DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Все профессии нужны, все профессии важны

Итальянский детский писатель, а по совместительству журналист Джанни Родари не только подарил миру сказку про Чиполлино, но также написал замечательное стихотворение «Чем пахнут ремесла». В нем он, увы, обошел один важный вопрос: чем же пахнет от маньяка-убийцы. Но мы и так знаем ответ — потом, кровью невинных жертв и выпотрошенными внутренностями. Впрочем, душегубы — это только часть любого мало-мальски приличного хоррора. Другой, не менее важной составляющей являются его жертвы. А они, если перефразировать другой детский стишок, тоже «всякие нужны, всякие важны».

Собственно, о том, люди каких профессий чаще всего попадают в лапы зла, мы сейчас и поговорим. Только помните: в тексте могут встречаться спойлеры.

Древнейшие профессии

Пожалуй, одним из самых первых полноценных романов ужасов в литературе можно назвать «Франкенштейна» Мэри Шелли. Написанное в начале XIX века произведение породило одного из самых выдающихся монстров жанра, по злой иронии судьбы и в силу типичной подмены понятий получившего имя своего создателя, ученого Виктора Франкенштейна. В те лохматые времена наука еще только набирала мощь, поэтому четкого распределения на специализации не было. Виктор изучал как физику, так и алхимию, а оживление электричеством сшитого из частей мертвых тел чудовища можно считать своеобразным прототипом реанимации. Поэтому, не покривив душой, Франкенштейна (не монстра, присвоившего имя, а его создателя) с натяжкой можно отнести к докторам. В кинематографе, правда, куда как более знаменит именно что образ чудовища — например, в классической экранизации 1994 года «Франкенштейн Мэри Шелли» его сыграл не кто иной, как сам Роберт де Ниро — хотя ему далеко до каноничности Бориса Карлоффа.

Врачам вообще по долгу службы положено находиться на острие войны жизни со смертью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что иногда они становятся героями ужастиков, в которых смерть — это еще не конец. Одной из наиболее известных картин на эту тему можно считать «Коматозников» Джоэла Шумахера с Кифером Сазерледндом, Кевином Бейконом и Джулией Робертс. По сюжету студенты-медики намеренно переживают клиническую смерть с последующей реанимацией, чтобы заглянуть за грань. Правда, после этих экспериментов с ними начинают происходить события различной степени иллюзорности, но это мелочи для тех, кто норовит «сорвать покров тайны с мироздания и рассмеяться в лицо богу». В 2017 году вышел ремейк, единственным достоинством которого является камео Кифера Сазерленда из оригинальной ленты.

Схожая фабула используется в «Эффекте Лазаря» 2015 года, с той лишь разницей, что здешние доктора не умерщвляют себя умышленно, а пытаются воскресить коллегу после несчастного случая. Но после возвращения с того света доктор Зои в исполнении заслуженной «Тринадцатой» Оливии Уайлд ведет себя крайне неприятно — мерцает черными глазами, страдает от видений огненного ада и безо всякого пиетета относится к жизням других.

Не все медики исцеляют здоровье физическое, кому-то необходимо и ментальным заниматься. Психологи и психиатры, если верить кинематографистам, тоже время от времени встречаются с запредельным злом. Одним из наиболее выдающихся воплощений работы психиатра с потрясающей визуализацией искореженного больного разума является «Клетка» Тарсема Сингха. Психиатр в исполнении Дженнифер Лопес погружается в разум маньяка-психопата Карла, находящегося в коме, чтобы узнать, где он держит свою последнюю жертву, которая еще может быть жива. Недра подсознания, как это часто бывает у Сингха, выглядят вычурно, экстравагантно и запоминаются на раз-два.

Героине фильма 2008 года «Убежище» доктору Хардинг в исполнении Джулианны Мур погружаться в сознание пациента приходится в переносном смысле. И даже не в одно — она изучает случай бродяги Адама, страдающего от расщепления личности. Доктор не верит в сам факт существования множественных сознаний в одной голове, но случай Адама уникальный — он раздвигает границы не только медицины, но и самой реальности, заставляя женщину поверить в существование высших сил (и, как следствие, дьявольского промысла).

Как известно, если долго вглядываться в бездну, то бездна начнет вглядываться в тебя. А если долго общаться с больными преступниками, то самому можно поехать кукухой и натворить всякого. Примерно это и происходит с Мирандой Грей (Хэлли Берри), тюремным психиатром из «Готики» 2003 года. Однажды она становится пациенткой в той самой тюрьме, где до этого работала. У женщины амнезия, ее обвиняют в убийстве собственного мужа, считают невменяемой, а призрак какой-то девушки только усугубляет сомнения в собственной адекватности.

