DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики


Жаркие ночи в Titty Twister

Квентин Тарантино не раз изъявлял желание снять хоррор. Вот лишь пара его цитат на этот счет:

Если бы у меня было в запасе все время мира, я хотел бы сделать по-настоящему страшный фильм ужасов, наподобие «Изгоняющего дьявола»
Если я придумаю потрясающую историю для хоррора, то сделаю его моим десятым фильмом. Я люблю фильмы ужасов. Я бы с удовольствием снял хоррор

Пока же остается только надеяться, что мэтр снизойдет до нашего любимого жанра... а еще можно пересмотреть «От заката до рассвета»!

От заката до рассвета, 1995

Сценарист Квентин Тарантино, режиссер Роберт Родригес («Факультет», «Планета страха»), оба на пике творческой формы. Казалось бы, чего еще пожелать? Возможно, Джорджа Клуни и Харви Кейтеля в главных ролях? Или жаркий танец от Сальмы Хайек? Или упор на практические эффекты: истерзанные тела, отрубленные головы и выпущенные кишки? Всего этого в фильме хватает с избытком.

А началось все с американского продюсера Роберта Курцмана, который предложил Тарантино написать сценарий для сиквела черной комедии «Байки из склепа: Демон ночи». Квентин принял предложение с энтузиазмом, однако в Universal Pictures предпочли другую вампирскую историю — так появились «Байки из склепа: Кровавый бордель», картина по-своему забавная, но не претендующая на культовый статус. У Тарантино были свои резоны взяться за эту работу: обилие спецэффектов послужило бы хорошей рекламой студии KNB, которая бесплатно помогла ему в создании знаковой сцены из «Бешеных псов», где мистер Блондин отрезает полицейскому ухо.

Курцман отказался от режиссерского кресла, и тогда к проекту присоединился Родригес, уже имевший за плечами хитового «Отчаянного». От последнего «От заката до рассвета» унаследовал, помимо стилистики, обворожительную Сальму Хайек, сурового мексиканца Дэнни Трехо в роли бармена и набедренный револьвер с двумя барабанами — пожалуй, лучший огнестрельный фаллос со времен «Лица со шрамом». Среди других кандидатур на пост режиссера мелькал Ренни Харлин. Быть может, выбери Тарантино его, вместо злых мексиканцев мы бы получили злых русских.

Первая же сцена поражает крутыми диалогами (ну а чего вы хотели, Квентин только-только закончил «Криминальное чтиво») и неожиданным сюжетным твистом. Братья Сет и Ричи Гекко, сыгранные Джорджем Клуни и Тарантино соответственно, бежали из тюрьмы, ограбили банк, грохнули копа и вообще наворотили дел. В лучших традициях боевиков тех лет они направляются в Мексику, потому что там их, по-видимому, не будут искать. По дороге они заскакивают в местный магазин «за сигаретами», но прогрессирующая паранойя Ричи приводит к кровавой перестрелке, которая венчается сперва сожжением ни в чем не повинного парня, а затем и эффектным взрывом. Уже здесь авторы разрушают жанровые каноны: в то время «большой бада-бум», как правило, припасали для финала.

В багажнике братья прячут заложницу, и если вам кажется, что у них нет ни малейшей причины ее убивать, значит, вы все еще не поняли, кто такой Ричи Гекко... За роль этого нескладного и, на первый взгляд, «безобидного» гангстера Тарантино получил «Золотую малину», однако жюри тут погорячилось: страдающий от галлюцинаций и приступов бешенства Ричард вышел необычайно колоритным злодеем. С одинаковой легкостью он вызывает у зрителя весь спектр эмоций — от искренней улыбки до отвращения, а это, конечно, гораздо важнее, чем формальное следование общепризнанным правилам актерской игры. Иными словами, Квентин давит харизмой. Любопытно, насколько этот образ автобиографичен, учитывая увлечение Ричи Гекко женскими ступнями.

