DARKER

онлайн журнал ужасов и мистики

Владислав Женевский - автор

Что общего можно отыскать у людей и нелюдей? И те, и другие запросто могут оказаться монстрами… Вместе с литредактором Владиславом Женевским возвращаемся в 2009 год, когда в отечественных книжных магазинах появился очередной «страшный» сборник Стивена Джонса.

Мы можем долго рассуждать о достоинствах «Террора», хулить Дина Кунца и превозносить Стивена Кинга, выкладывать деньги за очередной сборник унылых готических страшилок — но пока в России не выйдет хотя бы один роман и один сборник Рэмси Кэмпбелла, о хорроре мы будем знать ничтожно мало. Вспоминаем первое русское интервью с легендой мирового хоррора, которое мистер Кэмпбелл дал специально для «Тьмы» в 2009 году.

Составляя подборку наиболее значимых книг, выпущенных на русском языке в 2012-м году, автор этих строк столкнулся с неожиданной трудностью: список едва-едва удалось уместить в число «двадцать». А значит, даже у жанрового пуриста нашлось бы что почитать на каждые выходные – если чередовать хорошие книжки с середнячками и не забывать о классике. В свете происходящего на книжном рынке это если и не достижение, то повод для осторожной фанатской радости.

Среди писателей, посвятивших себя жанру ужасов, не много найдется столь же титулованных, как Питер Страуб. Автор «Истории с привидениями», трилогии о Голубой Розе и «Мистера Икса» был восемь раз удостоен премии Брэма Стокера (один раз «За общие достижения»), дважды — Всемирной премии фэнтези и премии Международной гильдии хоррора; число номинаций на эти и другие награды с трудом поддается учету. Ему присвоили титулы «Грандмастера хоррора» и «Живой легенды». Впрочем, главной наградой для любого писателя всегда будет читательский успех — и здесь судьба тоже не обделила Страуба. Его книги продолжают активно переиздаваться, лишь немногим уступая в популярности двум романам, написанным в соавторстве со Стивеном Кингом — «Талисману» и «Черному дому». «Тьма» стала первым российским изданием, которому мэтр дал интервью.

В список вошли произведения хоррора и близких к нему направлений, которые так или иначе повлияли на развитие жанра в России. Одни из них (в том числе и недавние) представляют исключительно исторический интерес, другие будут интересны читателям и спустя многие годы.

В минувшем августе в пансионате «Морской прибой», что у Финского залива, прошла вторая по счету Петербургская фантастическая ассамблея. Под ее уютным зонтиком нашлось место и хоррор-секции. Специально для тех, кто до Питера не доехал, «DARKER» публикует текст большого обзорного доклада «Русский хоррор в литературе», прочитанного в первый день Ассамблеи Владиславом Женевским. В связи с внушительным объемом материал будет разбит на две части.

В феврале года две тысячи двенадцатого (заключительного) в тихом омуте российской литературы заворочалась странная, пугающая фигура – убыр. Незнакомец этот не отличался обаянием, не тискал девиц по углам, подобно Эдварду Каллену, – а зыркал себе стеклянными глазами да пожирал потихоньку людские души. Но как-то так вышло, что история о мальчике (точнее, подростке), вступившем в схватку с настоящим злом, нашла признание и у читателей, и у критиков, номинировалась на несколько премий и прозвучала на книжном рынке звонким весенним аккордом.

Это имя - брэнд. Под этой фамилией издаются книги разных авторов, но большая их часть принадлежит перу одного человека. Эксклюзивное интервью с Александром Варго, автором хоррора, чьи книги изданы общим тиражом свыше 100 тысяч экземпляров, - в первом номере онлайн-журнала DARKER.