В психиатрической лечебнице происходят события третьей части «Кошмара на улице Вязов» с подзаголовком «Воины сновидений». Нэнси, главная героиня первой части, становится врачом-психиатром и пытается помочь детишкам с нарушениями сна. Она знает, что те не хотят спать не просто так — их мучает призрак-убийца Фредди Крюгер. Это не единственная серия во франшизе, где задействованы психиатры, но именно в триквеле они действуют наиболее активно.

Если абстрагироваться от лекарей, то представителями другой наиболее древней профессии, освещавшейся в жанре ужасов, станут адвокаты. Именно адвокатом был Джонатан Харкер, один из героев романа Брэма Стокера «Дракула», увидевшего свет в конце XIX века. Современному зрителю Джонатан наверняка знаком в исполнении перманентного Джона всея киноиндустрии, потрясающего Киану Ривза из одноименной экранизации Фрэнсиса Форда Копполы.

В конце XIX века разворачиваются события «Женщины в черном», романа британской писательницы Сьюзен Хилл. Книга обзавелась двумя экранизациями, в которых, по ироничному стечению обстоятельств, главного героя, адвоката Артура, сыграли два Поттера — Джеймс и Гарри. В экранизации 1989 года роль протагониста исполнил Эдриан Роулинс, позже воплотивший отца Гарри Поттера в нескольких фильмах фэнтези-франшизы, а в 2012 году уже сам Дэниел Рэдклифф. Сюжет оригинальностью не блещет: молодой адвокат приезжает в глубинку, чтобы разобраться с завещанием почившего клиента, но вместо этого натыкается на призрак женщины в черном. Простоту завязки уравновешивает мастерство исполнения — версия 2012 года на момент выхода стала самым успешным британским кинохоррором.

Упоминая адвокатов, Киану Ривза и ужасы, нельзя обойти вниманием небезызвестную картину «Адвокат дьявола». В название вынесено устойчивое выражение, которое по ходу просмотра все чаще хочется воспринимать буквально. До определенного момента картина балансирует на грани мистицизма и реализма с уклоном в психологическую драму, но в конце концов становится ясно, что герой Аль Пачино действительно Люцифер во плоти. А выдающийся молодой адвокат Кевин Ломакс (Киану Ривз) — его сын, сиречь Антихрист. Впрочем, концовка остается открытой, оставляя перспективу Апокалипсиса туманной.

Светлое будущее с темным прошлым

Профессии — это, конечно, хорошо, но зачастую не все персонажи успевают ими обзавестись до того, как оказываются втянуты в сверхъестественные переделки. Очень часто главными героями выступают школьники — и речь даже не о набившей оскомину экранизации «Оно» в обеих ипостасях. Например, подавляющее большинство главных героев франшизы «Кошмар на улице Вязов» — самые что ни на есть среднестатистические школьники. Вынуждены решать задачи как по математике, так и с вторжением инфернальной сущности герои сериала «Очень странные дела», давшего старт целой плеяде юных актеров.

Вообще, в 80-х и 90-х были весьма популярных слешеры, в которых школьников кромсали на куски. Один из них даже называется «Школьный бал» (или «Выпускной» в другом переводе). Картина примечательна участием не только Джейми Ли Кертис, двумя годами ранее отметившейся в культовом «Хэллоуине», но и замечательного комика Лесли Нильсена. Оный слешер не только породил несколько продолжений, но также заложил основы (а точнее, развил их) многих последующих фильмов в данном направлении, включая «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» и «Крик».

Среди множества ужастиков, героями которых являются школьники, — «Кристина», «Тело Дженнифер», «Виселица» (тут даже сюжет разворачивается в здании школы), «Кэрри» или комедийный «Волчонок» с Майклом Дж. Фоксом. Даже фантастика в лице «Класса 1999», «Непристойного поведения» и «Факультета» отметилась. Есть что пересмотреть вместо очередного посещения встречи выпускников.