Братья похищают утратившего веру священника, сыгранного Харви Кейтелем (да, теперь это история о тернистом пути к Богу, прямо как «Криминальное чтиво»!), и двух его детей-подростков в исполнении Джульетт Льюис («Прирожденные убийцы», «Ма») и мало кому ныне известного Эрнеста Лю. План прост, потому красив: пересечь границу на стареньком семейном фургоне и переждать одну ночь в стрип-баре под замечательной вывеской Titty Twister. И если с первым пунктом особых проблем не возникает, то ночевку в дьявольской забегаловке переживут далеко не все... Нас бегло знакомят с действующими лицами, среди которых звезда блэксплотейшена Фред «Босс Ниггер» Уильямсон и, что еще более важно, величайший гример и мастер спецэффектов Том Савини («Пятница, 13-е», «Рассвет мертвецов»), сыгравший счастливого обладателя того самого фаллического револьвера. Возможно, именно поэтому его персонажа зовут Секс-Машина.

К этому моменту успевает пройти добрая половина фильма. Никаких намеков на хоррор и близко нет. Кажется, что мы смотрим обычный криминальный триллер, пусть и приправленный черным юмором. Условное разделение ленты на две почти равные части, принадлежащие разным жанрам, — одна из фишек оригинального «От заката до рассвета». Дань уважения классическому эксплуатационному кино, которое в 70-е годы крутили в формате «два фильма по цене одного»? Вполне возможно, с учетом более позднего «Грайндхауса» Тарантино — Родригеса. Даже само название «От заката до рассвета» отсылает к старым кинотеатрам под открытым небом, сеансы в которых шли ночи напролет.

Лучшая прелюдия для 40-минутного мясного рубилова — соблазнительный танец молодой Сальмы Хайек, по совместительству самый знаменитый момент в фильме. Отсылки к нему можно найти, например, в клипе Rammstein на композицию Engel. Примечательно, что имя героини Хайек — Сантанико Пандемониум — само является цитатой из мексиканского ужастика 1975 года «Кромешный ад Сатаны» (в оригинале Satanico Pandemonium: La Sexorcista). Когда актриса узнала, что ей предстоит танцевать с огромным тигровым питоном-альбиносом, то отказалась от роли из-за панической боязни змей. Тогда Родригес пошел на хитрость и сказал, что на эту роль уже согласилась Мадонна. Такой наглости знойная мексиканка стерпеть не смогла и после двух месяцев походов по психотерапевтам взялась за работу.

По замыслу Тарантино, Хайек должна была извиваться под песню Down in Mexico группы The Coasters, но Родригес настоял на другой композиции и не прогадал: чувственная и пьянящая After Dark стала главным музыкальным номером фильма. К слову, исполнившие ее Tito & Tarantula также перекочевали в картину из родригесовского «Отчаянного». По сути, «От заката до рассвета» — это такая вампирская версия «Отчаянного».

Тарантино не привык разбрасываться идеями, поэтому сцену с сексуальным танцем под Down in Mexico он реализовал позднее в «Доказательстве смерти».

У Сальмы Хайек не было хореографа, Родригес просто сказал ей чувствовать музыку — и двигаться (и снова не прогадал). Этот же прием он затем использовал с Джессикой Альбой в «Городе грехов».

Когда танцы кончаются, начинается мясо. Tito & Tarantula играют на человеческом обрубке как на гитаре. Хайек преображается в рептилию. Бар стремительно заполняется отрезанными/оторванными/отгрызенными конечностями (многие из них позаимствованы из других фильмов Тарантино — Родригеса). Вот только у вампиров вместо привычного клюквенного сока брызжет похожая на абсент зеленая гадость. Ничего не поделаешь — цензура. Расстраивает лишь слабое качество компьютерной графики: например, стая летучих мышей, которые сливаются в размытое коричневое месиво.

«От заката до рассвета» хочется разбить на цитаты и киноцитаты — это неисчерпаемый кладезь крылатых фраз (чего стоит импровизация Клуни «Нет, спасибо, я уже был женат»?), операторских выкрутасов и изобретательных смертей. Один из лучших представителей поджанра «группа вооруженных героев против бесконечных орд вампиров/зомби/демонов/etc.». Одна из бесспорных вершин в творчестве если не Тарантино, то Родригеса точно. Жаль, что оба предпочли абстрагироваться от сценариев и режиссуры последующих частей.

От заката до рассвета 2: Кровавые деньги из Техаса, 1998

Если первая часть стала хитом проката, то вторая вышла сразу на видео.

