка. За разговорами о белой и черной магии одна из заключенных припоминает легенду о «демоне мести» Киллджое, но ее товарищи отказываются поверить в сверхъестественное. Главному скептику даже хватает ума предложить ей немного кокса, чтобы та вызвала духа и доказала-таки существование Зла. Девушка проводит ритуал, который в корне отличается от того, что мы видели в первом фильме, и... Киллджой не приходит. Хуже того, выясняется, что никакого кокаина тоже нет — и разочарованные NPC разбредаются по локации.

К тому моменту успевает пройти добрая половина фильма. Появление клоуна оттягивают всеми доступными средствами — и вот, наконец, он показывается у сельского туалета, где заседает одна из героинь. Киллджой подкидывает в кабинку вставную челюсть, которая, по заветам дедушки Кинга, загрызает девушку насмерть, открывая «отсчет тел». Веселье начинается!

Итак, какие же изменения произошли с дьявольским шутом? Ну, во-первых, он лишился своего фирменного фургончика. А во-вторых, его теперь играет не Анхель Варгас («Спасатели Малибу»), а Трент Хаага («Глаза звезды», «Беспредельный террор»), также выступивший в качестве одного из продюсеров. Разница почти незаметна: шутки по-прежнему натянуты, гэги — не смешны. Даже внешние различия минимальны: образ Киллджоя — это в первую очередь зубы, грим и парик, а не актерское мастерство.

Сиквел значительно «побелел» по сравнению с оригиналом и стал больше похож на классический слэшер. Ближайший аналог лесных побегушек из «Убивать шутя 2» — лесные же побегушки из квадрологии о Викторе Кроули (хотя это слишком лестное сравнение, в «Топорах» кровь брызжет гораздо обильней).

Сценарий к фильму написали за 14 дней. Актер Трент Хаага был крайне смущен готовой картиной и отмечал, что «единственной хорошей вещью в ней был грим». Это, впрочем, не помешало ему сыграть Киллджоя во всех продолжениях.

Главный вопрос: удалось ли создателям сделать сиквел хуже оригинала? Видно, что старались, но все-таки нет. Первая часть выглядела так, будто Чарльз Бэнд одолжил денег на производство очередных «Трансеров» у банды из черного гетто, провалился по всем фронтам, а когда пришла пора платить, «братья» просто предложили ему профинансировать их фильм — поэтому конечный результат и вышел настолько потешным. Сиквел же — невыразительный подростковый ужастик-кровопускалка, выделяющийся разве что копеечным бюджетом и тем фактом, что даже к такому фильму кто-то осмелился снять продолжение. Пусть это и произошло лишь спустя 8 лет.

Убивать шутя 3, 2010

К третьей части франшиза стала белее, чем Ванилла Айс. За исключением толстяка по кличке Годзилла да пожилого профессора, все черные куда-то исчезли. На смену им пришли азиаты — триквел был снят на студии ACE Studios, расположенной в провинции Гуандун на юге Китая.

Фильм стартует с очередного ритуала, только на этот раз, чтобы появился Киллджой, требуется пролить кровь. Складывается впечатление, что зловещий клоун готов явиться в ответ на любое действие вообще. В следующий раз, когда будете готовить завтрак, не произнесите ненароком его имя, а то, чего доброго, он даже это примет за обряд вызова.

Звучит помпезная музыка, которая сделала бы честь Кристоферу Янгу с его саундтреком к «Восставшему из ада», на экране возникает размалеванный демон — и сразу становится ясно, почему он носит столь причудливую прическу. Оказывается, в волосах Киллджой стыдливо прячет рога (позднее в сюжете всплывает тема супружеской измены, что делает данный атрибут еще более двусмысленным). К слову, приклеены рожки не ахти: стоит клоуну повернуть голову, как они начинают трястись, точно звездочки на детском ободке.

Выясняется, что у злодея есть еще и своя труппа: грустный здоровяк Панчи, изъясняющийся на карни, особом цирковом жаргоне, популярном среди борцов, мим Фрикшоу, сыгранный Таи Чан Нго, который прячет под костюмом уродливого сиамского близнеца наподобие Куколки из рассказа Роберта Блоха, а также несравненная Бетти Бу — колхозная версия Харли Квин и по совместительству возлюбленная Киллджоя. Между прочим, актрисе Виктории Демаре, исполнившей эту роль, приходилось каждое утро в течение 3—5 часов наносить бодиарт. Еще 2 часа занимало смывание краски в конце съемочного дня.

Артисты уже готовы начать «представление», но призвавший их профессор заявляет, что нападать не на кого, поэтому они отправляются обратно в «свой мир». И это странно: ранее нам ясно дали понять, что Киллджой не повинуется воле своих «клиентов» и творит треш и угар, когда ему вздумается.