Разумеется, не только «школьные годы чудесные» волнуют умы творцов. На долю студентов тоже выпадает немало переживаний. Даже сама дорога до университетского кампуса полна опасностей, что наглядно демонстрирует «Пункт назначения 2». По дороге на учебу героиня едва не попадает в жуткую аварию, но, благодаря видению, избегает смерти. Плохо лишь то, что избегает временно. А вот кому повезло меньше, так это однокурсникам из «Пульса», американского ремейка японского технохоррора. Ребята замечают, что их товарищ внезапно пропал, после чего весь кампус, а следом и город, накрывает эпидемией жуткой болезни.

Но зачастую студенты и колледжи выступают всего лишь едва упоминаемым фоном. Редко где общажная жизнь используется в качестве движущей сюжетной силы. А вот создателям дилогии «Счастливого дня смерти» и «Счастливого нового дня смерти» это удалось. Студентка Триш застряла во временной петле в общежитии на свой день рождения — каждый день начинается в постели незнакомого парня, а заканчивается ее смертью. Чтобы разорвать порочный круг, ей придется разобраться не только в происходящем, но и в себе. И тут реалии студенческой жизни худо-бедно, но скажутся.

В период летних каникул многие школьники отправляются в летние лагеря, где в качестве вожатых зачастую выступают либо старшеклассники, либо студенты, которым нужна подработка. Такую благодатную почву никак не могли обойти стороной хоррормейкеры — даже в СССР рассказывали страшилки в пионерлагерях. Самой известной историей о резне в летнем лагере стал классический слешер «Пятница, 13-е», зародивший впоследствии полноценную франшизу и создавший (но отнюдь не в оригинальной картине) образ громилы Джейсона Вурхиза в хоккейной маске и с мачете наперевес. В 2009 году вышел ремейк с Джаредом Падалеки, более известным как Сэм Винчестер, но новое прочтение ничем не отличалось от оригинала.

Концепция резни в лагере стала весьма популярной в американской культуре. Из идейных последователей можно выделить второй сегмент относительно свежей трилогии от Netflix «Улица страха: 1978», сериал «Мертвое лето» и девятый сезон «Американской истории ужасов» с подзаголовком «1984», а также комедийный хоррор «Последние девушки», высмеивающий штампы подобных слэшеров.

Ботаники-гуманитарии и люди на все времена

Стивену Кингу с многочисленными экранизациями не посчастливилось попасть в раздел со школьниками, зато ему нашлось место в списке творческих профессий. Всем прекрасно известно, что маэстро любит выводить в качестве персонажей своих произведений людей творческих — музыкантов, художников, но более всего писателей. По одним только экранизациям Кинга с бумагомараками без проблем можно составить отдельный топ, но упомянем лишь некоторые: «Тайное окно» с Джонни Деппом и «1408» с Николасом Кейджем. Джек Торранс в исполнении Джека Николсона также увлекался сочинительством в классике жанра «Сияние» от Стэнли Кубрика, а Боб Дженкинс, писатель-фантаст из «Лангольеров», выстраивал логическое объяснение для пассажиров рейса «Американ Прайд» (и зрителей).

В поисках вдохновения для следующей книги писатель Эллисон Освальт заселяется вместе с семьей в дом, где когда-то произошло жуткое убийство. Все члены семьи, кроме младшей дочери, были убиты, а девочка бесследно исчезла. Пытаясь распутать это дело, Эллисон находит старинный кинопроектор с несколькими лентами. На них запечатлены многочисленные убийства детьми своих семей, но что самое страшное — там есть кто-то еще, кто-то зловещий. Таков сюжет фильма «Синистер» с Итаном Хоуком.

Писательницей и журналисткой является также Гейл Уэзерс, героиня Кортни Кокс из упомянутый выше франшизы «Крик». Ушлая женщина пишет бестселлеры по мотивам происходящих кровавых убийств, но однажды сама становится участницей новой резни. Собственно, журналисты, близкие по методам работы к писателям, тоже неоднократно становились героями фильмов — взять хотя бы японо-американскую франшизу «Звонок». Репортеры Рэйко и Рэйчел (в зависимости от страны) проводят журналистское расследование о загадочных смертях подростков, которые связаны с жуткой городской легендой — видеокассетой со странной записью.

Практическая польза от гуманитариев в среде технических специалистов до сих пор является предметов шуток и объектом научных изысканий — удастся ли доказать ее опытным путем? А вот неизменным спросом на протяжении всей истории человечества пользовались воины — пришлые наемники или регулярные войска. Им тоже приходится иметь дело со смертью, а ужасы войны не идут ни в какое сравнение с фантазией литераторов и кинематографистов. Но иногда кто-нибудь нет-нет да и столкнет суровых солдафонов с миром духов и сверхъестественных сущностей.