Хотя поначалу кажется, что все не так уж плохо. Тарантино и Родригес — исполнительные продюсеры, в главной роли Роберт «T-1000» Патрик, а сам фильм открывает камео Брюса Кэмпбелла, который вместе с миловидной особой заходит в лифт. Из разговора становится ясно, что они адвокаты (вот уж кто настоящие кровопийцы). Внезапно лифт тормозит, Брюс открывает люк, чтобы разобраться, в чем дело, и его убивают плохо нарисованные летучие мыши (хоть что-то сделали как в первой части). Затем мерзкие твари облепляют женщину и начинают медленно ее пожирать. Наконец выясняется, что все происходящее — это просто кино по телевизору, а в реальной жизни нет ни лифта, ни мышей, ни Кэмпбелла, а есть только бездумно втыкающий в экран Роберт Патрик.

Судя по убогой обстановке, дела у него идут не очень. К счастью, его давний приятель Лютер предлагает разжиться деньжатами, ограбив городской банк. Сказано — сделано, Патрик нанимает нескольких отчаянных ребят и одного хлюпика, которому не то что ограбление — банальную тачку доверять не стоит. Банда снимает номер в придорожном мотеле, Лютер тем временем решает пропустить пару стаканчиков в местном баре... и это, конечно, оказывается Titty Twister с бессменным Дэнни Трехо за стойкой!

Естественно, Лютер становится вампиром, но это никак не сказывается на его планах: он возвращается в мотель, попутно покусав одного из бандитов, и заявляет, что надо отправляться в банк «вот прям ща». Патрик вяло сопротивляется, но остальных все устраивает. Парни садятся в тачку, при этом Лютер на всякий случай тонирует стекла, чтоб не зажариться на солнце.

Далее начинается вакханалия: штурм здания, сигнализация, полицейские, долгая перестрелка. По ходу дела Лютер с товарищем обращают в вампиров остальных членов банды, и лишь Роберт Патрик с местным шерифом могут им противостоять. В конце выжившие герои задаются вопросом: «А на фига вампирам вообще понадобилось грабить банк?» Ответ на него не получат ни сами герои, ни зрители.

Нельзя сказать, что создатели совсем уж наплевали на первоисточник. В фильме звучит «правильная» музыка, есть какие-никакие шутки, изредка встречаются операторские изыски. Смотрятся они, правда, странновато: к чему, например, включать вид от первого лица, когда персонаж отжимается? А вот оригинальной структурой решили пренебречь: сиквел развивается по принципу порнофильма: все спешат как можно скорее перейти к «этому самому», вот только «это самое» тут не секс, а сражения с нечистью. Вполне вероятно, данная аналогия приходила в голову и самим авторам, иначе зачем они вставили совершенно бессмысленную сцену (а вернее, даже серию сцен), где члены банды сидят в мотеле и смотрят порно? Потому что в первой части Ричи интересовался, есть ли в номере канал для взрослых?

Не обошлось и без вымученных отсылок к «Терминатору 2», которые, впрочем, слишком унылы, чтобы их упоминать.

От заката до рассвета 3: Дочь палача, 1999

Вслед за сиквелом не замедлил появиться и приквел, на сей раз снятый по сценарию Альваро Родригеса, двоюродного брата Роберта Родригеса. События третьей части разворачиваются за 80 лет до оригинального «От заката до рассвета». Сюжет примечателен двумя особенностями: он раскрывает предысторию Сантанико Пандемониум, а еще здесь есть Амброз Бирс. Тот самый, который написал «Случай на мосту через Совиный ручей» и ряд других классических произведений раннего хоррора: к примеру, повесть «Монах и дочь палача», подарившую триквелу мрачноватый подзаголовок. Роль старого гринго сыграл прекрасный Майкл Паркс («Твин Пикс», «Красный штат», «Бивень»).

Амброз Бирс пропал без вести в мексиканской глубинке в конце 1913 года. В стране бушевала революция, и писатель, бывший по совместительству военным корреспондентом, присоединился к армии Панчо Вильи в качестве обозревателя. В фильме Бирс, то и дело прикладываясь к бутылке, спешит на встречу с именитым революционером. По дороге он останавливается поглазеть на казнь: вешают главу преступной шайки Джонни Мадрида. В толпе зевак прячется дочь палача по имени Эсмеральда. В самый последний момент Джонни спасается, что приводит к уморительной сцене с беготней, пальбой и мордобоем, где этот обаятельный бандит предстает эдаким Зорро, но без благородных мотивов (так оно даже честнее). Не мудрствуя лукаво, создатели сразу же ударяются в кровавую буффонаду, где есть место и выпущенным кишкам, и мультяшным звуковым эффектам. Все это напоминает Looney Tunes с рейтингом R — не хватает только безумного кролика, ехидно вопрошающего: «Ну что, док?» — прежде чем впиться зубами кому-нибудь в морду.