Затем нам показывают финал отвязной вечеринки в духе «Проект X: Дорвались», но, к сожалению, все самое интересное уже позади. Приезжает брюзга-полицейский, и понурые участники попойки расходятся по домам. В особняке остается лишь несколько человек: пара сексапильных красоток, спортсмен с лучезарной улыбкой и вышеупомянутый Годзилла... вскоре эти ходячие стереотипы по непонятной причине получают старинное зеркало, которое открывает портал в мир Киллджоя.

Клоун снова напяливает дурацкий парик и принимается балагурить, заманивая ничего не подозревающих «подростков» в свои владения. В его арсенале нежданно-негаданно появляются ужимки в стиле Битлджюса, но в остальном это все тот же болтливый маньяк с туманной мотивацией и плоским юмором.

Стандартный на первый взгляд слэшер выливается в малосвязную последовательность диковатых сцен, в которых Киллджой то устраивает неловкий адюльтер с одной из жертв, то разносит в клочья рассвирепевшую Бетти Бу. Его коллеги тоже не отстают: например, громила Панчи проникается социалистическими идеями и восстает против своего хозяина, посчитав того угнетателем. Бедолага даже не осознает, что вслед за Киллджоем жернова революции перемелют и его самого, и это добавляет происходящему еще большей иронии.

Киллджой отправляется в ад, 2012

Ставка на комедийную составляющую принесла свои плоды, поэтому четвертая часть эксцентричной франшизы подоспела уже через пару лет. Как и в прошлый раз, режиссером выступил Джон Лечаго — автор таких малобюджетных поделок, как «Кровавый гном» и «Биослизь».

В начале нам показывают нечто, напоминающее масштабную свалку. Грязная бомжиха роется в мусоре, пока не обнаруживает загадочный артефакт. Довольная своей находкой, она отправляется в хижину, где ее поджидает черный котел с колдовским зельем. Становится ясно, что это не просто бомжиха, а ведьма (все бродяги в этой франшизе почему-то обладают магическими способностями). Она призывает Киллджоя (нарекая его Хозяином Срама), и тот уже готов исполнить три ее желания, но вот незадача: на авансцене возникает гееватый качок, который хватает неудачливого комика (бедняге, ко всему прочему, где-то обломали рога) и сажает его на электрический стул.

Тем временем одна из выживших жертв Киллджоя проводит свои дни в дурдоме. Врачи и полиция пытаются выведать у нее, «что случилось той ночью», но она лишь ухахатывается в ответ.

Клоун не умирает, но лишается своих сил. Теперь он должен предстать перед судом Всевышнего, а точнее, Вельзевула. Основной пункт обвинения: Киллджой, мягко говоря, неважнецкий злодей... С этим трудно не согласиться, и в решении построить сюжет вокруг такой темы чувствуется нехилая самоирония создателей фильма: типа у нас не вышло сделать по-настоящему крутого антигероя, поэтому давайте хотя бы поржем над ним, что ли.

Камнем преткновения становится та самая выжившая: раз уж клоун позволил ей бежать, значит, он не такой уж и злой. Если подумать, претензия странная: до этого нескольким жертвам точно так же удавалось спастись, но о них почему-то никто не вспоминает. На стороне подсудимого выступает его верная труппа (распри с Панчи остались далеко позади, но вот с Бетти Бу все намного сложнее), а также демонический адвокат Скид Марк, чья волшебная силушка заключена в кишечных газах. По уровню квалификации этот толстячок уступает даже Лайнелу Хатцу, поэтому Киллджой решается на отчаянный шаг: вызвать в качестве свидетеля выжившую девушку.

Забавный факт: роль судебного писца исполнил лысый из «Скетч-шоу» Джим Таварэ («Я плюю на ваши могилы: Дежа вю»), что делает «заседание» еще более комичным.

«Киллджой отправляется в ад» — это уже не слэшер, а юмористическое темное фэнтези. Большая часть фильма представляет собой незамысловатую буффонаду, но при этом создатели проявили изрядное уважение к предыдущей части (на самом деле, тут даже слишком много отсылок к «Убивать шутя 3»). Картина добилась рекордного для серии рейтинга 5.0 на IMDb, а ее хронометраж достиг внушительных 93 минут. Обычное дело для полного метра, но все прошлые части были намного короче — по 70 минут с небольшим.

Killjoy's Psycho Circus, 2016

Летом 2014 года Full Moon Features запустила сбор средств на очередные похождения злобного клоуна. Предполагалось, что у Киллджоя найдется достаточно поклонников, чтобы в течение месяца собрать $60 000. Сама студия была готова пожертвовать еще $100 000. Краудфандинг был успешным, и два года спустя Джон Лечаго представил на суд зрителей Killjoy's Psycho Circus. В этом фильме злодей со всей его свитой вслед за Джейсоном и Пинхедом отправляется в космос... впрочем, обо всем по порядку.