В 2002 году режиссер Дэвид Туи, приложивший руку к таким проектам, как «Чернокнижник», «Прибытие» и «Черная дыра», выпустил в меру камерный ужастик «Глубина». Почти все действие разворачивается на борту подводной лодки ВМС США «Тигровая акула» на просторах Атлантического океана во времена Второй мировой войны. Экипаж получает сигнал бедствия и берет на борт нескольких выживших после крушения, среди которых есть женщина. Суеверные подводники бормочут, что «женщина на корабле — к беде», после чего начинает происходить всякая чертовщина. Только вот истинная причина отнюдь не в гендерных стереотипах и дремучих суевериях.

Но снимать ужастики про Вторую мировую без мифов о тайных оккультных экспериментах нацистов не комильфо. В 2018 году ситуацию исправили, выпустив на экраны «Оверлорд». По сюжету интернациональный отряд солдат после высадки в Нормандии оказываются в тылу немецких войск. Пробиваясь к расположению союзных войск, они попадают в секретную лабораторию, где немцы при помощи специальной сыворотки оживляют мертвецов. Чтобы остановить нашествие зомби-нацистов, солдатам приходится устроить диверсионную вылазку с последующим подрывом лаборатории.

Разумеется, самый масштабный военный конфликт привлекает больше всего внимания в мировой культуре, но его предтечи тоже не обделены. Майкл Дж. Бассет в 2002 году поставил полноценный хоррор «На страже смерти» про окопное противостояние времен Первой мировой войны. Отряд английских солдат попадает при отступлении в облако странного тумана, где теряет ориентиры. Блуждая в белесом мареве, солдаты натыкаются на большую траншею, которую обороняют трое немцев — но опасаются они не англичан, а кого-то другого. Некая таинственная сила заставила всю роту перебить друг друга, а теперь, по словам одного из пленных немцев, это произойдет и с ними. Фильм нарочито выдержан в мрачном, сером и грязном тоне, что визуально передает безысходность положения.

Военные не раз становились героями фильмов ужасов — можно вспомнить, к примеру, «Битву в пустыне», «Джиннов» или корейский фильм «Точка R». Другое дело, что солдатам и без паранормальнщины приходится бороться со смертью и ужасом, поэтому усугублять положение выдуманными сложностями не всегда необходимо.

Несмотря на тягу человечества к саморазрушению и, как следствие, засилье военных, в людях все еще живет наивная вера в светлое будущее. Ну, или хотя бы в гений Илона Маска, который позволит рано или поздно свалить с этой планеты в поисках лучшей доли. И тогда наконец-то станут актуальными все фильмы ужасов про космонавтов.

Покорители межзвездного пространства в темном жанре пока что представлены недостаточно широко, чтобы их можно было делить на различные составляющие. Конечно, есть полноценные астронавты в самом обыденном смысле этого слова, как в мокъюментари «Аполлон 18». Есть космические дальнобойщики — экипаж «Ностромо» из «Чужого», есть спасатели — «Льюис и Кларк» из «Сквозь горизонт». Больше всего разношерстных команд из ученых — «Живое» и «Парадокс Кловерфилд». Все эти славные мужчины и женщины занимаются разными делами на борту своих кораблей, но всех их объединяет одно: они столкнулись с чем-то запредельным на просторах космоса.

***

Будущее постепенно надвигается на нас, даже если мы этому противимся и в упор не замечаем. Кто знает, о людях каких профессий будут снимать кино в будущем, но совершенно точно, что не каждая работа налезет на каркас увлекательной истории. Врачи и подростки будут в моде всегда, писатели и журналисты легко встраиваются в любое расследование, в то время как программиста сложно представить пишущим код на латыни, чтобы заразить компьютеры всего мира инфернальным демоном-вирусом.

С другой стороны, уже есть ужастики про блогеров. Возможно, в воспаленном сознании какого-нибудь отбитого трешедела прямо сейчас зреет идея про какую-нибудь любительницу «Инстаграма», питающуюся лайками и готовую ради них на все. Как не остановить прогресс, так и не прекратить поток новых фильмов ужасов.

Ведь грамотно пугать людей своими фантазиями — это тоже профессия.

Комментариев: 0 RSS

Оставьте комментарий!
  • Анон
  • Юзер

Войдите на сайт, если Вы уже зарегистрированы, или пройдите регистрацию-подписку на "DARKER", чтобы оставлять комментарии без модерации.

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)