В конце концов Джонни скрывается, прихватив с собой Эсмеральду (уставшая от отцовских побоев девица не возражает). Палач снаряжает погоню, а Бирс в компании молодоженов-миссионеров покидает город на скромном дилижансе. Передышка длится недолго: воссоединившийся с бандой Джонни прознает, что старый гринго должен передать Панчо Вилье некую ценность, и бросается за экипажем... Однако, как бы ни рыпались персонажи, все дороги все равно ведут в таверну под вывеской La tetilla del diablo. На вопрос, что она означает, Бирс бормочет: «Добро пожаловать домой, заблудшие паломники». Как и положено писателю, разумеется, врет. Реальный перевод можете загуглить — поверьте, оно того стоит.

Надо ли говорить, что происходит дальше? Бестиарий почти не уступает первой части, откровенной эротики стало побольше, а напитки вновь разливает вечно ухмыляющийся Дэнни Трехо. После трансформации мексиканец волшебным образом сбрасывает десяток килограмм, зато прибавляет в росте. «От заката до рассвета 3: Дочь палача» вообще не радует вниманием к деталям: скажем, трупы поверженных демонов то мгновенно сгорают, то так и остаются лежать.

Структурно сюжет приквела близок к оригиналу с той разницей, что здесь хоррор соседствует не с криминальным триллером, а с вестерном — и главные действующие лица готовы перебить не только вампиров, но и друг друга. Как и сиквел, «От заката до рассвета 3: Дочь палача» получил негативную оценку критиков, хотя ругали его, конечно, поменьше. Почти сразу после премьеры продюсеры заявили, что уже ведут работу над четвертой частью, которой, однако же, не случилось и до сей поры.

Буги изо всех сил, 1997

Сиквелы «От заката до рассвета», может, и не производили впечатления худших фильмов в истории, но по сравнению с первой частью смотрелись блекло. К тому же в 90-е годы вампирского кино хватало и без них: «Интервью с вампиром», «Дракула», «Блэйд», «Зависимость» — то были славные «досумеречные» времена. Но истинным фанатам шедевра Тарантино — Родригеса этого мало. Поэтому специально для них очаровательная Сара Келли сняла документальную ленту о создании первой части.

Многим знаком традиционный формат подобного «кино про кино»: забронзовевшие знаменитости вспоминают, как они снимали ту или иную сцену, разговоры перемежаются кадрами из фильма — все чинно-благородно, информативно, «по-взрослому». Сара Келли плюет на эти условности и в лучших традициях гонзо-журналистики погружается в жизнь съемочной группы с головой. Вместе с актерами, осветителями и Бог знает кем еще она прыгает в джакузи, бухает, гоняет профсоюзных активистов и вообще отрывается по полной. Ребята ей подыгрывают: отпускают сальные шуточки, травят анекдоты, смешно «ссорятся» на камеру и раздают интервью как бы между делом. Фред Уильямсон, к примеру, отвечает на вопросы, не смывая вампирский грим.

Сара опрашивает не только звезд, но и простых парней и девчонок: ассистентов, декораторов и членов массовки. Большая удача, что режиссер — женщина: в противном случае представительницы прекрасного пола вряд ли стали бы откровенничать на камеру, когда речь заходит о сексе. В одном из лучших эпизодов вся компания зажигает в баре: Джульетт Льюис, завидев объектив, трогательно прячет бутылку пива, а потом, уже изрядно набравшись, поет под караоке.

Саре Келли удалось невозможное: ее картина пропитана духом 90-х в еще большей степени, чем творение Тарантино — Родригеса! Впрочем, не стоит полагать, что весь фильм — это одно сплошное веселье. В нем хватает любопытных фактов о производстве и уникальных кадров со съемок.