Киллджою удается бежать на Землю, но других хороших новостей нет. Во-первых, у него окончательно отпадают рога (зато появляются роскошные эполеты). Во-вторых, его магические силы так и не возвращаются. Из мелочей: Бетти Бу снова от него уходит, а зарабатывать на жизнь приходится на ночном телевидении (брр!) в вычурном прикиде а-ля King Diamond.

Теперь у клоуна есть собственное телешоу Killjoy's Psycho Circus, куда он приглашает гостей, чтобы устроить им прожарку (в прямом смысле этого слова: в подсобке стоит электрический стул). На шоу приходит даже актер Трент Хаага!

Клоуну помогают его старые друзья Панчи и Фрикшоу, а позднее к ним присоединяется и красавица Бетти Бу. Происходящее более всего напоминает сатанинскую версию «Деревни дураков» из передачи «Каламбур» (как будто сама по себе «Деревня...» — недостаточно жуткое зрелище). Фильм изобилует диалогами в духе:

— Как работает этот сканер?

— Это ректальный сканер.

— Мне нужен был сканер для обычного, а не шоколадного глаза!

или:

— Как называется эта пушка?

— Бабушкин поносный буккакер!

Вторая сюжетная линия разворачивается вокруг разжалованного Вельзевула, который тоже предстает перед судом, причем по тому же обвинению, что и Киллджой. Клоун смотался, следовательно, Вельзевул плохо выполнил свою работу. Судьи играют в поддавки: они сохраняют демону его силы и позволяют воспользоваться космическим кораблем, чтобы атаковать Землю. Хуже всего то, что негодяю удается захватить Бетти Бу, и Киллджою ничего не остается, кроме как полететь в космос спасать любимую.

Кино получилось странноватое. Создается ощущение, что большую его часть снимали где-нибудь на заднем дворе на фоне зеленого экрана, но это не помешало ему найти своего зрителя и заработать еще больший рейтинг на IMDb: целых 5.1 балла.

Bunker of Blood 07: Killjoys Carnage Caravan, 2019

Как оказалось, есть в коллекции Full Moon Features франшизы похуже и подешевле, чем сказания о многострадальном клоуне. Знакомьтесь, Bunker of Blood — еще одна серия, которую почти никто не видел (и слава Богу) и с которой можно замутить кроссовер.

Вступление выполнено в виде «комикса», как в бюджетных видеоиграх. Набор слабо проработанных скетчей прорисовывает контуры будущего сюжета, пока скучающий зритель терпеливо дожидается, когда же начнется кино. И «кино» начинается. Сперва нам показывают начальные кадры «Убивать шутя 3». Ну что же, бывает. Подобные нарезки встречались и раньше: например, в фильме «Киллджой отправляется в ад». Далее мы переключаемся на эпизод из первой части, вспоминаем добрым словом почивших друзей Лоренцо и с тревогой поглядываем на часы. Проходит 15 минут. Затем полчаса. Час. На 87-й минуте на экране появляется еще один комикс, но он очень быстро заканчивается. Титры.

Лучшим рассказом о фильме послужил бы случайный набор цитат из этой статьи. Что-то вроде «Фильм стартует с очередного ритуала, только на этот раз, чтобы появился Киллджой, требуется пролить кровь... Подручные Лоренцо спешат разобраться, "что этот ниггер себе позволяет", и проваливаются в адский мир Киллджоя...» ну и так далее.

Эпизоды расположены даже не в хронологическом порядке! Из этого попурри не знакомый с франшизой зритель никогда не поймет, что же, собственно, произошло. Раньше в сериалах была такая мода: вставлять посреди сезона спецвыпуск, состоящий из «лучших моментов». Что-то подобное и представляет собой Bunker of Blood 07: Killjoys Carnage Caravan — однозначно худший и уж точно самый бессмысленный фильм из всей серии.

* * *

Глупо полагать, что Киллджой, несмотря на свою почти 20-летнюю историю, фанбазу и какую-никакую мифологию, может встать на одну доску даже со второразрядными антигероями слэшеров. Но по крайней мере он, наряду со Зловещим Бонгом и Спекшимся, вошел в пантеон классических монстров Full Moon Features — тоже своего рода достижение. И, может быть, про какого-нибудь одинокого киномана, дерзнувшего посмотреть все фильмы об этом маньячном клоуне и оставшегося в живых, однажды напишут: все хорошо, теперь все хорошо, борьба закончилась. Он одержал над собой победу. Он любил Киллджоя.

Комментариев: 1 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)

  • 1 eucalypt 22-09-2020 16:53

    Клаааассс. Смотреть вряд ли буду, но от статьи про франшизу получил огромное удовольствие. И мне показалось ли, но по кадрам средние фильмы выглядят довольно прилично. Но почему их столько наснимали? Значит какой-никакой доход они принесли?

    Учитываю...