Топ-8 интересностей из документального фильма «Буги изо всех сил»:

  1. Работая над сценарием «От заката до рассвета», Тарантино вдохновлялся книгами Стивена Кинга. Режиссер особенно отмечал умение короля ужасов прописывать правдоподобных героев.
  2. На постройку в калифорнийской пустыне бара Titty Twister ушло пять тонн досок, не считая декоративных элементов фасада.
  3. День рождения Роберта Родригеса пришелся на время съемок, и вся команда презентовала ему огромный праздничный торт. Более интересный подарок получила Джульетт Льюис от Джорджа Клуни: актер торжественно вручил ей дизайнерский стеклянный фак.
  4. Международный альянс работников театральной сцены (IATSE) выступал против съемок, поскольку картина с бюджетом $19 млн создавалась без его участия. Саре Келли удалось заснять тогдашнего председателя профсоюза Лайла Трахтенберга — в те годы он напоминал монстра Франкенштейна в исполнении Бориса Карлоффа.
  5. В вышеупомянутом караоке-баре Клуни и Тарантино охотно раздавали автографы. Они даже расписались на грудях одной из фанаток.
  6. В процессе съемок обгорела часть фасада Titty Twister, и художникам-декораторам пришлось перекрашивать поврежденные места.
  7. Дизайн постера «От заката до рассвета» заказали у известного художника Фрэнка Фразетты. Эти наработки так и не были использованы, но их влияние отчетливо видно на постере «Буги изо всех сил».
  8. В фильме хватало полуголых девиц, поэтому, чтобы соблюсти справедливость, съемочная бригада устроила конкурс мужских задниц. К голосованию за самые сексуальные ягодицы допускались только девушки. Победил стилист Эрман Оспина («Город грехов»).

Напоследок можно упомянуть пару... не минусов даже, а мелких недоработок, едва ли способных испортить общее впечатление. Во-первых, жаль, что Саре так и не удалось поговорить с музыкантами Tito & Tarantula, Томом Савини и Сальмой Хайек. Во-вторых, при таком количестве спецэффектов хотелось бы, чтобы о них рассказали подробнее. Тем не менее «Буги изо всех сил» — это лучшее продолжение «От заката до рассвета» на сегодняшний день.

От заката до рассвета (сериал, 2014–2016)

В 2014 году Роберт Родригес предпринял вялую попытку реанимировать франшизу в формате телесериала. Она не увенчалась особым успехом, но шоу продержалось в эфире три сезона. Тому было несколько причин. Главная заключалась в том, что режиссер обратился к мезоамериканской мифологии, что позволило значительно расширить вселенную «От заката до рассвета» и объяснить, наконец, откуда же взялись все эти монстры (вопрос этот волновал поклонников с давних времен). Вторая причина была в том, что Родригесу удалось привлечь старую гвардию, включая Роберта Патрика, Дэнни Трехо и Тома Савини (пусть и не все они выступили в привычных ролях).

Первое, что бросается в глаза после начальных титров, — это Piss Filter. Знаете, тот особый сорт цветокора, вошедший в моду после Resident Evil 5, когда весь экран заливают чем-то желтым, похожим на... лимонад, что, видимо, должно символизировать иссушающий летний зной? Почему-то в старых фильмах удавалось показать жару и без таких агрессивных фильтров.

Мы наблюдаем сцену в магазине из первой части, только вместо Джорджа Клуни тут Ди Джей Котрона, а вместо Тарантино — Зейн Холц. В остальном все то же самое, но есть и пара нюансов. Для начала, Ричи Гекко не просто сумасшедший, а провидец или экстрасенс. Второй нюанс заключается в том, что проходит пять, потом десять минут, а сцена все не кончается. Пятнадцать минут, двадцать, тридцать — а мы все еще находимся в магазине с редкими перерывами на бессмысленные флешбэки, где пожиратели пончиков до бесконечности треплются о проблемах в семье, и все лишь затем, чтобы вскоре получить пулю в живот. Потом серия заканчивается, задавая тон всему будущему сюжету. Большая часть первого сезона представляет собой затянутый пересказ оригинального фильма, но без Тарантино, Харви Кейтеля, Сальмы Хайек и вообще всего того, за что мы полюбили первую часть. Вердикт: если у вас есть «в запасе все время мира» (по выражению Тарантино), можно и посмотреть. Но, сказать по правде, даже шутер From Dusk Till Dawn 2001 года куда больше похож на достойное переосмысление классики 90-х.

* * *

«От заката до рассвета» — еще один хрестоматийный пример того, как удачный оригинал превращается в дойную корову для бесчисленных сиквелов, приквелов, сериалов и прочих ребутов. Порой так и хочется возопить: «Тарантино, приди, порядок наведи!»

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)